Луиджи ТОМАЗИ
МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИТАЛИИ
ТОМАЗИ Луиджи — декан социологического факультета Университета г. Тренто (Италия)
Томази Л. Молодежь и религия в современной Италии // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 146-152.
См. библиографию.
Вступление
Изучение религиозных ориентаций молодого поколения в контексте международного исследования «Европейское исследование системы ценностей» имеет целый ряд особенностей. В нем не ставилась цель исследовать исключительно молодежные ценности, оно было обращено на исследование и других социально-демографических групп. Однако, несмотря на это, характер и масштаб исследования дал возможность затронуть и такую сторону проблемы ценностных ориентаций как отношение молодых людей к религии. В исследовании содержался ряд моментов, посвященных исключительно религиозным проблемам, что позволяет сравнивать отношение к религии в различных странах Европы, продолжая тем самым дискуссию о роли религии в конце второго тысячелетия европейской цивилизации
Вся выборочная совокупность была поделена на три когорты, квота молодых людей в выборке составила 4 269 по Европе в целом и 635 по Италии, что равно 27,5 и 31,5% соответственно. При этом 37,1% молодых людей живут в малых населенных пунктах да 10 тыс. человек, 35% — в населенных пунктах от 10 до 100 тыс. и 28% — в городах с населением свыше 100 тыс. Иными словами, в большинстве случаев нашими респондентами оказываются городские жители.
Среди опрошенных 51,4% — молодые мужчины, 48,6%— молодые женщины. Около 1/3 всех опрошенных имеют среднее образование, 6,8% — диплом о высшем образовании, и 2,3% имеют за плечами начальную школу. 38,6% респондентов не работают, 29,8% — служащие, 20,5% — «синие воротнички», и 11% имеют собственное дело. Анализ данных показывает, что в большинстве случаев опрошенные — наемные работники Обращает на себя внимание значительный уровень безработицы, а также низкий профессиональный статус молодежи. Исследование не позволило установить долю молодых людей, подрабатывающих неофициально, а также долю работающих студентов.
Описывая методологическую часть исследования, уместно сказать, что любое подобное межнациональное исследование неизбежно сталкивается с проблемой культурных различий при определении возрастных рамок. Отсюда вытекает неизбежная и весьма серьезная проблема противоречий между статистической классификацией, основывающейся на общих представлениях о возрастном делении, и социологическим подходом, акцентирующим иные групповые деления. В контексте настоящей статьи, посвященной прежде всего ситуации в Италии, во главу угла поставлен анализ переменных, могущих пролить свет на общие генерационные подходы к религии, характеризующие своеобразный консенсус в этой сфере. Основная
146гипотеза исследования состоит в том, что принятие молодыми людьми религии в качестве системы значимых норм отражается в разных формах и на их поведении.
Анализ социологических данных позволяет нам найти ключ к пониманию мотивации молодых людей, выявить основные особенности их религиозного мировоззрения.
Вера в Бога
Любое рассмотрение религиозных вопросов связано с представлениями о Боге. Подтверждение веры есть первое и главное условие религиозности. Как показало исследование, большинство молодых итальянцев далеко не безразличны в вопросах веры. На сегодня 79,9% опрошенных относят себя к категории верующих, и лишь 9,6% считают себя неверующими, что всего на 1% повышает данный показатель у населения в целом (8,7%).
Среди женщин верующих оказывается больше, чем среди мужчин. На распространенность веры влияет и такая переменная, как уровень образования. Среди молодых людей, получивших лишь начальное образование, верующих больше, чем среди тех, кто имеет свидетельство об окончании средней школы. Отметим также, что верующих больше среди «белых воротничков», чем среди «синих». Юг Италии характеризуется большим количеством верующих, чем северные и центральные провинции. В большинстве случаев молодые люди принадлежат католическому вероисповеданию, лишь небольшое число опрошенных отнесли себя к конфессиям. У большинства опрошенных есть определенное представление о Боге, 25,4% считают, что существует некая духовная или жизненная сила, и лишь 5,7% затруднились ответить на вопрос. Четкие представления о Боге в наибольшей степени характерны для респондентов с высоким уровнем образования. Безработные и неквалифицированные наемные работники в большей степени, нежели остальные группы молодежи, склоняются к мысли о том, что есть высшее существо.
