Лев Черепнин
К оглавлению
§ 9. Месяцы и сезоны.
В древней Руси, как мы знаем, был принят Юлианский календарь. Поэтому год, как
и в настоящее время, делился на 12 месяцев. Их названия воспроизводят наименования
месяцев древне-римского календаря, заимствованные из латинского языка. Однако,
в некоторых древнейших памятниках письменности (например, в Остромировом евангелии
XI в.) сохранились более ранние, чисто славянские, названия месяцев, происхождение
которых имеет определенную связь с наблюдениями над сменой явлений природы. С
некоторыми изменениями эта древнеславянская номенклатура дожила и до настоящего
времени в ряде славянских языков. Так январю соответствовало название просинец
(т. к. в это время становилось светлее), февралю -- сечень (т. к. это был сезон
вырубки леса), марту -- сухий (т. к. в некоторых местах уже подсыхала земля),
апрелю -- березень, березозол (имена, связанные с березой, начинающей цвести),
маю -- травень (от слова "трава"), июню -- изок (кузнечик), июлю -- червень, серпень
(от
-37-
слова "серп", указывающего на время жатвы), августу -- зарев
(от "зарево"), сентябрю -- рюен, октябрю -- листопад, ноябрю -- декабрю -- грудень
(от слова "груда" -- мерзлая колея на дороге), иногда -- студень.
Трудно оказать, в какой мере этот
древнейший славянский календарь отличался от принятого в настоящее время, как
по количеству месяцев (некоторые славянские названия, например грудень, соответствуют
двум нашим месяцам), так и по их продолжительности. Во всяком случае почти во
всех, даже самых ранних источниках, господствует уже современный календарь. В
его основу, как указано, положен календарь древне-римский, в сложившемся виде
состоявший из двенадцати месяцев. Это -- януариус (от имени Януса -- бога открытых
дверей; месяц -- открывающий год); фебруариус (от слова februm -- очищение; месяц
покаяния, очищения, поклонения мертвым); мартиус (от имени бога войны -- Марса);
априлис (от слова "aperire" -- раскрывать; месяц (раскрывающихся на деревьях почек);
маиус (от имени богини Майи); июниус (от имени богини Юноны); июлиус (в честь
Юлия Цезаря) аугустус (в честь императора Августа); септембер (седьмой то порядку,
считая началом года не январь, а март); октобер (восьмой); новембер (девятый);
децембер (десятый). Вначале римляне (считали десять месяцев, первым из которых
был март, последним -- децембер. Позднее к началу года были присоединены януариус
и фебруариус.
Все эти латинские имена приобрели
русифицированную форму: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август,
сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Но в некоторых, наиболее ранних источниках
они встречаются и в форме, совсем приближающейся к латинскому прообразу: енуар
(генуар, генварь), фебруар (февруар), априль, иуний, иулий, аугуст, сепптеврий
(сентямбрь, септябрь), октомбрий (охтоврий), новембрий, декембрий.
Указание на месяцы, сопровождающее
даты византийского летосчислении, часто дает :ключ к определению того календарного
стиля, по которому эти даты приведены. Предположим, что в каком-либо летописном
своде мы находим следующий ряд погодных известий:
6843 г. июня ... (случилось такое-то
событие)
6843 г. августа ... (" " " )
6843 г. декабря ... (" " " )
Совершенно очевидно, что перед
нами не сентябрьский стиль, согласно которому начало года падает на 1 сентября,
и поэтому за датой "6843 г. августа" никак не могла бы следовать дата --"6843
г. декабря", а естественно было бы ожидать: "6844 г. декабря". Следовательно,
летописец пользуется мартовской системой, или одной из ее разновидйостей (ультра-мартовской,
цирка-мартовской)..
Иногда в источниках, вместо месяцев,
имеются указания на сезоны: зиму, лето, весну, осень. Но точных границ между сезонами
установлено, повидимому не было.
§ 10. Недели. Счет,
дней неделями, возникший на Востоке и принятый в настоящее время большинством
народов, существовал
-38-
в России с древнейших пор; как и теперь, неделя складывалась
из семи суток. Отсюда -- встречающееся в источниках название недели "седмицей".
Названия дней недели у большинства
европейских народов заимствованы от наименования тех планет, которым отдельные
дни были посвящены. А планеты, в свою очередь, получили, свои названия от имен
римских богов. Так в ряде романских языков понедельник именуется днем луны, вторник
-- Марса, среда -- Меркурия, четверг -- Юпитера, пятница -- Венеры, суббота --
Сатурна. Воскресенье -- это день солнца.
Происхождение русских названий
совсем иное. Вместо "воскресенья" в древне-русских документах употреблялось обычно
слово "день недельный" и наряду с ним просто "неделя", т. е. день отдыха, свободный
от всякого дела. С воскресного дня термин "неделя", был перенесен затем на весь
семидневный период. Понедельник, как показывает самое название, это -- день, идущий
непосредственно после воскресенья или недели. Вторник -- второй по счету день
вслед за воскресеньем. Среда (середа) -- середина недели (в смысле семидневного
периода). Четверг и пятница ("часто встречающиеся в источниках в форме "четверток"
и "пяток") -- это дни, занимающее четвертое и пятое порядковые места, считая от
воскресенья. Некоторым своеобразием отличается название "суббота", которое происходит
от еврейского слова "сабат" (шабаш), т. е. конец (семидневки), покой.
Трудно с достоверностью сказать,
с какого дня начинался в древней Руси счет дней недели: с воскресенья ли, заканчиваясь
субботой, или же с понедельника по воскресенье. Предполагают, что единой системы
и не было, что существовали параллельно оба указанных счета, причем, в житейском
обиходе был в ходу первый, в церковной практике преобладал второй.
|