Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова
философский факультет
Отделение религиоведения
Кафедра философии религии и религиоведения
на правах рукописи
Торбург Марина Робертовна
Специальность 09.00.13.- религиоведение, философская антропология,
философия культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских
наук
Научный руководитель: доктор
философских наук, профессор
Тажуризина З.А.
Москва 2002
Номер страницы после текста на этой странице.
Содержание
Содержание ..................................................................................................................
2
Введение…………………………………………………..…………………….....…3
Глава I. Постмодернизм как явление духовной культуры
ХХ века ................... 11
I.1. Трактовки постмодернизма в современной отечественной
и
зарубежной литературе .........................................................................................
11
I.2. Главные представители и общие черты философии
постмодернизма
...............................................................................................................................
28
Глава II. Философские истоки постмодернистской
интерпретации религии.... 44
II.1. Место античной натуралистической традиции
в творчестве
представителей внеконфессионального течения в постмодернизме
............... 44
II.2. Идеи свободомыслия в философии французского
Просвещения как
один из источников внеконфессионального постмодернизма.........................
59
II.3. Влияние философии Ницше на постмодернистскую
трактовку
религии…………………………………………………………………..………..68
Глава III. Проблемы религии и теологии в творчестве
постмодернистов ……………………………………..……….………82
III.1. Трактовка Абсолюта и его познания................................................
82
III.2. Проблемы религии в творчестве Батая………………………...…...98
III.3. Проблемы религии и критика христианской метафизики
Ж.Делезом………………………………………………………………………....114
Заключение………………………………………………………………….…….129
Литература ...............................................................................................................
133
2 Введение
Актуальность темы исследования.
В последние два десятилетия происходит активное проникновение постмодернистских
идей в российское сознание. Тысячными тиражами издаются книги постмодернистских
авторов и, в первую очередь, представителей современной французской мысли.
Многочисленные рецензии, пересказы, небольшие исследования творчества постмодернистов,
а также статьи полемического характера публикуются на страницах периодических
изданий и в Интернете1. Особенно острой на сегодняшний день является полемика
среди переводчиков и исследователей современной французской мысли. Именно здесь,
по выражению автора рецензии на исследование творчества Ж.Батая В.Славчука, “проходит
вектор актуальности, здесь – сфера распределения квот популярности, здесь же –
наиболее раскупаемые тиражи переводов, дискурс которых апроприируется интеллектуалами…”2.
В журнале "Новое литературное обозрение" была развернута дискуссия по
вопросу: "Актуален ли Фуко для России?" Выразители крайней негативной
точки зрения утверждают, что "наследие Фуко в России не актуально, оно сделано
актуальным и продолжает делаться актуальным"3, что "популярность Фуко
в России никак не связана с ценностью работ самого автора"4 и приписывают
мыслителю роль "ангажированного интеллектуала в начавшем стремительно массовизироваться
обществе"5. Другие мыслители полагают, что
1См.: Вейн П. Фуко: революция в историографии; Россиус А. Что находят в Фуко антиковеды?;
Энгельштейн Л. "Комбинированная неразвитость" – дисциплина и право в
царской и Советской России// Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. Соответственно:
С.10-20., С.22-30., С.31-46.; Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм
быть русским и классическим// www.chat.ru; Конев Вл. Трансцендентальный эмпиризм
Ж.Делеза// www.ssu.samara.ru; Юровская Э.П. Обращение к Лейбницу и поиск новых
позиций философии: Ж.Делез// www.ideashistory.org.ru; Долгопольский С. Сокрытое.
Неэкспрессионизм в философии// www.ruthenia.ru; Ганжа Р. Вариации на тему хаоса
// www.russ.ru и др.
2Славчук В. С.Л.Фокин. Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия//
www.russ.ru C.1.
3Филиппов А.Ф. Фукоизация всей страны // Новое литературное обозрение. М., 2001.№49.
С.75.
4Гудков Л. Ответ на интеллигентские вопросы социолога //Новое литературное обозрение.
М., 2001. №49. С.78.
5Дубин Б. Неведомый шедевр и его знаменитый автор //Там же. С.84.