Итак в целом большинство опрошенных молодых людей разделяют основное положение католической веры, в соответствии с которым Бог существует. Как это ни удивительно, но даже в современном обществе с его рационалистическими ориента-циями, большинство молодых людей имеют достаточно твердую, хотя и разную по форме веру в Бога.
Весьма актуальными в контексте рассматриваемой проблемы являются ответы молодых людей на вопрос о роли Бога в их жизни. Это — ключевой вопрос, спо- , собный определить глубину религиозных воззрений молодежи. У 67,3% респондентов есть убежденность, что, Бог играет важную роль в их жизни. Около 30% утверждают, что не ощущают присутствия Бога. Роль Бога в своей жизни чаще ощущают женщины, чем мужчины, а также безработные и неквалифицированные рабочие. Тенденция к более высокой оценке роли Бога в жизни характерна и для выпускников средних учебных заведений, живущих в небольших населенных пунктах на юге Италии и на ее островной части. Высшие значения на шкале важности свойственны весьма значительной части «синих воротничков» и, в еще большей степени, «белых воротничков» (16,6%). Складывается впечатление, что их вступление в мир труда не ведет к сдвигам в отношении к религиозным вопросам. Исходя из полученных данных, мы можем сказать, что в 90-х годах у значительной части молодых людей нет сомнений в том, что Бог присутствует в их жизни. Позитивный смысл ответов на поставленные вопросы указывает на то, что религиозный взгляд на мир очень важен и необходим для них.
Содержащиеся в анкете ценностные вопросы выявляют различия в оценке тех или иных религиозных догм, составляющих основное кредо христианства. С помощью этих вопросов становится возможным более глубокий анализ религиозного мировоззрения молодого человека. Максимально высокий уровень согласия наблюдался по поводу двух основных положений христианства — веры в существование души и жизни после смерти.
147Первое положение получает наибольшую поддержку среди молодых женщин, «белых воротничков», выпускников средних учебных заведений и жителей средних и малых городов на юге страны. Второе положение — о жизни после смерти — распространено более равномерно. Больше всего сомнений по его поводу среди наименее образованной части молодежи, а также среди служащих без высшего образования. Содержание анкеты позволяет определить отношение молодых людей к таким вопросам, как смысл жизни и смерти. Размышления о смысле жизни одинаково свойственны и молодым мужчинам, и молодым женщинам. Около 66% опрошенных часто или иногда размышляют о смерти.
Молодые люди с высоким уровнем образования демонстрируют более высокий уровень рефлексии по этим проблемам, чем люди с низкой квалификацией. К числу самых рефлексирующих групп относится прежде всего молодежь в центре и на севере страны. Работающая молодежь рефлексирует меньше, чем те, кто пока учится или не учится и не работает. Из данных с очевидностью следует, что коренные вопросы бытия волнуют прежде всего городскую, образованную молодежь.
Те, кто размышляет о смысле жизни, составляют 87,3% от опрошенных. Женщины более склонны к такой рефлексии, чем мужчины. Смысл и цель жизни чаще занимают воображение жителей маленьких и больших городов, расположенных на юге страны. Внимание к этим вопросам одинаково присуще как образованным слоям, так и лицам, не имеющим какой-либо квалификации.
Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев среди женщин вера в Бога совпадает с пристрастиями к размышлению о смысле жизни и смерти (45,4%). Есть также основания говорить о более интенсивной рефлексии об этих вопросах в среде молодых выпускников высших учебных заведений и служащих, проживающих в больших городах.
Боль и страдание в равной степени наполняются особым смыслом, только если человек верит в Бога (45,7%). Отметим, что выпускники средних учебных заведений, безработные и «синие воротнички» рассматривают страдание как смыслосодержащее явление реже, чем другие группы. Любопытно, но доля отрицающих смысл страдания одинаково высока как на севере (50,4%), так и на юге (58,4%), в больших городах (61,8%) и малых поселениях (50,8%).
