Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Сергий Спасский

ПОЛНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ ВОСТОКА

Из первого тома: "Восточная агиология". Владимир, 1901. Репринт: М., 1997. Примечания не воспроизведены!

// с. 136://

ОТДЕЛ В

  Уставы и месяцесловы в них.

Без сомнения с древнейших времен существовали в церквах определенные правила, как совершать службы дневные и в разные праздники, когда и как править памяти великих святых, существовали уставы сначала краткие и в разных церквах отличавшиеся один от другого, с течением времени изменявшиеся в одной и той же церкви; были разные уставы в патриархиях и разных обителях, сначала более в практике, чем в письмени хранившиеся. Общий тип богослужения повседневного и праздничного установился рано в церквах востока, не позднее 4 и 5 веков. Но главное содержание уставов—точнейшее определение разных богослужебных действий по различию времен (посты, пятьдесятница и т. п.—содержание триоди) и лиц празднуемых (синаксарь) стало раскрываться в последующее время и до XI—ХIIвеков изменяемость в уставах была очень велика, ибо до сего времени самые службы во славу Господа И. Христа, Пречистой Его Матери и святых, как увидим ниже, во многом изменялись, одни песнопения заменялись другими, дни празднования святым, самые памяти святых установлялись в разных местах и даже в одних и тех же местах, но в разные времена, различно; открывались новые празднества по случаю открытия и перенесения мощей, проявления новых святых, по случаю поражения еретиков на соборах, отражения внешних врагов и т. п.

В уставах можно различать две главные части: 1 Богослужебную и 2 дисциплинарную или οповедении и образе жизни иноков. Вторая содержится в уставах иноческих, в уставах основанных знаменитыми подвижниками или создателями (ктиторами) монастырей, царями, патриархами и более или менее славными и достаточными лицами. Ктиторскими в обширном смысле называются и монастыри, основанные подвижниками. Эта часть уставов не входит в пределы нашегоизследования. В последнее время явились в русской литературе замечательные труды и даже открытия в отношении к этой части. Таковы киновиальные правила пр. Саввы освященного, врученные им пред кончиною его (539) преемнику его игумену Мелиту. Ониоткрыты в Синайской рукописи проф. А. Дмитриевским и изданыв Трудах Киевской Академии в 1890 году и в Описании литургических рукописей Т. I. 1895 г. Другой замечательный труд в этом роде принадлежит преосвященному епископу Феофану; это изданные им в 1892 г. Древние иноческие уставы пр. Пахомия великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта. В книге Дмитриевского: Описание литургических рукописей Τ. Ιесть уставы с правилами монашеской жизни; из них вполне издан устав Евергетидского монастыря. Много в предисловии говорится οпорядках в пантократорском константинопольском монастыре. Студийский устав в редакции патриарха Алексия описан полно в Истории русской церкви Голубинского (Τ. Ιвторая половина).

В богослужебной части различаются: общая богослужебная, триодная и синаксарная, т. е. собственно агиологическая. Есть общие правила относительно служб вседневных: вечерни, утрени, часов, литургии и прочих, и относительно служб недельных, как то в понедельник Ангелам, во вторник Предтече и проч. Отдел триодный от недели мытаря и фарисея до конца Пятидесятницы, также, как и общебогослужебный, не входит в пределы нашего изследования, кроме того, что в некоторых уставах положены службы святым в триодные дни, например в 1 неделю поста св. ветхозаветным пророкам, во вторую неделю св. Григорию Паламе и другим в другие дни и притом в разных уставах разным святым. Сравнение уставов относительно триодной агиологической части у нас сделано в приложении 11. 0 богослужебной и триодной частях изследования обнародованы в сочинении проф. И. Мансветова: Церковный Устав (Типик) 1885 г. Что касается до синаксарной или агиологической части, то у него ничего почти не прибавлено к тому, что имелось в нашем Полном Месяцеслове Востока, изданном в 1875 и 1876 годах, потому что он имел под руками те же источники, какие указаны в означенном Месяцеслове.