3
идеи Фуко могут быть плодотворными для России и рекомендуют "растождествить
их с уже готовым набором интерпретаций, сглаживающих многочисленные противоречия
и даже ошибки, содержащиеся в его книгах"6.
Почитатели творчества Фуко видят в многообразии его восприятия родство с поэзией
Пушкина7, указывают на "индивидуальную систему мысли" Фуко, которая
"требует особого таланта и остается привилегией избранных"8, в отличие
от науки, ограниченной рамками той или иной парадигмы, что делает ее положения
доступными добросовестному, но не наделенному особыми дарованиями, исследователю.
Несмотря на различные оценки творчества Фуко, сама постановка вопроса о его актуальности
уже говорит за себя.
Пристальное внимание российского читателя к творчеству мыслителей постмодернистского
направления не случайно. Постмодернисты затрагивают мировоззренческие проблемы,
порожденные постиндустриальной и постинформационной цивилизацией Запада, в той
или иной степени, назревшие в российском обществе: несостоятельность неумеренных
притязаний разума на овладение абсолютной истиной и плоского сциентизма, разочарование
в идеях научно-технического прогресса, глобализации мирового сообщества и т.п.;
духовный кризис и переоценка ценностей, утверждаемых традиционными религиями и
внерелигиозными гуманистическими концепциями. В условиях духовного кризиса, переживаемого
российским обществом, наблюдается усиление интереса к религии в самых широких
его слоях и повышенное внимание к философским интерпретациям религии в среде интеллектуалов,
что делает проблему постмодернистского отношения к религии особенно актуальной
для России. Анализ указанного отношения является малоисследованной в российской
науке темой и требует серьезного изучения.
Степень изученности проблемы.
Тема исследования является новой для
6Герасимов И. "F-word" американской гуманитарной науки, или Второе пришествие
Фуко в Россию // Новое литературное обозрение. М., 2001. №49. С.80.
7Cм. : Живов В. Что делать с Фуко, занимающимся русской историей? //Там же. С.87.
8Россиус А. Что находят в Фуко антиковеды? //Там же. С.30.
4
российской науки. Термин "постмодернизм" появился в отечественной философской
литературе в 80-е годы ХХ века и получил весьма неоднозначное истолкование. В
связи с небольшой исторической дистанцией в работах исследователей постмодернизма
наблюдается, с одной стороны, описательность, а с другой – тенденциозность, выражающаяся
в апологетическом восхвалении или, напротив, в резком неприятии этого культурного
феномена.
Следует отметить, что серьезные отечественные исследования и монографии, посвященные
творчеству постмодернистов, появляются достаточно редко. Скажем, в последнее время
рейтинг цитирования Ж.Батая среди интеллекталов является одним из самых высоких.
Но количество ссылок на идеи Батая обратно пропорционально количеству исследований
его творчества9. Это обстоятельство связано с намеренным нежеланием постмодернистов
следовать дисциплинарной, жанровой, а подчас и мировоззренческой определенности.
Огромный терминологический и метафорический инструментарий, нередкое опровержение
своих собственных суждений, отказ от всяческих форм систематизации и организации
знания, техника намека и иносказания, элементы мистицизма, привлечение литературных
и мифологических образов непомерно осложняют работу исследователя. К сожалению,
не всегда оказывается доступным для диссертанта первоисточник по постмодернистской
философии. В таких случаях мы использовали в качестве дополнительного материала,
позволяющего оттенить ту или иную мысль, словарные статьи, написанные специалистами
в области постмодернизма (отечественным филологом И.П.Ильиным, белорусскими философами
А.А.Грицановым, М.А.Можейко).
Следует отметить фундаментальные работы И.П.Ильина, сумевшего тонко уловить и
передать смысл ряда важнейших постмодернистских понятий и метафор, выявить основные
черты и тенденции постмодернистского
9См.: Славчук В. С.Л. Фокин. Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия//
www/russ.ru C.1.
5
сознания, осуществить типологизацию постмодернистских представлений10. К сожалению,
мыслитель практически не затрагивает проблемы отношения постмодернистских мыслителей
к религии, углубляясь в анализ постмодернистской литературы, искусства, философии
культуры.