Полных скептиков немного, но есть, однако, немало тех, кто придерживается альтернативных взглядов и верит, например, в переселение душ (23,7% среди женщин).
На основании данных исследования можно сказать, что вера в воскрешение мертвых не имеет полного признания: 43% опрошенных отвергли эту идею. Мужчины в меньшей степени склонны верить в нее, чем женщины, равно как и молодые люди, проживающие на севере страны.
Обобщая полученные результаты, можно сказать, что в сознании молодых итальянцев утвердилась реальность, трансцендентная по отношению к человеческому бытию. Большинство молодых людей верит в существование высших сил, хотя они и не всегда представляют себе, что является предметом их рефлексии. Вера глубоко укоренена в сознании молодежи и представляет собой фундаментальную реальность современного общества. Вопреки утверждениям некоторых теоретиков религия далека от предрекаемого ей скорого заката.
Роль церкви
В исследовании содержалось несколько важных показателей, способных пролить свет на отношение молодых людей к церкви. Напомним, что 73,9% молодых людей считают себя католиками, 15% относят себя к другим вероисповеданиям, 3,5% определяют себя как убежденных атеистов. Это в значительной степени обусловило различия между молодыми людьми в том, что касается отношения к церкви. На вопрос о том, насколько адекватно реагирует в Италии церковь на возникающие проблемы и удовлетворяет потребности человека, 48,1% (в основном жители городов)
148дали отрицательный ответ На первый взгляд кажется, что эти молодые люди, хотя и привержены католической традиции", настроены в отношении церкви весьма критически. В особенности эта точка зрения распространена среди рабочих, людей свободной профессии, а также жителей больших и малых городов на юге страны. Эти молодые люди, имеющие весьма противоречивое суждение о церкви, не понимают, что церковь испытывает явные трудности, пытаясь связать свое учение с современным образом жизни, и оперирует в противоречивой системе ценностей.
Критика церкви обостряется, когда речь заходит об ее отношении к проблемам семейной жизни: 52,7% молодых людей, в основном мужчины, считают это отношение неприемлемым. В этом вопросе наблюдается явное противоречие между весьма критически настроенным севером страны (50,9%) и более спокойным отношением на юге (40,8%). Эта дихотомия существует независимо от размера населенного пункта.
В определенном смысле можно сказать, что утрата церковью своего влияния на частную жизнь граждан — не только кризис церкви, сколько признак обострения внутренних противоречий самого молодежного сознания. Эта фрагментация сознания преломляется и в поведении. Так, например, большинство молодых людей (54,5%) убеждены, что церковь вполне адекватно удовлетворяет духовные нужды человека. Только 1/3 не разделяет данной точки зрения. Возникает ощущение, что для молодых людей церковь прежде всего источник духовной поддержки. Гораздо меньше доля молодежи, рассматривающей церковь как сообщество единоверцев, людей, преданных Богу.
Оценивая действия церкви, направленные на разрешение конкретных социальных проблем, большинство молодых людей дает негативное суждение (53,8%). Основной критический запал здесь характерен для мужчин, жителей севера страны, населения городов, выпускников средних учебных заведений, работающих и людей свободной профессии.
Безусловно, еще весьма распространена традиционная убежденность в том, что церковь может быть опорой современного общества, только если она способна разобраться в существующих социальных проблемах и помочь разрешить их. В большинстве случаев молодые люди не очень ясно представляют себе, в чем может состоять роль церкви и христианства в социальном изменении. Они безусловно одобряют позицию церкви по таким вопросам, как разоружение, проблемы «третьего мира», расизм и дискриминация, экология. По некоторым вопросам, таким как разоружение и экология, имеются некоторые различия между севером и югом. Однако по вопросам отношения церкви к проблемам «третьего мира» и расовой дискриминации наблюдается почти полный консенсус. Возникает ощущение того, что молодые люди рассматривают роль церкви с антропоцентристских позиций. Они считают, что религия и ее институты должны находиться на службе людей. Одобряя позицию церкви по отношению к странам «третьего мира», 85% молодых людей ставят во главу угла прежде всего земные ценностные ориентации церкви.
