МАЙМОНИД (РАМБАМ)
На англ.: http://rmbm.brinkster.net/mtr/mtr.asp
На русском: http://www.rambaminrussian.org/
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МАЙМОНИД Моисей, М о ш еб е н М а й м о н (1135-1204), иудаистский
экзегет, богослов, философ и врач. Род. в Кордове (Испания); в семье
отца получил религ. воспитание и образование; через араб. учителей
познакомился с естеств. науками и философией. Преследование евреев
династией Альмохадов вынудило М. покинуть родину. После долгих скитаний
он поселился в Египте, где занял должность лейб-медика при дворе
султана Саладина. М. высоко ценил Аристотеля, труды к-рого читал
в араб. переводе. Цель собств. работ М. видел в том, чтобы «согласовать
Тору с истинной наукой», т.е. с учением Аристотеля. Если *Филон
Александрийский толковал ВЗ в свете платонизма, то М. привлекал
к экзегезе аристотелизм.
В кн. «Путеводитель колеблющихся», написанной на араб. яз. (1190),
М. пытался сформулировать и интерпретировать основные догматы ВЗ.
Из талмудич. предания философ хотел вычленить только рациональное
зерно, надеясь, что его собств. комментарии заменят это предание.
Прежде всего, М. утвердил для понимания Библии принцип *апофатического
богословия. Ни *антропоморфизмы, ни *имена Божьи в Библии, по его
мнению, не отражают высшей Реальности адекватно. Бог превышает любые
определения. Его имена и свойства — это лишь указания на Божественные
деяния в мире. Однако М. считал возможным толковать отношение Бога
и мира по аналогии с природной душой человека: мир — целостный организм,
а Бог — его незримая, животворящая Душа. Идея вечности Вселенной
казалась М. философски обоснованной, но в данном случае он склонялся
перед библ. *креационизмом как перед Откровением, превышающим пределы
разума. Первые главы Быт М. интерпретировал аллегорически: Адам
— разум, Ева — чувство. Тем не менее нек-рые образные выражения
Библии он понимал буквально, в соответствии со своим представлением
об одушевленности природы. Особое внимание М. уделял вопросу об
*Откровении и пророчестве. Пророк, утверждал он, не просто передатчик
слов Божьих и не человек, своим разумом постигающий истину, а тот,
кому она открыта и кто выражает ее, используя свои знания, опыт,
силы души. Прежде чем учение М. было принято в иудаизме, оно подвергалось
нападкам ортодоксов. В 1234 иудейские религ. власти добились от
католич. инквизиции осуждения и сожжения его книг. Однако опыт М.
по созданию рациональной религ. философии оказал большое влияние
на формирование европ. схоластич. мысли. В лат. переводах его труды
изучали *Альберт Великий, Александр Гэльский (ок.1186-1245), Дунс
Скотт (ок.1265-1308).
u M o s e sb e nM a i m o n. The Guide of the Perplexed, Chi.,
1963; в рус. пер.: «Путеводитель колеблющихся», в кн.: Григорян
С.Н. Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7-12 вв., М., 1960; Антология
мировой философии, М., 1969, т.1, ч.2.
l [*В о р о н ц о вЕ.], Учение Маймонида о ветхозав. пророчествах,
ВиР, 1900, № 10; *Г р е т цГ., История евреев от древнейших времен
до настоящего, Одесса, 1906, т.7; М., ЕЭ, т.10; С о к о л о вВ.,
Ср.-век. философия, М., 1979; Ф и л и п п о вМ., М. и Каббала, «Век»,
1882, № 10; ФЭ, т.3 (там же указана библиогр.); H e s c h e lA.,
Maimonides, B., 1935; L e v yL.-G., Maimonide, P., 1932; M u n z
J.,
Maimonides, Boston, 1935; см. также ст., посвященную 850-летию
со дня рождения М., «Курьер ЮНЕСКО», 1986, № 10.
|