Проблемы постмодернистской методологии применительно к гуманитарному знанию исследовались
Автономовой Н.С., одной из первых осуществившей критический анализ концепций основных
представителей французской мысли второй половины ХХ столетия11. Теоретическую
реконструкцию философских концепций постмодернизма представил в своих лекциях
на философском факультете Московского университета Зотов А.Ф. Исследователь расшифровал
многие сложные метафоры и объяснил истоки и скрытые тенденции постмодернистской
мысли, рассматривая ее в историко- философском аспекте. Историко-философский аспект
постмодернистской мысли на материале книги Ж.Делеза "Логика смысла"
исследовал также и Кузнецов В.Н.12. Мыслитель подверг резкой критике взгляды Делеза,
выявив размытость и эклектичносить ряда позиций французского философа. Ценный
вклад в осмысление постмодернизма как феномена культуры внесли работы Рыклина
М.К.13, Фокина С.Л.14, Маньковской Н.Б.15 и некоторых других отечественных исследователей.
Одна из первых вышедших в России монографий, посвященных творчеству Ж.Батая, отчасти
затрагивает философско-религиозные взгляды мыслителя16. С.Л.Фокин находит своеобразные
ответы на вопросы, касающиеся
10См.: Ильин И.П. Постмодернизм // Словарь терминов. М., 2001., Ильин И.П. Постструктурализм.
Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
11См.: Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных
науках. М., 1977.
12См.: Кузнецов В.Н. Туманные вершины мировой философии от Платона до Делеза.
М., 2001.
13См.: Рыклин М.К. Сексуальность и власть: антирепрессивная гипотеза М.Фуко
// Логос. М., 1994. №5. С.196-206., Рыклин М.К. Философия без оснований // Логос.
М., 1996. №8. С.132-154.
14 См.: Фокин С.Л. Ж.Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия. СПб., 1998.
15См.: Маньковская Н.Б. Париж со змеями. М., 1991.; Маньковская Н.Б. Постструктурализм,
постфрейдизм и постмодернистская эстетика //Эстетический опыт и эстетическая культура.
М., 1992. – С.126-132.
6
отношения Батая к жертвоприношениям и ритуалам в буржуазном "демократическом"
обществе. Тем не менее, исследователь преимущественно рассматривает творчество
Батая с позиций филолога, осуществляющего нелегкую задачу по вписыванию мыслителя
в отечественную традицию литературоведения. Оригинальное истолкование влияния
Ницше на идею Бога М.Фуко дает В.Подорога17. Исследователь выявляет ключевые моменты
позиции Фуко, демонстрируя особенности применяемых им мыслительных стратегий.
Компаративный анализ "археологии власти" Фуко и "ангелологии"
как варианта современной французской теологии в диссертации на соискание ученой
степени кандидата наук осуществил Гусейнов Ф.И.18. Отдельные аспекты отношения
постмодернистов к религии исследовались также Силичевым Д.А.19, Горичевой Т.М.20
и некоторыми другими отечественными мыслителями. Из числа западных мыслителей,
исследовавших эту проблему, следует назвать имена американских философов и теологов
Д.Р.Гриффина21, Х.Смита22, В.Бердсли23 немецкого теолога Х.Кюнга24, немецкого
философа П.Козловски25, французского философа В.Декомба26 и др. Однако, насколько
известно, нет ни одной фундаментальной отечественной и зарубежной научной работы,
выявляющей отношение постмодернистских мыслителей к религии.
Автор данной работы предпринимает попытку частичного восполнения этого
16Фокин С.Л. Ж.Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия. СПб., финансов.
1998.
17См.: Подорога В. Событие: Бог мертв (Фуко и Ницше)// www.screen.ru
18См. : Гусейнов Ф.И. Французская ангелология (теологическая парадигма "Новой
философии") // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
философских наук. М., 1991. 25 С.
19 См.: Силичев Д.А. Ж.Деррида: деконструкция или философия в стиле постмодерн
// Философские науки. М., 1992, №3. С.103 – 118.; Силичев Д.А. Постмодернизм:
экономика, политика, культура. Учебное пособие. М., 1998.
20См.: Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Л., 1991.
21,22 См.: Griffin D.R., Smith H. Primordial truth and postmodern theology. State
University of New York Press, Albany, 1989.
