САВОНАРОЛА
Его:
Об искусстве хорошо
умирать, "Вестник РХД", 1981, №135
Савонарола Дж. Жизнеописание. Молитвы из темницы. М.: Издательство францисканцев, 1998. 275 с.
Его дед Микеле.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
САВОНАРОЛА
(Savonarola) Джироламо, иером. (1452-98), итал. католич. проповедник, богослов
и обществ. деятель. Род. в аристократич. семье. Отец С., известный ученый, готовил
его к медицинской карьере и дал ему прекрасное образование. Однако юноша тайно
покинул дом и вступил в орден доминиканцев (1475). В Болонском м-ре он изучал
схоластич. философию, Библию и написал свои первые стихи. Там же проявился его
великий проповеднический дар. По благословению монастырского начальства он проповедовал
в различных городах Италии. Моральный упадок общества побудил С. вступить в
борьбу за духовное возрождение страны. Из его книг "Об истине пророчества" и
"Об откровениях" явствует, что С. осознал себя преемником ветхозав. *пророков,
призванным возвестить волю Божью народу. В своих проповедях, толкуя Библию,
он предсказывал великие бедствия родине, если она не вступит на путь покаяния.
Воздействие речей С. было огромным. Среди его почитателей были мн. знаменитые
современники: прп.*Максим Грек, *Микеланджело, *Пико делла Мирандола, С.Боттичелли.
Поселившись в 1490 во Флоренции, С. открыто объявил свою программу нравств.
обновления Церкви. Он находил в Писании прямые указания на неизбежность историч.
возмездия, если духовенство и народ не покаются. Деятельность С. способствовала
падению диктатуры дома Медичи и образованию республики, духовным главой к-рой
оказался проповедник (хотя сам он сторонился политики). Римская курия, находившаяся
при папе Александре VI Борджиа в самом плачевном состоянии, отнеслась к С. как
к опасному мятежнику. Против него были приняты суровые меры. Но никакие запрещения
не могли остановить пророчествующего монаха. В конце концов против С. была использована
партия его политич. противников во Флоренции. Монастырь св.Марка, где он был
настоятелем, взяли штурмом. С. и его приверженцев арестовали. В
тюрьме он написал свои вдохновенные толкования на псалмы. После пыток
и суда пророк свободы был обвинен в ереси и казнен. Его труды, в частн. проповеди
на тексты Писания, были тесно привязаны к конкретным событиям современной ему
Италии; они являются ярким примером актуализации Писания с помощью *аккомодического
толкования Библии. Ряд позднейших историков обвинял его в фанатизме, в ненависти
к гуманистич. культуре. Но эти упреки неосновательны. С. ценил искусство, сам
писал стихи; он лишь протестовал против разврата и роскоши. "Если бы в 15 веке,
— писал Виллари П., — прислушались к голосу Савонаролы, Реформация не сделалась
бы явлением необходимым, равно и религия не очутилась бы в разладе с разумом
и свободой". Примечательно, что последующие папы, рассмотрев его сочинения,
не нашли в них ничего еретического, а нек-рые папы склонны были считать его
святым.
u Письма и речи С., в приложении к рус. пер. кн.Виллари П. (см. ниже); Об
искусстве хорошо умирать, "Вестник РХД", 1981, №135; перечень изд. см. в
ODCC, p.1239.
l Архим.А м в р о с и й (Погодин), Фра Иероним С., "Вестник РХД",
1981, ? 135; В и л л а р и П., Джироламо С. и его время, СПб.,
1913; Д у н а е в Б.И., Соч. С. и Максима Грека, "Древности",
М., 1907, т.4, вып.1, Протоколы; *И в а н о в А.И., Максим
Грек и С., БТ, 1974, сб.12; Иероним С., реформатор Флорентийский,
ПО, 1860, т.III, №12; О с о к и н Н.А., С. и Флоренция, Каз.,
1865; Х е р м а н н Х., С. Еретик из Сан-Марко, пер. с нем.,
М., 1982; Ш е л л е р А.К. (Михайлов), С., его жизнь и обществ.
деятельность, СПб., 1893; ЭСБЕ, т.28а; иностр. библиогр. см. в указ.
трудах.
Митякин. Савонарола. Христианское
чтение. 1898. Т. CCVI. Ч. II. С. 854-893. (по перепечатке
в: Журнал Московской Патриархии, № 12, 1998).
|