ПЕРВЫЙ ШАГ К ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ
Нумерация страниц по 7 тому собрания сочинений.
I
К числу многих литературных реакций последнего времени, - частью вызванных противоположными крайностями, а
частью ничем положительным не вызванных,- присоединилась и реакция в пользу "чистого" искусства, или
"искусства для искусства". Она несомненно принадлежит к первому разряду - к разряду реакций извинительных;
противоположная крайность, которою она вызвана, у всех в памяти. Но неужели это такая неотвратимая для нас судьба
- одну неправду уравновешивать другою и подчинить наше умственное развитие дурно и "жестокосердно"
понятному закону возмездия: око за око и зуб за зуб? Если, как обыкновенно говорят, одно заблуждение естественно
вызывает другое, противоположное, то подчиняться такому естественному процессу заблуждений не совсем естественно
для человека, как существа разумного,- для него гораздо естественнее всякому заблуждению противопоставить простую
и чистую правду; это к тому же и плодотворнее.
Когда, например, писатели, объявившие Пушкина "пошляком", в подтверждение этой мысли спрашивали:
"Какую же пользу приносила и приносит поэзия Пушкина?" - а им на это с негодованием возражали: "Пушкин
- жрец чистого искусства, прекрасной формы; поэзия не должна быть полезна, поэзия выше пользы!" - то такие
слова не отвечают ни противнику, ни правде, и в результате оставляют только взаимное непонимание и презрение.
А между тем настоящий, справедливый ответ так прост и бли-
69
зок: "Нет, поэзия Пушкина, взятая в целом (ибо нужно мерить "доброю мерою"), приносила
и приносит большую пользу, потому что совершенная красота ее формы усиливает действие того духа, который в ней
воплощается, а дух этот - живой, благой и возвышенный, как он сам свидетельствует в известных стихах:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в сей жестокий век я прославлял свободу
И милость к падшим призывал..."
Такой справедливый ответ был бы уместен и убедителен даже в том случае, если бы противник в своем увлечении
под пользою разумел только пользу материальную и требовал бы от поэзии "печных горшков"; ибо в таком
случае нетрудно было бы растолковать, что хотя добрые чувства сами по себе и недостаточны для снабжения всех
людей необходимою домашнею утварью, однако без таких чувств не могло бы быть даже речи о подобном полезном
предприятии за отсутствием внутренних к нему побуждений,- тогда возможна была бы только непрерывная война за
горшки, а никак не справедливое их распределение на пользу общую.
Если бы сторонники "искусства для искусства" разумели под этим только, что художественное творчество
есть особая деятельность человеческого духа, удовлетворяющая особенной потребности и имеющая собственную область,
то они, конечно, были бы правы, но тогда им нечего бы было и поднимать реакцию во имя такой истины, против которой
никто не станет серьезно спорить. Но они идут гораздо дальше; они не ограничиваются справедливым утверждением
специфической особенности искусства или самостоятельности тех _средств_, какими оно действует, а отрицают всякую
существенную связь его с другими человеческими деятельностями и необходимое подчинение его общим жизненным
целям человечества, считая его чем-то в себе замкнутым и безусловно самодовлеющим; вместо законной автономии
для художественной области они проповедуют эстетический сепаратизм. Но хотя бы даже искусство было точно
так же необходимо для всего человечества, как дыхание для отдельного человека, то ведь и дыхание существенно
зависит от кровообращения, от деятельности нервов
70
и мускулов, и оно подчинено жизни целого; и самые прекрасные легкие не оживят его, когда поражены другие существенные
органы. Жизнь целого не исключает, а, напротив, требует и предполагает относительную самостоятельность частей
и их функций,- но безусловно самодовлеющею никакая частная функция в своей отдельности не бывает и быть не может.
Бесполезно для сторонников эстетического сепаратизма и следующее тонкое различие, делаемое некоторыми. Допустим,
говорят они, что в общей жизни искусство связано с другими деятельностями и все они вместе подчинены окончательной
цели исторического развития; но эта связь и эта цель, находясь за пределами нашего сознания, осуществляются
сами собою, помимо нас,- и следовательно, не могут определять наше отношение к той или другой человеческой деятельности;
отсюда заключение: пускай художник будет только художником, думает только об эстетически прекрасном, о красоте
формы, пусть для него, кроме этой формы, не существует ничего важного на свете.