Мощная поддержка позиции церкви по проблемам расовой дискриминации (82,6% опрошенных), почти не изменяющаяся под воздействием различных объективных характеристик респондентов, позволяет заключить, что ныне, как и в прошлом, молодые люди — это «критическая совесть общественных систем» и, одновременно, катализатор социальных изменений. О том, что это действительно так, говорят события не только в Индии, но и в Восточной Европе, где именно молодежь стала действующей силой текущей социальной трансформации. Молодежь отличает от других групп населения способность к быстрому пониманию специфики тех обществ, в которых они живут, негативного и позитивного аспекта их эволюции.
Позиция церкви по вопросам разоружения и экологии, получившая наибольшее одобрение со стороны молодых людей (65,5 и 52,9%) соответственно, указывает на определенное отвержение ими идей о «мире» с безграничными возможностями прогресса. В сознании молодых людей проблемы окружающей среды и безопасности породили убеждение в недостаточности сугубо рационалистических подходов.
149Позиция церкви по вопросу безработицы получила в среде молодежи меньшую поддержку (47,9%). Эта политика имеет больше всего сторонников среди выпускников средних учебных заведений, «белых воротничков» и работающего населения в целом. Можно предположить, что действия церкви, направленные на решение проблемы безработицы — одной из острейших болезней нашего общества, рассматриваются молодыми людьми как недостаточно эффективные
Позиция церкви по вопросам внебрачных отношений и гомосексуализма разделила молодежь на два лагеря. На юге подавляющее большинство (60,7%) дают этой позиции положительную оценку. В центральных областях Италии ее поддерживают только 25,3% опрошенных. На севере число ее сторонников чуть больше — 29,7%. Отрицая позицию церкви по этому вопросу (58,3%), молодые люди, главным образом молодые мужчины, отстаивают собственную точку зрения. На юге большинство поддерживающих позицию церкви составляют жители малых и средних населенных пунктов. В крупных городах наблюдается существенно меньший уровень поддержки. Данные исследования позволяют считать, что вопрос внебрачных отношений и отношения к гомосексуализму стал камнем преткновения между молодежью и церковью. Большинство молодых людей предпочитают свободное волеизъявление в этой сфере, игнорируя аскетические подходы, предлагаемые церковью. В этом проявляется новый субъективизм современной эпохи. Он возник вследствие двух факторов. Во-первых, ситуация постоянных социальных потрясений, безусловно, способствовала переоценке взглядов на автономию личности. Именно личность становится основным субъектом исторического развития. Во-вторых, новая мораль спровоцирована отсутствием возможностей творения субъективной этики в традиционной культуре. Символическая вселенная церкви охватывала собой все аспекты жизни, сохраняя общий для них смысл. Проблема морали никогда не имела эксплицитного обоснования, а имела имплицитное решение в рамках более общего вопроса о смысле жизни.
Тенденция к субъективизации морали таит в себе немало опасностей. Она укрепляет индивидуализм и ведет к приватизации человеческой жизни, Однако в этом случае легко придти к трактовке удовольствия как высшего критерия жизни, а права отдельного человека — как единственного основания морали.
Отношение молодежи к позиции церкви по вопросам абортов и эфтаназии можно рассматривать как более позитивное. В своем отношении к эфтаназии доля отвергающих последнюю примерно одинакова и среди мужчин, и среди женщин (58,5 и 58,2%). Что касается абортов, то здесь между мужчинами и женщинами наблюдаются ощутимые различия (56,4 и 51,1% соответственно). В этом вопросе как и в некоторых предыдущих, на первый план выходят региональные различия. На юге страны позицию церкви по вопросам недопустимости абортов поддерживают 66,6%, в центральной ее части— только 37,4% молодежи. В основном позицию церкви по названным проблемам разделяют выпускники учебных заведений, безработные и неквалифицированные рабочие.
