Валла
Валла
(Лоренцо Valla), известный итальянский гуманист, род. в Риме или Пьяченце в
1407 г., умер в Риме 1457. Детство и раннюю молодость В. провел при курии Мартина
V, потом был профессором в Павии, странствовал по другим городам Италии, жил в
Неаполе при дворе Альфонса Аррагонского, в 1448 году получил место апостольского
секретаря при Николае V и был сделан каноником при церкви св. Иоанна в Латеране
и сохранил обе должности до смерти.
В. стоял в центре гуманистического движения своего времени. Его сочинение “De
linguae latinae elegantia” — выяснение точного значения латинских слов и их правильного
и изящного употребления — имело большой успех у современников и в ближайшем потомстве;
кроме массы рукописей, существует более 30 печатных изданий только XV века. Затем
Валла комментировал латинских писателей Ливия, Саллюстия, Квинтилиана; перевел
Геродота, Фукидида, а также часть Илиады и некоторые басни Эзопа; писал философские
трактаты и исторические произведения. Характерные черты учено-литературной деятельности
В. — резкий критицизм по отношению к церковным и гуманистическим авторитетам и
ожесточенная борьба против аскетизма. Кроме “De falso credita et ementita Constantini
donatione declamatio”, где была доказана подложность “Константинова дара”, Валла
опровергал церковное учение о происхождении апостольского символа и издал трактат:
“De libero arbitrio” против Боэция. Против средневековых юристов он написал резкую
инвективу: “In Bartoli de insigniis et armis libellum epistola”, и в то же время
подверг резкой критике Цицерона, “бога гуманистов”, и поставил выше его Квинтилиана;
в трактате “De dialectica” внес поправки к Аристотелю; в “Disputatio adversus
Livium, duo Tarquinii Lucius ас Aruns, Prisci Tarquinii filii ne an nepotes fuerint”
выступил против мнения Ливия. Этот критицизм вызвал со всех сторон резкие нападки
на В.: он едва спасся от инквизиции за мнение об апостольском символе и должен
был вести ожесточенную полемику с Поджио, Фацио и другими гуманистами. Против
аскетизма В. выступил в двух трактатах: “De volupate бn vero bono”, где он пытался
примирить крайний эпикуреизм с христианством и “De professione religiosorum”,
где он резко восстает против монашеского института.
Но В. не был враждебен христианству и интересовался церковно-богословскими
вопросами: он составил филологические поправки к принятому переводу Нового Завета,
написал “Sermo de mysterio Eucharistiae” и потерянное теперь сочинение об исхождении
св. Духа. Заслуги В. в историографии сводятся главным образом к тому же критицизму,
а его “Historiarum Ferdinandi (отца Альфонса) libri III” представляют интерес
более по той полемике, которую вызвала эта книга “(In Bartholomaeum Facium recriminationum
libri IV)”. Сочинения В. изданы (далеко не все) еще в XVI веке.
Вл. С.
Вальтер
(Walter) — приор монастыря св. Виктора в Париже, жил в XII в. и выступил ярым
противником аристотелевой диалектики. В своем сочинении “Contra quatuor labyrinthes
Galliae” (существует только в рукописи в Париже), он, как последователь мистического
богословия, нападает на четырех представителей рассудочной схоластики: Петра Ломбарда,
Абеляра, Петра Пиктавийского и Гильберта Порретанского.
Вл. С.