Подобное рассуждение, имеющее в виду превознести искусство, на самом деле глубоко его унижает,- оно делает
его похожим на ту работу фабричного, который всю жизнь должен выделывать только известные колесики часового
механизма, а до целого механизма ему нет никакого дела. Конечно, служение псевдохудожественной форме гораздо
_приятнее_ фабричной работы, но для разумного сознания одной приятности мало.
И на чем же основывается это убеждение в роковой бессознательности исторического процесса, в безусловной непознаваемости
его цели? Если требовать определенного и адекватного представления об окончательном состоянии человечества,
представления конкретного и реального, то, конечно, оно никому не доступно,- и не столько по ограниченности
ума человеческого, сколько потому, что самое понятие абсолютно окончательного состояния, как заключения
временного процесса, - содержит в себе логические трудности, едва ли устранимые. Но ведь такое
невозможное представление о немыслимом предмете ни к чему и не нужно. Для сознательного участия в историческом
процессе совершенно достаточно общего понятия о его направлении, достаточно иметь идеальное представление о
той, говоря математически, предельной величине, к которой несомненно и непрерывно приближаются переменные
величины
71
человеческого прогресса, хотя по природе вещей никогда не могут совпасть с нею. А об этом идеальном пределе,
к которому реально двигается история, всякий, не исключая и эстетического сепаратиста, может получить
совершенно ясное понятие, если только он обратится за указаниями не к предвзятым мнениям и дурным инстинктам,
а к тем выводам из исторических фактов, за которые ручается разум и свидетельствует совесть.
Несмотря на все колебания и зигзаги прогресса, несмотря на нынешнее обострение милитаризма, национализма,
антисемитизма, динамизма и проч., и проч., все-таки остается несомненным, что равнодействующая истории
идет от людоедства к человеколюбию, от бесправия к справедливости и от враждебного разобщения частных групп
к всеобщей солидарности. Доказывать это - значило бы излагать сравнительный курс всеобщей истории. Но
для добросовестных пессимистов, смущаемых ретроградными явлениями настоящей эпохи, достаточно будет напомнить,
что самые эти явления ясно показывают бесповоротную силу общего исторического движения .
Вот два примера из совершенно различных областей, но приводящие к одной и той же морали. Явился в Германии
талантливый писатель (к сожалению, оказавшийся душевнобольным), который стал проповедовать, что сострадание
есть чувство низкое, недостойное уважающего себя человека; что нравственность годится только для рабских натур;
что человечества нет, а есть господа и рабы, полубоги и полускоты, что первым все позволено, а вторые обязаны
служить орудием для первых и т. п. И что же? Эти идеи, в которые некогда верили и которыми жили подданные египетских
фараонов и царей ассирийских,- идеи, за которые еще и теперь из последних сил бьются Беганзин в Дагомее и Лобэнгула
в земле Матэбельской ,- они были встречены в нашей Европе как что-то необыкновенное оригинальное и свежее и
в этом качестве повсюду имели grand succes de surprise. He доказывает ли это, что мы успели не только пережить,
а даже забыть то, чем жили наши предки, так что их миросозерцание получило для нас прелесть новизны? А что подобное
никогда и нигде не предусмотренное воскрешение мертвых идей вовсе не страшно для живых,- это видно уже из одного
фактического соображения: кроме двух классов людей, упоминаемых Ницше, - гор-
72
дых господ и смиренных рабов,- повсюду развился еще третий - рабов несмиренных, т. е. переставших быть рабами,-
и, благодаря распространению книгопечатания и множеству других неизбежных и неотвратимых зол, этот третий класс
(который не ограничивается одним tiers-etat так разросся, что уже почти поглотил два другие. Вернуться добровольно
к смирению и рабской покорности эти люди не имеют никакого намерения, а принудить их некому и нечем,- по крайней
мере, до пришествия антихриста и пророка его с ложными чудесами и знамениями; да и этой последней замаскированной
реакции дагомейских идеалов хватит только ненадолго.