Устав Константинопольской Великой Церкви.

В 1895 году явился капитальный труд в отношении вообще к уставам и в частности к синаксарному отделу их в книге: Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока Т. I. Τυ-r/a Ч. 1. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы, доцента Киев. Дух. Академии Алексея Дмитриевского. Наиболее важны в этом труде в отношении к синаксарной части устава—это вновь обнародованные: 1) Типик Великой Константинопольской Церкви (IX—Xвека), изданный по рукописи Патмосской библиотеки, и 2) Типик Константинопольского Евергетидского монастыря первой половины XIIв.

Хотя вопреки Дмитриевскому означенный Константинопольский устав Великой церкви называют некоторые вообще уставом константинопольских церквей, но в нем много говорится οслужбах св. почившим патриархам константинопольским, часто говорится οтом, где служил патриарх, и οслужбах в Великой церкви, это дает ему право называться уставом Великой Константинопольской церкви или патриаршим. Кроме того, есть указания на то, что писавший устав принадлежал к клиру патриарха:, например, описывая патриаршую службу в Р. Хр., говорит: в святейшей великой церкви утреню творимна амвоне (стр. 36), 26 дек. собор Богородицы во Влахернах—служит патриарх и говорим(т. е. служащие—поющие с патриархом) тропарь и проч. В великий пост в неделю (в один из воскресных дней по указанию патриарха) была всенощная во Влахернах Богородице и туда, как написано, из Великой церкви ходили чтецы и певцы и поем, сказано писавшим устав, на утрени антифоны и песни (Дмитриев. 124). Подобное 11 мая, 15 июля, 6 авг. и в другиедни. Хотя вообще говорится οслужбах и в других церквах святым, чтимым в той или другой церкви или в дни обновления храмов, но писавший устав имел более в виду патриаршие службы и Великую церковь, которой подчинены были другие церкви. Уставы монастырей константинопольских патриарха Алексия, студийский и евергетидский, не говорят в синаксарях οпразднованиях, которые совершались патриархом, οслужбах патриархам константинопольским или по случаю землетрясений, избавлений от врагов. Наконец, в заглавии триодного устава (Дмитр. 110 стр.) прямо говорится: канон св. Божия Великияцеркви чтений Деяний, апостолов, пророчеств и проч. Без сомнения, и в начале устава он назван был уставом или канонарием Великой Церкви:, к сожалению, первый лист утрачен. Типик Константинопольской Великой церкви одни относят к IXвеку, другие к IX—X веку. По нашему мнению устав не ранее последнего десятилетия IXвека и, по всей вероятности, относится к началу Xвека. В нем есть памяти и отчасти события второй половины IXвека и, между прочим, такие, которые относятся к концу IXвека. Более поздние памяти: 23 октября св. Игнатия, архиепископа Константинопольского. Этот патриарх скончался в 877 или 878 году.

Другая еще более поздняя память в этом типике—это освящение церкви всех святых в Вуле 20 мая. Известна одна церковь всех святых, созданная царем Львом Мудрым в память св. супруги его царицы Феофано, как говорится в цветной триоди в синаксаре на неделю всех святых (по славянскому переводу). Она создана была при ее жизни и император желал посвятить ее имени царицы, еще при жизни ее считаемой святою за добродетели и подвижнические труды; но она этого не восхотела, тогда Лев, по совету собора церковного, посвятил храм всем святым, говоря, что если Феофана свята, то пусть чтится со всеми святыми. Феофана вступила в брак со Львом на 16 году царствования отца его императора Василия Македонянина (867—886), следовательно не позднее 882 года, была в супружестве 12 лет, поэтому кончина ее должна падать на 894 год. Может быть, что она скончалась в 893 году и, конечно, храм если начат был созидаем или уже и создан в конце ее жизни, то создан не ранее 890 года. Писатель XIVвека Никифор Грегора говорит, что тело Феофании погребено было сначала в храме апостолов (значит храма всех святых в 894 году еще не было), и что храм всех святых построен после смерти Феофании. Может быть, при жизни Феофании Лев выразил только намерениесоздать ей храм.