Эти две переменные указывают на явную амбивалентность молодежной морали. С одной стороны, значительная часть молодежи настаивает на своем праве иметь собственную «сексуальную мораль», ориентироваться на индивидуальные инстинкты. С другой стороны, молодые люди готовы признать существование иной «объективной» морали, предлагаемой церковью Заявив о своей поддержке позиции церкви по вопросам эфтаназии и абортов, молодые люди тем самым подтвердили готовность принять высшие ценности, отстаиваемые религиозным сообществом.
Совершенно очевидно, что молодые люди рассматривают социальное действие как область самореализации, место, где возможно разрядить напряжение, порождаемое личностным развитием. В этой молодежной системе ценностей есть необходимость в более глубокой объективной этике. Молодежная этика — та область сознания, где сталкиваются и перекрещиваются представления об индивидуальной свободе и о фундаментальных ценностях бытия. Позиция церкви в отношении правительственной политики столкнулась с решительным неприятием со стороны молодежи (70,5%).
150Большинство недовольных составляют выпускники средних учебных заведений, безработные и служащие без высшего образования. Это — отзвук общего отношения к политике, рассматриваемой как область коррупции и карьеризма. Кризис доверия к большинству идеологических систем, крах мифов, порожденных ими, могут отчасти объяснить наблюдаемое в молодежной среде отсутствие интереса к прямому политическому действию, стремление отделить церковь от политики. Все чаще политическое действие переносится в частную сферу и становится выражением субъективности.
Молитва и отправление религиозных обрядов
Несмотря на то, что 98% итальянцев — католики, а 91% получает религиозное образование в семье, имеет смысл поближе присмотреться к соотношению обрядовой стороны религиозной жизни и внутренней жизни тех, кто считает себя верующими. Данные исследования показывают, что большинство молодых людей (52%) считают религию источником силы и покоя. Это, безусловно, ценностный аспект религии, в определенной степени заслоняющий собой ее трансцендентное содержание. Как же относятся молодые люди к религиозной практике? В анкете содержался ряд вопросов, характеризующих обрядовую сторону веры. Из ответов следует, что 69% молодых итальянцев посвящают некоторое время молитве. Женщины молятся чаще, чем мужчины (77,1 и 61,5% соответственно). Молитва представляет собой обряд, наиболее распространенный в молодежной среде: только 12% опрошенных утверждали, что вообще никогда не молятся. Из тех, кто молится, 29,9% женщин и 18,6% мужчин молятся часто. Доля молящихся часто на юге страны вдвое выше, чем на севере. Если проанализировать данные о месте молитвы, то выясняется, что 57,3% опрошенных молящихся предпочитают молиться дома. По-видимому, в современном социальном контексте молодежь рассматривает молитву как диалог с Богом и уже поэтому стремится молиться в уединении, глубокой созерцательной молитвой. В современном обществе молитва, как и другие аспекты жизни, становится ценностью, переживаемой на индивидуальном уровне. Ее общественный контекст вообще не рассматривается.
Хотя из результатов опроса не ясно, какие религиозные обряды молодые люди посещают наиболее часто, можно предположить, что главным из них вляется воскресная месса, одно из наиболее важных событий религиозной жизни. Примерно 24% опрошенных посещают мессу каждую неделю, 7,1% реже одного раза в неделю, но чаще, чем раз в месяц, 11,6%— раз в месяц. Значительная часть респондентов посещает религиозную, службу только на Рождество и на Пасху (20,6%), 9,4% справляют и другие религиозные праздники.
Согласно данным исследования, 43,1% опрошенных посещают службу, чтобы быть последовательными в своей вере, а 20% — чтобы выполнить христианский долг. Относительно важности крещения, венчания и отпевания доля выбравших утвердительный ответ составила 77,2—74,9%. Как и следовало ожидать, чаще всего важность этих обрядов подчеркивали южане, выпускники средних учебных заведений и неквалифицированные рабочие.
