ВАЛЕНТИН (Valentinus)
О нем Климент Александрийский;
Соловьев. Пантелеев.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВАЛЕНТИН (Valentinus) (ок. 100 — ок. 161), антич. мыслитель, один из крупнейших
авторов гностических писаний. Род.
и получил образование в Египте, где и принял христианство. Мировоззрение В. сложилось
под влиянием Василида, но сам он считал себя наследником
тайного апостольского предания, к-рое воспринял от некоего Феоды, якобы знавшего
ап. Павла. Уже в Александрии у В. появились последователи: особой популярностью
он стал пользоваться в Риме, куда прибыл в 140-е гг. Был даже момент, когда его
прочили на место Римского епископа, но этому воспротивились защитники Православия,
в частн. мч. *Иустин Философ. По нек-рым сведениям, В. был отлучен от Церкви.
Умер он на острове Кипр. И хотя В. был отвергнут как лжеучитель, однако довольно
долго существовали группы его ревностных приверженцев.
Доктрина В. не так мрачна и пессимистична, как доктрина Василида,
но в целом весьма близка к ней. Оба гностика рассматривают мир как
эманацию высшего непостижимого Божества (Бездны). Из Бездны попарно
родились 30 духовных начал — эонов (греч. мaўiўwn — век, вечность),
составляющих полноту вторичного бытия П л е р о м ы
(греч. мplўhrwma — полнота). Плерома стремится обрести единство
с Бездной. Один из эонов, Мудрость (мSojўia), в страстном порыве
к Единому нарушает гармонию Плеромы и порождает жалкий мир материи.
Для восстановления равновесия два высших эона — Христос и Св. Дух
— явились в мир. Они открыли тайну гармонии и полноты. К этой тайне
приобщаются избранные и посвященные, к-рые освобождаются от уз материи
через высшее мистич. знание (гнозис).
Свое учение В. изложил в книге «Евангелие Истины» (найдена в 1945
в Египте близ г. Наг-Хаммади). Христос изображен в ней как небесное
Существо, к-рое имело лишь «подобие плоти», и стремилось раскрыть
людям глаза на их духовную природу. «Он дал им свет. Он дал им путь.
Этот путь — истина, которой Он учил». Спасение человека — в пробуждении
от сна, а сон — это земная жизнь, полная страданий. Спасение в том,
чтобы осознать себя единосущным миру небесной Плеромы. Эти идеи,
разительно напоминающие греко-индийскую мистику, по самому своему
существу глубоко чужды апостольскому преданию о Христе.
u The Nag Hammadi Library in English, Ed. J. M. Robinson, Leiden,
1977.
l ПБЭ, т. 3, с.106-08; С о л о в ь е в В. С.,
Валентин и валентиниане, Собр. соч., СПб., 19142,т. 10; см. также
библиогр. к ст. Гностические писания.
|