ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ
Его:
Дионисий Великий. Творения св. Д. Великого, еп. Александрийского. Казань: Казанская духовная академия, 1900. 222 с.
Переиздано: СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 224 с.
Его: каноническое послание Василиду 260
г.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ, свт. (ок. 190 — ок. 265), еп. Александрийский,
отец Церкви, богослов и экзегет. Род. в богатой аристократич. семье
араб. происхождения; получил разностороннее домашнее образование
в языческом духе. Обращению Д. в христианство способствовало чтение
ап. Павла и знакомство с еп. Александрии. Крестившись, Д. стал учеником
*Оригена. В начале 30-х гг. он был рукоположен и вскоре назначен
руководителем катехизич. школы (233). В 247 Д. становится еп. Александрийским,
буквально накануне репрессий против христиан, начатых имп. Децием.
Когда Д. был арестован, крестьяне освободили его и, вопреки его
воле, укрыли в безопасном месте. В столицу Египта Д. по всей вероятности
вернулся только в 251, когда гонения утихли. В это время святителю
пришлось бороться с расколом Новациана, к-рый требовал излишне суровых
мер в отношении «падших» (т. е. отрекшихся из страха в дни преследований).
Немало тревог принесли Д. хилиасты (в т. ч. еп. Непот), к-рые настаивали
на букв. толковании «тысячелетнего Царства Христова» в конце веков.
Будучи сторонником аллегорич. метода, Д. выступал против них, но
в полемике проявил широту взглядов и терпимость. Миротворцем показал
себя святитель и в спорах, действительно ли крещение, совершенное
еретиками (Рим признавал его действительным, Карфаген и Кесария
— отрицали). В 257, во время гонения имп. Валериана, Д. был отправлен
в ссылку, к-рую использовал для проповеди среди язычников. После
возвращения он принял участие в борьбе с ересями Савеллия и Павла
Самосатского. Всего он занимал кафедру Александрии 17 лет. Правосл.
Церковь празднует память святителя 5 октября.
Экзегетические творения свт. Д. сохранились только в отрывках.
«Толкование на Екклесиаста» (остались лишь фрагменты) написано в
духе *парафраза и содержит гл. обр. нравств. поучения. Примечательно,
что в этом труде Д. отходит от аллегоризма, в частн., толкуя Эдем
как земное местопребывание первых людей. В отрывках «Толкования
на Книгу Иова» Д. объясняет, почему змий (диавол) был назван «хитрым».
По словам святителя, его лжемудрость уловляла лишь людей, к-рые
еще не достигли совершенства. В комментарии на Гефсиманскую молитву
Христа Спасителя Д. говорит: «Иоанн, записавший на память самые
великие и божественные из речей и дел Спасителя, слышал от Него
Самого следующие слова: "чашу, юже даде Мне Отец Мой, не имам ли
пити ея?’’ А пить чашу значило исполнить служение и, проникшись
изволением Отца, мужественно совершить все домостроительство искупления
и пройти ужасные страдания <...> Матфей весьма ясно показывает,
что хотя Он и просил, чтобы прошла мимо чаша, однако молился, чтобы
это произошло не так, как Он сам хотел, но как хотел Отец. Согласно
с этим следует понимать и слова, переданные Марком и Лукою». Т.
о., Д. стремился согласовать свидетельства *синоптиков с Ев. от
Иоанна.
Полемический труд «Об обетованиях», направленный против хилиаста
Непота, цитируется у *Евсевия Кесарийского («Церк. история», VII,
24-25) и представляет собой святоотеч. образец библ. критики. Сравнивая
Откровение и Ев. от Иоанна, Д. признает *боговдохновенность этих
книг, но доказывает, что их язык и стиль не позволяют приписать
их одному автору. «Самый язык оправдывает предположение о различии
Евангелия и Послания от Откровения. Первые написаны не только без
ошибок против греческого языка, но и с особенным изяществом в выражениях
при образовании умозаключений и при построении речи; в них весьма
трудно найти какое-либо выражение иностранное или неправильное или
вообще простонародное: видно, что писатель обладал и тем и другим
разумом, так как Господь даровал ему оба — и разум ведения и разум
речи. Я не отрицаю, что и тот (т. е. автор Апокалипсиса. — А. М.)
видел Откровение, получил ведение и пророчество, но вижу, что речь
и язык его не чисто греческие, но смешаны с речениями иностранными
и по местам неправильными. Нет нужды указывать здесь на эти речения,
ибо не с насмешкою, — да не подумает кто, — сказал я это, но только
с намерением показать несходство этих сочинений» (Об обетованиях,
фрагмент 5).
Иными словами, святитель допускал постановку исагогических вопросов
(в частн., вопроса об *авторстве) независимо от веры в боговдохновенность
и не посягая на нее.
Сохранились также небольшие фрагменты комментариев Д. на Деяния,
Посл. Иакова и Посл. к Римлянам. Толкование на Песнь Песней, к-рое
ему приписывали, очевидно, принадлежит другому экзегету.
u M i g n e. PG, t.10; The Letters and Other Remains of Dionysius
of Alexandria, ed. by C. L. Feltoe, Cambr., 1904; в рус. пер.: Творения
св. Д. Великого, еп. Александрийского, Каз., 1900.
l Д р у ж и н и н А., Жизнь и труды св. Д. Великого, еп.
Александрийского, Каз., 1900; ПБЭ, т.4, с.1082-86; архиеп.*Ф и л
а р е т (Г у м и л е в с к и й), Историч. учение об Отцах
Церкви, СПб., 18822, т.1; B i e n e r t W.A., Dionisius von
Alexandrien, B.-N.Y., 1978. Библиогр. на иностр. яз. см.: Q u a
s t e n. Patr., v.2, p.101-09. См. также ст. Святоотеческая экзегеза.
|