ГЕГЕЗИПП, Егезипп, Игизипп
О нём Браткин, 1997.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ГЕГЕЗИПП, Егезипп, Игизипп (ум.ок.180), раннехрист. писатель. Биографич.
сведения о нем не сохранились; уже *Евсевий Кесарийский вынужден был строить только
предложения о личности Г. Внимание историка он привлек своей книгой «Записки»
(Шpomn»mata), в к-рой собрал немало данных об апостолах Иерусалимской церкви и
ранних ересях. Этим определяется и значение Г. для библ. науки. Сама книга не
сохранилась. О ней можно судить лишь по цитатам Евсевия и по фрагменту в «Библиотеке»
свт. *Фотия. Евсевий относит Г. к «первому послеапостольскому поколению» (Церк.
история, II, 23, 3) и из его книги заключает, что тот писал при имп. Адриане (117-138)
или вскоре после него (IV, 8, 2). То, что Г. знал евр. и сир. языки, а также многие
иудейские предания, позволило историку считать его евреем по происхождению. Действительно,
осн. сведения Г. идут от общины св. Иакова (не смешивать с сектами иудео-христиан).
Это также подтверждается словами Г., к-рый, одобрительно отзываясь о Римской церкви,
пишет, что там «все идет так, как велит Закон, пророки и Господь» (Евсевий Кесарийский.
Церк. история, IV, 22, 2). Г. передает сказания об ап. Иакове, Брате Господнем
и о его мученической кончине (Там же, II, 23, 4-18). Повествуя об избрании Симона
на место Иакова, он поясняет, что последний приходился братом Господу, ибо его
отец Клеопа был братом Иосифа Обручника. Согласно Евсевию, Г. вел полемику с еретиками
и доказывал, что мн. *апокрифы не принадлежат апостолам, а написаны позднее. По
нек-рым сообщениям, еще в 17 в. в греч. м-рях можно было найти писания Г.
l Л е б е д е в А.П., Церк. историография в главных ее представителях с IV
до XX в., Собр. церк.-историч. соч., М., 19032, т.1; ODCC, р. 628. |