Лев Черепнин
К оглавлению
§ 15 Датировка по непереходящим
праздникам. Очень часто источники, приводя дату какого-либо исторического
события, вместо указания месяца и числа, ограничиваются ссылкой на церковный праздник,
случайно с этим событием совпавший. При общем религиозном характере древне-русской
письменности такая система датировки была понятна читателям и не требовала комментариев.
Но современному исследователю в этом случае, в целях уточнения даты, приходится
по празднику определять соответствующее ему число. Русский церковный календарь
различал среди праздников непереходящие (неподвижные) и переходящие
-49-
(подвижные). Первые приходятся ежегодно на одни и те же
определенные числа. Вторые не имеют постоянных дат и в разные годы падают на различные
числа.
Наименьшие трудности представляют
для исследователя, конечно, неподвижные праздники. Если историк захочет произвести
по ним датировку интересующего его события, то ему достаточно заглянуть в любой
русский дореволюционный календарь, где он найдет точные указания в отношении церковных
праздников. К числу неподвижных праздников, наиболее часто встречающихся в источниках,
принадлежат (в порядке древне-русского сентябрьского года): "Семень день Летоначатца"
или "Семень деиь Летопроводц" -- день нового года -- 1 сентября; рождество богородицы
-- 8 сентября; покров богородицы -- 1 октября; выведение во храм богородицы --
21 ноября; Николин день осенний или зимний --6 декабря; рождество Христово --
25 декабря; крещение -- 6 января; сретение -- 2 февраля; благовещение -- 26 марта;
преображение -- 6 августа; Никелин день (весенний -- 9 мая; успенье или госпожин
(оспожин) день -- 15 августа и т. д. Но вообще говоря, каждый день в церковном
календаре связан с памятью какого-либо святого, и древне-русские источники, особенно
летописи, поэтому пестрят указаниями подобного рода: "такого-то числа, на память
такого-то святого". Некоторые из этих дат, помимо чисто церковного назначения,
имели большое значение и в гражданском быту, например, знаменитый Юрьев день (осенний
-- 26 ноября, весенний -- 23 апреля), сыгравший такую серьезную роль в развитии
крестьянской крепости. Часто попадаются в источниках ссылки и на тот или иной
пост, говоря древне-русским языком, -- "говейно" или "говение": Петров пост (конч.
29 июня), успенский (с 1 августа и до успения), Филиппов или рождественский (с
15 ноября и до рождества) и т. д. Как уже было сказано, за всеми справками в отношении
такого рода данных, встречающихся в документах, надлежит обращаться к старым календарям.
|