Второй пример того, как реакционные явления свидетельствуют об истинном прогрессе,- это характер нынешнего
милитаризма: при таких огромных вооружениях и при таком чрезвычайном обострении национального соперничества
и вражды - такая небывалая нерешительность начать войну! Всякий невольно чувствует и понимает, что при нынешней
всесторонней связности между различными частями человечества невозможно будет локализовать вооруженного
столкновения и что небывалая громадность сил по численности войск и смертоносности вооружений представит войну
во всем ее, еще никогда прежде не виданном, ужасе и сделает нравственно и материально невозможным ее повторение.
Значит, одно из двух: или, несмотря на весь милитаризм, война все-таки не начнется, или же если начнется, то
будет последнею. Милитаризм съест войну. Вооруженные
политические усобицы между нациями неизбежно прекратятся, как прекратились постоянные усобицы их между отдельными
внутри стран областями и городами.
Местная история показывает, как здесь или там тяжелыми, запутанными и нередко кривыми путями собиралась земля
вокруг народных вождей, и как мало-помалу росло и развивалось национальное сознание. Но и всеобщая история также
показывает нам, как еще более трудными и сложными путями собирается вся земля, целое человечество вокруг
невидимого, но могучего центра христианской культуры и как, несмотря ни на какие препятствия, все растет и крепнет
сознание всемирного единства и солидарности. Эту аналогию между национальным и всемирным "собиранием земли"
можно было бы провести еще дальше, но я ограничиваюсь только очевидными и бесспорными чертами.
73
Итак, у истории (а следовательно, и у всего мирового процесса) есть цель, которую мы несомненно знаем, - цель
всеобъемлющая и вместе с тем достаточно определенная для того, чтобы мы могли сознательно участвовать в ее достижении;
ибо относительно всякой идеи, всякого чувства и всякого дела человеческого всегда можно по разуму и совести
решить, согласно ли оно с идеалом всеобщей солидарности или противоречит ему, направлено ли оно к осуществлению
истинного всеединства* или противоречит ему. А если так, то где же право для какой-нибудь человеческой деятельности
отделяться от общего движения, замыкаться в себе, объявлять себя своею собственною и единственною целью? И в
частности, где права эстетического сепаратизма? Нет: искусство не для искусства, а для осуществления той полноты
жизни, которая необходимо включает в себя и особый элемент искусства - красоту, но включает не как что-нибудь
отдельное и самодовлеющее, а в существенной и внутренней связи со всем остальным содержанием жизни.
Отвергнуть фантастическое отчуждение красоты и искусства от общего движения мировой жизни, признать, что художественная
деятельность не имеет в себе самой какого-то особого высшего предмета, а лишь по-своему, своими средствами
служит общей жизненной цели человечества,- вот первый шаг к истинной положительной эстетике. Этот шаг в русской
литературе сделан около сорока лет тому назад автором эстетического трактата, который (вместе с другими, менее
важными, но также не лишенными интереса этюдами того же писателя) весьма кстати перепечатан был именно теперь
- ввиду возрождения у нас эстетического сепаратизма. Желая указать положительное значение и заслугу этого старого,
но не устаревшего трактата, я вовсе не закрываю глаза ни на многие его частные недостатки, ни на общую неполноту
представляемого им воззрения. В свое время многие были уверены, что автор
* Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или
в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы
и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь
в них как полнота бытия.
74
"Эстетических отношений искусства к действительности" сказал последнее слово в этой области {6}.
Я так далек от подобной мысли, что утверждаю как раз обратное: он сказал вовсе не последнее, а только первое
слово истинной эстетики. Но я считаю несправедливым от сделавшего нечто требовать, чтобы он сделал все, и думаю,
что неизбежная недостаточность первого шага сама собою устранится, когда будут сделаны дальнейшие шаги.
II
Если наш автор подчиняет искусство действительности, то, конечно, не в том смысле, в каком иные современные
ему писатели объявляли, что "сапоги важнее Шекспира". Он утверждает только, что красота действительной
жизни выше красоты созданий художественной фантазии*. Вместе с тем он отстаивает реальность красоты против гегельянской
эстетики, для которой прекрасное "является только призраком", проистекающим от непроницательности
взгляда, не просветленного философским мышлением, перед которым исчезает кажущаяся полнота проявления идеи в
отдельном предмете (т. е. красота), так что "чем выше развито мышление, тем более исчезает перед ним прекрасное,
и, наконец, для вполне развитого мышления есть только истинное, а прекрасного нет"*.
