МАРКИОН СИНОПСКИЙ
Против него
Тертуллиан, Квинт. Против Маркиона. СПб.: Изд-во Олега Абышко; Университетская книга - СПб., 2010. 577 с.
Златоуст;
о нем Алымов, очерк 1995
г.
против него предисловие к Евангелию;
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МАРКИОН (Mark…wn, Marcion) СИНОПСКИЙ (ок.100-ок.160), раннехрист.
ересиарх. Род. на малоазийском побережье Черного моря, в Синопе
Понтийском; был богатым судовладельцем. Отец М., еп.Синопский, порвал
с ним, как утверждает свт.*Епифаний, из-за его аморального поведения.
Но ввиду аскетич. настроенности М. это мнение едва ли справедливо.
Более вероятно, что отец разошелся с сыном на почве убеждений. Известно,
что М. увлекался греч. философией: *Тертуллиан называет его «ревностным
стоиком». Иудейская традиция, запечатленная в ВЗ, напротив, вызывала
у М. резкое отталкивание. Он задумал полностью реформировать Церковь,
оторвав ее от историч. корней. С этой целью он приехал в Рим (ок.140).
Рассчитывая получить поддержку духовенства, М. внес в церк. казну
богатый вклад. Неск. лет он беспрепятственно пропагандировал в Риме
свои новые взгляды на христианство. Антииудейские настроения в империи,
особенно после восстания Бар-Кохбы (131-35), были очень сильны,
и поэтому у М. нашлось много приверженцев. Его доктрина опиралась
на два исходных пункта: на антитезу ап.Павла (Закон-Благодать) и
гностич. спиритуализм. В Риме М. познакомился с сир. гностиком Кердоном.
«Быть может, — пишет *Дюшен, — он-то и убедил Маркиона предать проклятию
не только Закон, но и самое творение и последовательно свести евангельскую
историю к абсолютному докетизму». Однако против М. выступили ведущие
христ. учители и иерархи, а в 144 он был отлучен от Церкви (причем
М. была возвращена внесенная им сумма денег). После этого М. основал
собств. церковь с таинствами и священноначалием. Ее общины быстро
распространились по всему Средиземноморью. Согласно свт.Епифанию,
они возникли не только в Риме и Италии, но и в Египте, Палестине,
Сирии, Аравии и Персии. Тертуллиан утверждает, что М. в конце концов
раскаялся и захотел прекратить схизму, но смерть помешала его замыслу.
Маркионитские общины исчезли лишь в Средние века, окончательно растворившись
в дуалистич. сектах. Тенденция маркионизма нередко сказывалась в
различных формах *докетизма и спиритуализма, а позднее у нек-рых
представителей либерально-протестантской школы экзегезы.
ВЗ, в т.ч. его *антропоморфизмы, М. толковал буквально. Он утверждал,
что Творец материального бытия (греч. Демиург), действовавший в
ветхозав. истории, был Богом справедливости, лишенным всякого милосердия.
Но над Ним стоит иное, верховное Божество, «чуждое миру» и царству
материи, неведомое даже Творцу. Этот Бог сжалился над людьми и послал
к ним Своего Сына Иисуса, Который, облекшись в призрачную плоть,
явился в Капернаумской синагоге в правление Тиберия. Иисус не рождался
и не возрастал, Он вообще не имел в Себе ничего человеческого, и
тем более не был связан с израильской историей. Все пророчества
ВЗ говорили о Мессии Творца, т.е. об антихристе. Истинный Сын Благого
Божества открыл людям Его доброту и указал на материю как на зло.
Приверженцы Творца убили Его, но Он не умер, поскольку вообще не
был человеком. Отрицание материи привело М. к убеждению, что Иисус
пришел спасти только души. Все плотское в общинах маркионитов порицалось;
идеалом считался безусловный аскетизм, вплоть до полного запрета
брака. Крестившиеся, если имели семьи, обязаны были разводиться.
Последователей М. отличала экзальтация и жажда страдания (они утверждали,
что в их среде больше мучеников, чем у Великой Церкви).
М. создал первый новозав. *канон, в к-рый включил две книги: «Евангелие»
и *«Апостол» (название, позднее закрепленное в церк. практике).
