ВАРНАВЫ ПОСЛАНИЕ
Текст.
О нем в курсе патрологии Керна;
Сидорова;
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВАРНАВЫ ПОСЛАНИЕ, *апокриф, к-рый иногда включался в канон НЗ. В *Синайском
кодексе он помещен после Апокалипсиса. Самый поздний манускрипт
НЗ с В. п. относится к 11 в. (Иерусалимский кодекс). Уже *Евсевий
Кесарийский относит послание к разряду спорных («Церк. истор.»,
III, 25, 4; VI, 14, 1), а блж.*Иероним окончательно признал его
апокрифическим («О знаменитых мужах», 6). В. п. делится на две части:
вероучительную (1-17) и назидательную (18-21). Первая часть
направлена против сохранения в Церкви ветхозав. обычаев. Вся история
и установления ВЗ объяснены аллегорически. Евр. народ исключается
из истории Домостроительства; все обетования, относящиеся к нему,
связываются только с Церковью НЗ. Моисей принял Завет, а «право
народа наследия» получили только христиане. *Шестоднев толкуется
как шесть тысяч лет; обличение пророками формального благочестия
интерпретируется как полное отрицание самого внешнего культа. Примечательно,
что во второй части явно прослеживается влияние учения кумранитов
(два пути: путь света и путь тьмы; см. ст. Кумран), к-рое
могло проникнуть в В. п. через *Дидахе.
Вопрос об авторе и дате послания горячо дебатировался в 19 в. Если
*Неандер и *Гарнак решительно отказывались признавать его автором
ап. Варнаву, то патролог прот. П. Преображенский защищал его авторство.
Архиеп. *Филарет (Гумилевский) высказывался более осторожно, хотя
и склонялся к мысли о подлинности послания. Последним словом правосл.
науки было мнение патролога И. В. Попова, к-рый опроверг принадлежность
послания Варнаве и датировал его 130 г. Эта дата сейчас общепризнана
в церк. историографии.
Аргументы против авторства ап. Варнавы следующие: 1. В самом памятнике
автор не назван по имени. 2. Автор уничижительно отзывается об апостолах,
чего нельзя ждать от Варнавы, сотрудника Павла. 3. «В описания иудейских
обрядов он вносит такие добавления, неточности и ошибки, каких не
мог допустить ап. Варнава, левит по происхождению, долго проживший
в Иерусалиме» (И. В. Попов). 4. Общая концепция В. п. мало соответствует
тому, что известно о Варнаве, и исповедует взгляд на ВЗ более радикальный,
чем даже у ап. Павла. 5. Аллегорич. толкование Писания стало проникать
в Церковь лишь во 2 в. 6. Автор говорит о себе и о своих читателях
как о людях, для к-рых обращение к Закону было бы прозелитизмом;
между тем Варнава, являясь одним из руководителей Иерусалимской
церкви, не мог так выражаться. 7. Автор знает о разрушении Храма
в 70 8. «Автор относится с полным отрицанием к букве Ветхого Завета
и признает его буквальное понимание делом сатаны. Эта точка зрения
близко соприкасается с гностицизмом» (И. В. Попов).
Эти и другие соображения позволяют сделать вывод, что В.
п. является александрийским памятником, отражающим период окончат.
разрыва между иудейством и христианством и имеющим полугностич.
характер.
n Писания Мужей апостольских, в рус. пер. с введением и примеч.
к ним прот. П. Преображенского, СПб., 1895.
l Архим.К и п р и а н (Керн), Послание Псевдо-Варнавы, «Вестник
РХД», № 151, 1987; П о п о в И. В., Конспект лекций
по патрологии, Серг. Пос., 19163; The Didache; The Epistle
of Barnabas, Newly Tr., and Annot. by J. A. Kleist, Westminster,
1948.
|