В противоположность такому взгляду наш автор признает красоту существенным свойством действительных предметов
и настаивает на ее фактической реальности - не для человека только, но и в природе, и для природы. "Понимая
прекрасное как полноту жизни, мы должны будем признать, что стремление к жизни, проникающее всю природу, есть
вместе и стремление к произведению прекрасного. Если мы должны вообще видеть в природе не цели, а только результаты,
и потому не можем назвать красоту целью природы, то не можем не назвать ее существенным результатом, к произведению
которого направлены силы природы. Непреднамерен-
___________
* "Эстетика и поэзия" ("Современник", 1854-1861), издание М. Н. Чернышевского. СПб.,
1893, стр. 81.
* Там же, стр. 2-3. В этих словах гегельянская точка зрения более "выводится на свежую воду", нежели
просто излагается; но сущность дела передана совершенно верно.
ность, бессознательность этого направления нисколько не мешает его реальности, как бессознательность геометрического
стремления в пчеле, бессознательность к симметрии в растительной силе нисколько не мешает правильности шестигранного
строения ячеек сота, симметрии двух половин листа"**.
Значительную часть своего трактата автор посвятил подробному доказательству той мысли, "что произведение
искусства может иметь преимущество перед действительностью разве в двух-трех ничтожных отношениях и по необходимости
остается далеко ниже ее в существенных своих качествах"***. В этой обширной аргументации (стр. 38-81) много
наивного (не нужно забывать, что это - юношеская диссертация), иные спорные вещи голословно утверждаются, а
другие, бесспорные, доказываются с педантичною полнотою; но все эти недостатки и излишества не должны закрывать
от нас того, что доказываемая мысль верна,- до такой степени верна, что читатель, недовольный пространною
прозой автора, может найти краткое, но точное выражение того же самого воззрения на противоположном полюсе нашей
литературы в следующем стихотворении Фета:
Кому венец: богине ль красоты,
Иль в зеркале ее изображенью?
Поэт смущен, когда дивишься ты
Богатому его воображенью.
Не я, мой друг, а Божий мир богат:
В пылинке он лелеет жизнь и множит,
И что один твой выражает взгляд,
Того поэт пересказать не может {7}.
Но если так, то в чем же значенье и задача искусства? Наш автор подходит к этому вопросу с настоящей стороны.
Опровергнув то мнение, будто художество создает совершенную красоту, какой нет в действительности, он замечает:
"В произведениях искусства нет совершенства; кто недоволен действительною красотою, тот еще меньше может
удовлетвориться красотою, создаваемою искусством. Итак, невозможно согласиться с обыкновенным объяснением значения
искусства; но в этом объяснении есть намеки, которые могут быть названы справедливыми, если будут
_________________
** Там же, стр. 42-43.
*** Там же, стр. 80.
истолкованы надлежащим образом. Человек не удовлетворяется прекрасным в действительности, ему мало этого прекрасного
- вот в чем сущность и правдивость обыкновенного объяснения, которая, будучи ложно понимаема сама, нуждается
в объяснении"*.
Собственное объяснение автора неудовлетворительно, и я не буду на нем останавливаться. Я не стану также защищать
все те 17 тезисов, которыми заканчивается его диссертация. Главное ее содержание сводится к двух положениям:
1) существующее искусство есть лишь слабый суррогат действительности, и 2) красота в природе имеет объективную
реальность,- и эти тезисы останутся. Их утверждение в трактате, стесненное пределами особого философского
кругозора автора (он был в то время крайним приверженцем Фейербаха), не разрешает, а только ставит настоящую
задачу; но верная постановка есть первый шаг к разрешению. Только на основании этих истин (объективность красоты
и недостаточность искусства), а никак не чрез возвращение к артистическому дилетантизму, возможна будет дальнейшая
плодотворная работа в области эстетики, которая должна связать художественное творчество с высшими целями человеческой
жизни.
___________
* Там же, стр. 89.
Впервые напечатана в "Вестнике Европы", 1894, No 1, с. 294-302.
|