ВИКЕНТИЙ (Vicentius) ЛИРИНСКИЙ
Его: О вере, 434 г.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВИКЕНТИЙ (Vicentius) ЛИРИНСКИЙ, прп. (ум. ок. 450), зап. отец Церкви.
Род. в Галлии. Ок. 426, оставив военную службу, поселился в уединенной
обители на острове Лирин. В. много размышлял о нестроениях и ересях,
волновавших Церковь. Результатом этих размышлений стал трактат В.
«Против еретиков», появившийся под псевдонимом «Перегрин» (Peregrinus,
Странник). Труд этот сохранился в неполном виде (рус. пер.: Памятные
записки, Каз., 1863).
В отличие от других произведений антиеретич. полемической лит-ры
книга В. не столько опровергает заблуждения, сколько ставит перед
собой цель сформулировать основные критерии истинности христ. учения.
«Если я или другой кто, — писал В., — захотел бы узнать обманы и
избежать козней появляющихся еретиков и пребыть в здравой вере здравым
и невредимым, то должен, с помощию Божиею, оградить свою веру двояким
образом: во-первых, авторитетом Священного Писания, во-вторых, Преданием
Вселенской Церкви» (I,2). Т. о., В. принадлежит формулировка учения
о д в у х и с т о ч н и к а х вероучения. Позднее в
богословии это учение было развито в сторону признания большего
единства Писания и Предания (Библия как часть Предания в широком
смысле слова). Спорным оказался тезис В. о Предании, к-рое он определяет
как то, «во что верили повсюду, всегда, все» (там же), поскольку
целостное учение Церкви, ее Предание, не было застывшим сводом истин,
данных апостолам, а раскрывалось в процессе живой динамики церк.
истории. Однако глубокая правота В. заключалась в призыве сохранять
верность п р е е м с т в е н н о с т и учения
(в доказательство он ссылается на Гал 1:9).
Особенную трудность для В. представлял тот факт, что еретики, как
и православные, апеллировали к Библии (в полемике с ними В. в духе
времени был весьма резок, называя их «бешеными собаками» и т. п.).
«Что же, скажет кто-нибудь, — спрашивал В., — делать людям православным,
сынам матери Церкви, когда божественными глаголами, изречениями,
обетованиями пользуются и диавол, и ученики его, из которых одни
— лжеапостолы, другие — лжепророки и лжеучители, а все вообще
— еретики? Как им отличить истину от лжи в виду изречений Священного
Писания?» (I,27), и на этот вопрос сам давал ответ: следует «наблюдать,
чтобы Священное Писание истолковывалось согласно с преданиями всей
Церкви и по указаниям вселенского догматического учения» (там же).
В то же время В. отмечал, что ориентация на Предание и церк. учительство
должна соблюдаться «не относительно всех каких-либо м а л
о в а ж н ы х в о п р о с о в (разр. — А. М.) Божественного
закона, но главным образом т о л ь к о к а с а т е л
ь н о п р а в и л в е р ы» (I,28). Из этого явствует,
что рекомендации В. ограничиваются в основном догматич. стороной
экзегезы, не стесняя ее свободы в частностях (историч., филологич.
и др.).
u M i g n e. PL, t. 50.
l *Г а р н а к А., История догматов, в кн.: Общая история
европ. культуры, СПб., т.6, [1911]; П е т р у ш е в с к и й
В., Учение В. Лиринского о Свящ. Предании, «Руководство для
сел. пастырей», 1896, т.1, № 16, т.2, № 20, 23; ПБЭ, т. 3, с.446-54;
свящ.Ф и л е в с к и й И., Св. В. Лиринский о свящ. Предании
и его значении, «Странник», 1896, № 9-12, 1897, № 1-4; NCE, v. 14.
|