Маркионитское «Евангелие» было написано на основе Лк (поскольку
тот был учеником св. Павла — единств. апостола, к-рого признавал
М.). Чтобы привести текст Лк в соответствие со своими идеями, ересиарх
выбросил из него все, связанное с рождением и отрочеством Христа
и все ссылки на ВЗ. «Апостол» М. состоял из 10 Павловых посланий,
также сильно урезанных. Подобно позднейшим критикам, М. оспаривал
подлинность Евр и *Пастырских посланий и объявил *интерполяцией
все, что не соответствовало его доктрине. К Маркионову канону примыкал
труд «Антитезы», в к-ром Маркион сопоставлял тексты из обоих Заветов,
с целью показать их несовместимость. Ни канон, ни «Антитезы» до
нашего времени не дошли. Наиболее полную попытку их реконструкции
по материалам высказываний противников предпринял в 1921 *Гарнак,
к-рый с восторгом писал о М., сравнивая его с *Лютером и *Толстым.
Между тем, в маркионизме достигла апогея именно та «острая эллинизация
христианства», против к-рой Гарнак прежде так решительно выступал.
Докетизм М. сводил на нет тайну Богочеловечества и Воплощения. Его
разрыв с ВЗ означал и разрыв с реальным Христом истории, принесшим
«исполнение» Закона и Пророков. М. был вынужден не только объявить
иудейской фальшивкой Мф, Мк и Ин, но и в корне исказить учение ап.
Павла, считавшего Закон «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24).
Отцы Церкви считали М. опаснейшим еретиком, тем более, что он в
отличие от гностиков создавал не тайные кружки, а разветвленную
антицерковь. Свт.*Поликарп Смирнский, встретив М. в Риме, на вопрос,
узнает ли он его, ответил: «Узнаю первенца сатаны». Против М. писали
св.*Иустин, свт.Ириней Лионский, *Климент Александрийский, Тертуллиан
и др. Все они защищали *единство Библии и реальность Божьих деяний
как в творении, так и в истории, к-рая освящалась светом Божеств.
Откровения. Борьба с маркионитством косвенно способствовала процессу
закрепления новозав. канона (в противовес канону М.) и подняла мн.
богосл. проблемы, связанные с библ. *этикой, к-рые и до сих продолжают
оставаться актуальными.
l *Б е р д я е вН.А., Маркионизм, «Путь», 1928, № 12; *Б о л о
т о вВ.В., Лекции по истории древней Церкви, СПб., 1910, т.2; Г
а р н а кА., История догматов, в кн.: Общая история европ. культуры,
СПб., 1911, т.6, отд.2; Д ю ш е нЛ., История древней Церкви, М.,
1912, т.1; Н и к о л а е вЮ. (Данзас), В поисках за Божеством. Очерки
по истории гностицизма, СПб., 1913 (в кн. приведены осн. источники
по М.); НЭС, т.25; *Р е н а нЭ., Христ. Церковь, пер. с франц.,
СПб., [1907]; B l a c k m a n nE.C., Marcion and His Influence,
L., 1948; H a r n a c kA., Marcion. Das Evangelium vom Fremden Gott,
Lpz., 1921; i d., Neue Studien zu Marcion, Lpz., 1923; K n o xJ.,
Marcion and the New Testament, Chi., 1942; *L a g r a n g eM.J.,
Saint Paul ou Marcion, RB, 1932, № 41; Q u a s t e n. Patr., v.1;
по вопросу о роли М. в *кодификации Посл. ап. Павла см. ст. Павла
ап. Послания.
МАРКИОНИТСКИЕ ПРОЛОГИ, краткие предисловия к десяти посланиям ап.Павла
в ряде древнейших рукописей *Вульгаты. Их характер ясно указывает
на происхождение из маркионитских кругов. По мнению *Лицмана, они
оказались включенными в церк. списки посланий из-за того, что маркионитам
принадлежали первые латинские переводы посланий. Эти переводы имели
хождение среди верующих и, когда был забыт их еретический источник,
были помещены в рукописи.
l ODCC, p.871.
|