Обобщая данные исследования, можно с полным основанием утверждать, что в молодежной среде преобладает позитивное отношение к обрядовой стороне религии. Это напрямую вытекает из полученных данных даже несмотря на то, что в них нет тонкой дифференциации обрядового поведения, например, вопросов об отношении к святому причастию и к исповеди.
Выводы
Подводя итоги анализа данных исследования, можно сказать, что в его контексте религиозные ценности молодежи обретают вполне конкретные, предметные очертания. Мы можем констатировать, что молодежь больше не является источником общественных конфликтов и кризисных явлений, что она нашла самые разнооб-
151разные пути выражения своих ценностей, открыла для себя значимость традиции. И как ни парадоксально, это произошло в условиях сохраняющейся приверженности либеральным ценностям, в рамках все увеличивающегося пространства субъективной свободы.
В исследовании отчетливо прослеживается процесс постепенного возврата к вере и ее обрядам. В обществе, полном противоречий и тенденций отчуждения, молодые итальянцы демонстрируют открытость по отношению к священным ценностям, хотя и трактуют их в новом индивидуалистическом духе.
В целом молодежь достаточно солидарна с позицией церкви в отношении большинства серьезных социальных проблем (разоружение, «третий мир», расовая дискриминация). Здесь воплощается антропологический подход к христианской доктрине, молодежь сохраняет веру в учение церкви, хотя отчасти дистанцирует себя от тех аспектов учения, которые не касаются конкретных бед человечества.
Временами на севере Италии сквозь ответы на вопросы проступают новые подходы к традиционным аспектам учения: неверие в существование дьявола, ада, рая, в воскрешение мертвых и жизнь после смерти. Необходимо отметить, что к ряду направлений католической эсхатологии доверие в молодежной среде утрачивается.
Среди молодежи существует весьма устойчивая субъективная культура, находящая выражение прежде всего в области «сексуальной морали» (отношении к внебрачным связям, гомосексуализму). В этой сфере сохраняется дихотомия между учением церкви и реальным поведением молодых людей. Наибольший уровень отрицания церковных взглядов имеет место среди молодых итальянцев, живущих в центре страны и на севере. Наибольшую поддержку демонстрируют те, кто живут на юге страны. Различия в подходах проявляются также и в оценке позиции церкви по вопросам семьи и брака. Для молодежи особенно важен учет уже существующих реальностей, оказывающих на жизнь людей ощутимое влияние.
В целом молодежь позитивно оценивает позицию католической церкви и по таким вопросам «промежуточной морали», как аборты и эфтаназия. Эти темы стали предметом открытого обсуждения в последнее время; отношение к ним со стороны молодежи — не последний по важности фактор влияния на исход полемики.
Высоко оценивая вклад церкви в духовную жизнь общества, молодое поколение воздерживается от позитивных оценок позиции церкви, когда речь идет о реальных проблемах современной Италии. Здесь более половины опрошенных убеждены, что вклад церкви в решение этих проблем недостаточен. Очевидно, страна нуждается в более эффективной «социальной морали». Особенно остро нуждаются в ней жители центра и севера страны.
Наиболее образованная часть молодежи, а также работающая молодежь в целом делает упор на индивидуальный поиск вечных ценностей. Однако можно с полным основанием сказать, что молодежь привержена вере, даже несмотря на различия в подходе к вопросам нравственности и сомнения в эсхатологических догматах веры.
В заключение следует особо подчеркнуть наличие в молодежной среде нормативного плюрализма и морального релятивизма, порожденного усилением индивидуалистических тенденций. Эти тенденции толкают молодых людей на все более высокий уровень волеизъявления в том, что касается распоряжения собственной жизнью. Здесь молодежь становится все более закрытой от влияния общества. В результате молодые люди интериоризируют и ранжируют ценности прежде всего с учетом их собственнного жизненного опыта и воплощают эти ценности в своем поведении.
Перевод с английского М. Ф. ЧЕРНЫША
152
|