ТИХОНИЙ (Tyconius) АФРИКАНСКИЙ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ТИХОНИЙ (Tyconius) АФРИКАНСКИЙ (ок.330-ок.390), латиноязычный христ. богослов
(по нек-рым данным, епископ). Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно,
что он жил в Римской Африке и принадлежал к ригористической группировке раскольников,
возглавляемой карфагенским еп. Донатом. Впрочем, среди самих донатистов Т. считался
либералом и подвергся осуждению на их соборе (380). Т. принадлежит толкование
на Откр, к-рое в наст. время утрачено. В историю библеистики он вошел как автор
кн. «Liber de septem regulis ad investigandam et inveniendam S. Scripturae intelligentiam"
(рус. пер.: «Книги о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св.Писания»).
Труд Т. направлен на преодоление библ. *«противоречий» и объяснение *трудных мест
Библии. В 1-3 правилах он отмечает, что следует различать между речениями,
касающимися Спасителя и Его *Церкви, хотя в самом контексте они нередко слиты
воедино. Такого же дифференциров. подхода требует понятие «Израиль». Напр., во
2-й части Кн.Исайи он одновременно назван избранником, орудием спасения (41:8
сл.) и глухим слепцом (42:18 сл.). В первом случае говорится об идеальном народе
Божьем (Церкви), а во втором — о народе в его эмпирическом состоянии. 4-е правило
посвящено трудному вопросу об оценке *Закона ап.Павлом. С одной стороны, апостол
возвещает, что Закон отменен, а с другой — что он «свят» (см.Павла св. ап.Послания).
Т. толкует это таким образом: святы сами заповеди Закона как данные Богом; бессильны
же они, когда люди относятся к ним формально, законнически. Согласно Т., такое
отношение было не только у фарисеев, но часто встречается и у христиан. 5-е правило
содержит попытку объяснить цифровые расхождения в Библии. 6-е правило вводит теорию
«рекапитуляции», согласно к-рой ряд событий и образов, следующих в тексте друг
за другом (напр., в Откр), не означает хронологич. последовательности, а описывает
одно и то же событие с разных точек зрения. 7-е правило касается библ. иносказаний
и метафор. Напр., речь к вавилонскому царю в Ис 14 одновременно относится и к
сатане. Книга Т. высоко ценилась блж.*Августином, несмотря на то, что ее автор
был раскольником. Через Августина труд Т. оказал влияние на *средневековую экзегезу,
начиная с *Исидора Севильского.
uM i g n e. PL, t.18; в рус. пер.: Т. Африканца кн. о семи правилах, ПрТСО,
1891, № 3-4.
l Архим.*А н т о н и й (Храповицкий), О правилах Т. и их значении для совр.
экзегетики, полное собр. соч., СПб., 19112, т.2; иностр. библиогр. см. в ODCC,
p.1400. |