23 Beardslee W.A. Christ in the Post modern Age: Reflections Inspired by Jean
Fracois Lyotard //Griffin D.R., Beardslee W.A. Holland J. Varieties of Postmodern
theology. Albany, 1989. P.65.
24См.: Кюнг Х. Религия на переломе эпох // Иностранная литература. М., 1990. №11.
С.223-228.
25См.: Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического
развития. М., 1997.
26См.: Декомб В. Современная французская философия. М., 2000.
7
пробела.
Предметом исследования являются религиоведческие аспекты философских и теологических
произведений представителей постмодернистского направления в культуре – Ж.Батая,
Ж.-Ф.Лиотара, М.Фуко, Ж.Дерриды, Ж.Бодрийяра, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Д.Р.Гриффина
и Х.Смита.
Цель и задачи исследования.
Целью диссертационной работы является исследование отношения постмодернистских
мыслителей к религии, а также складывание этого отношения в истории философской
мысли. задач:
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих
- проанализировать основные подходы к осмыслению
постмодернизма как феномена культуры;
- выявить философско-мировоззренческие основания и главных
представителей постмодернистского направления в культуре;
- показать влияние мировоззренческих принципов постмодерниcтов на их отношение
к религии;
- выявить особенности историко-философских истоков религиоведческих концепций
постмодернистов;
- выявить специфику конфессиональных и внеконфессиональных подходов постмодернистов
к осмыслению религии;
- раскрыть представления постмодернистов о месте и роли религии в современном
обществе;
- специально исследовать отношение к религии и теологии Ж.Батая и Ж.Делеза.
Методология исследования. С одной стороны, анализ философско- религиозных и теологических
взглядов постмодернистов требует применения устоявшихся в науке методов, таких
как: критическо-аналитический подход к содержанию материала, историко-логический
метод, позволяющий проследить становление постмодернистских представлений и подходов
в истории 8 философии, системно-комплексный подход, позволяющий дать, насколько
это возможно, целостное представление об отношении постмодернистских мыслителей
к религии. С другой стороны, анализ постмодернистского сознания, видимо, нуждается
и в специфических методологических принципах, которые необходимо осмыслить. Один
из них предложил отечественный мыслитель А.Е.Чучин-Русов. Принцип "солидарности
антитетических доминант", предложенный А.Е. Чучиным-Русовым, позволяет, по
его мнению, охватить "фундаментальную амбивалентность культурных архетипов
постмодернизма, совмещающую несопоставимые противоположности"27.
Плодотворность данного принципа сомнительна.
Новизна диссертации. Работа является одной из первых попыток осмыслить отношение
постмодернизма к религии. В диссертации впервые предпринята попытка показать формирование
отношения постмодернистской философии к религии, место постмодернитской концепции
религии в истории философской мысли, выявить преемственность постмодернистского
подхода к осмыслению религии вопреки заявлениям постмодернистов о своей принципиальной
антитрадициональности. В работе специально анализируется влияние философско-мировоззренческих
установок постмодернистских концепций на их отношение к религии. В диссертации
отдельно исследуются трактовки религии Ж.Батаем и Ж.Делезом, в которых отразились
характерные черты постмодернистского подхода к религии.
Научно–практическая значимость. Диссертация открывает новое направление в исследовании
постмодернистской философии – выявление отношения современных мыслителей к религии,
теологии, атеизму. Переводы и анализ текстов Д.Р.Гриффина, Х.Смита, У.Бердсли,
ранее не введенных в философские исследования, позволяет расширить представления
о взглядах представителей конфессионального направления постмодернистской мысли.
27Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика. //
Вопросы философии. 1999. №4. С.34.
9
Можно предположить, что анализ философско-религиозных представлений постмодернистов
позволит глубже понять процессы, происходящие в сознании не только европейского
и американского, но и российского общества, испытывающего на себе значительное
влияние постмодернистских идей. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы
в исследовательской работе, в процессе преподавания философии, культурологии,
религиоведения, философии религии.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в шести публикациях
автора. На основе материалов исследования соискательница подготовила лекции по
современной философии, которые читает по курсу "Философия" в Горном
университете.
Структура диссертационной работы определена поставленными задачами исследования
и опирается на проблемно-исторический принцип исследования материала. Диссертация
состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии.
|