ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ
См. 4 век.
Кратко: Мень, 1985.
Cочинения воспроизводятся по:
Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Пер.,
вступ. статья и комм. А.И.Сидорова. М.: Мартис, 1994. Как фототипия - опись А, №21880.
Слово о духовном делании или Монах.
С. 96-112. Перевод прежний,
в Добротолюбии.
Умозритель. C. 113-119.
Умозрительные главы.
Мысли.
Зерцало иноков и инокинь.
Послание о вере.
О помыслах. См. cтарый
перевод в "Добротолюбии" и на ту же тему его
текст в "Добротолюбии".
Из "Добротолюбия", не имеет аналогов в переводах Сидорова:
О деятельной жизни сто глав.
- Изображение монашеской жизни.
- Изречения. - Наставления
инокиням.
Evagre le Pontique. Scholies et Proverbes. SC, 340. Paris: CERF, 1987. 526 pp.
О нем:
Его бранит Лествичник;
его учение о логосах у Исаака
Сирина;
очерк Мейендорфа;
Casiday A.M. Evagrius Ponticus. London: Routledge, 2006. 268 pp. Кэсиди А. Евагрий Понтийский. Лондон, 2006. Переводы с комментариями.
Guillaumont, Antoine. Un philosophe au desert Evagre le Pontique. Paris: Librarie Philosophique J.Vrin, 2004. 430 pp.
Sorabji, Richard. Emotion and Peace of Mind. From Stoic Agitation to Christian Temptation. Oxford, 2000. 512 pp.
его учение об ангелах, анализ Кривошеина;
Омэнн, 1994; Бунге;
Кротов: Евагрий Неокесарийский: радостно ли бесстрастие?
Konstantinovsky, Julia. Evagrius Ponticus: The Making of a Gnostic Aldershot. Ashgate, 2009, 230 pp. Series: New Critical Thinking in Religion, Theology and Biblical Studies Format: 234 x 156 mm Binding: Hardback ISBN: 978-0-7546-6265-5
Tilby, Angela. The Seven Deadly Sins: Their origin in the spiritual teaching of Evagrius the Hermit. London, SPCK, 2009, 176 pp.
Corrigan, Kevin.
Evagrius and Gregory: Mind, Soul and Body in the 4th Century
Aldershot, Ashgate, October 2009, 256 pp. Евагрий и Григорий Нисский.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (ок.345-ок.399), греч. подвижник,
духовный писатель и экзегет. Род. в провинции Понт (Черноморское
побережье М. Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок
к свт. *Василию Великому, к-рый поставил его чтецом. Он пользовался
также расположением свт. *Григория Нисского и свт. *Григория Назианзина,
рукоположившего его в дьяконы. После II Вселенского Собора (на
к-ром Е. присутствовал в качестве участника) Е. побывал в Египте
и вернулся в Константинополь к новому патриарху Нектарию. Но вскоре,
спасаясь от постигших его искушений (от страсти к женщине), он
покинул столицу и удалился в пустыню (сначала в Палестинскую,
а в 383 — в Египетскую). В Египте он сблизился с великими учителями
монашества, с Макарием Египетским и Макарием Александрийским.
Два года Е. провел в Нитрии и 14 лет в Келлии. Феофил Александрийский
решил поставить его во епископы, но Е. тайно скрылся.
Как и его учитель свт. Василий Великий, Е. был одним
из первых аскетических писателей, вышедших из образованной среды.
Ему принадлежит ряд книг, к-рые включают краткие поучения о подвижнической
жизни («Главы о деятельной жизни», «Зерцало для иноков», «Гностик»,
«О молитве» и др.). С Е. начинается традиция писаний об умной
молитве. Вся эта традиция в той или иной степени испытала его
влияние. Но, как замечает прот. И. Мейендорф, влияние трудов Е.
«было, к сожалению, не только положительным: через них... монашество
Востока усвоило язык платонизма, который, правда, был языком того
времени и, следовательно, был неизбежен, но который тем не менее
грозил увлечь духовность пустыни в направлении, чуждом Евангелию».
Спиритуализм Е., заимствованный им у *Оригена, привел к осуждению
его взглядов на V Вселенском Соборе. Однако сочинения Е. продолжали
оставаться авторитетными и иногда издавались под именем прп. Нила
Синайского.
Экзегетические писания Е. целиком не сохранились.
Фрагменты его «Толкования на Псалмы» содержатся в древней Selecta
in Psalmos, как это доказал католич. патролог Г. У. фон Бальтазар.
В библ. *катенах уцелели комментарии Е. на Притчи Соломоновы.
В начале нашего века М. Фаульхабер отыскал 25 его пояснений к
Кн. Иова. Известно, что Е. толковал Ев. от Луки. Все комментарии
Е. несут на себе печать оригеновского аллегоризма и спиритуализма.
Напр., Е. пишет: «Когда ум, совлекшись ветхого человека, облечется
в того, который от благодати, тогда и свое состояние узрит он
во время молитвы, подобно сапфиру или небесному цвету, что Писание
именует и "местом" Божиим, какое видели старцы на горе Синайской»
(Главы о деятельной жизни к Анатолию, 70).
Повеление прор. Иеремии — не иметь жены и детей
— Е. толкует не только буквально, но и иносказательно, как образ
отказа от «плотских помыслов и желаний». Основной целью Е. было
извлечь из Библии нравств. уроки для подвижнической жизни. В своем
«Зерцале» он подражал афористич. стилю кн. Притчей Соломоновых.
u SC, t.170-71, P., 1971; в рус. пер.: Евагрия монаха
наставления о подвижничестве, в кн.: Добротолюбие, М., 19054;
Слово о молитве, там же, М., 19133, т.2; Увещание к монахам, там
же (приписано прп. Нилу Синайскому).
l Еп.Л а в с а и к, П а л л а д и й Е л е о н о
п о л ь с к и й, пер. с греч., СПб., 18733; ПБЭ, т.5, с.168-70;
С о к р а т С х о л а с т и к, Церк. история, пер. с греч., СПб.,
1850; Т р о и ц к и й И.И., Обозрение источников начальной истории
егип. монашества, Серг. Пос., 1906; ODCC, р.484-85.
|