В Иерусалимской патриаршей библиотеке есть синаксарь и типик Константинопольской церкви (кодекс 40), написанный по повелению царя Константина VIIПорфирородного (912—959). Последняя в нем память св. патриарха константинопольского Трифона (+ 933 г.). Пападопуло-Керамевс относит составление этого типика и синаксаря к 945—950 годам. Αтак как разбираемый нами типик по Патмосской рукописи, очевидно ранее означенного Константинова, то его надобно относить к концу IXили началу Xвека. В нем нет праздника Нерукотворенного Образа 16 августа, установленного в 944 году.

Правда есть в нем память, по которой составление его можно относить даже к началу IXвека. Декабря 16 положена такая память: "И св. муч. Вакха, пострадавшего в наши временав Палестине при Ирине и Константине православных и христолюбивых царях". Константин VIцарствовал в 780—797 года, Ирина одна 797—802 г. Но этот синаксарь составлялся постепенно в продолжении целых столетий. Очень может быть, что в него внесены некоторые памяти в первой половинеIXвека. Окончательная же редакция его относится к концу IXили началу Xвека.

В основе его положен древний мартиролог, то есть, месяцеслов, содержавший имена почти одних мучеников, как мы видим в Сирском месяцеслове 412 года. Древний мартиролог постепенно восполняем был именами ветхозаветных святых, апостолов, святителей и преподобных. В разсматриваемом нами синаксаре действительно видны наслоения. Ветхозаветные святые, апостолы, святители и преподобные ставятся очень часто между мучениками дня в средине или в конце дня после мучеников. После немучеников часто следуют опять мученики, это значит, что синаксарь восполняем был не однажды из разных месяцесловов или синаксарей. От того он, как сводный и имевший разных неискусных составителей, не устроен. В нем одни и те же памяти святых повторяются и даже в один и тот же день в измененном виде, например: 5 окт. муч. Мамелхфы в Персии и опять муч. Малфефы в Персии, 25 окт. муч. Уара и Уария. Муч. Дасий повторен 19 и 20 ноября. Преп. Зотик 29 и 31 декабря, 13 марта Савиниан и Савин, 5 апреля муч. Фервуфы и сестры ее и опять мученика Ферма и сестры его; 4 и 5 июля Марфы матери пр. Симеона дивногорца. Очевидно, он составлялся из разных источников неумело в разные времена. В этом типиконе есть памяти святых, доселе бывших еще неизвестными, или известные поставлены в такие дни, в которые доселе не встречались. Синаксарь отличается необычною полнотою памятей святых на все дни года, есть по 5—7 памятей в день. Есть в нем историческия сведения οсвятых более или менее пространные. В других известных нам уставах нет такого обилия памятей в синаксарной части. Этот синаксарь занимает среднее место между месяцесловами полными и синаксарями, в которых (синаксарях) есть сказания более или менее пространные οсвятых.

В этот синаксарь внесены многие ветхозаветные святые: Авраам, Моисей, Самуил, Илия, Елисей, из больших и малых пророков не оказалось только Иезекииля и Аггея. Но служба показана только пророку Елисею, одному из всех ветхозаветных. Показана служба св. отец пред Р. Хр. Апостол, что и ныне праотцам, Колос. Егда Христос явися, но евангелие другое: входящу Иисусови в некую весь. Затем в неделю пред Р. Хр. показана служба свв. отец Авраама, Исаака и Иакова и трех отроков с Даниилом. Служба царю Давиду с Иосифом обручником и Иаковом братом Господним показана в неделю по Р. Хр. Из 12 апостолов служб не показано Симону Зилоту 10 мая, Матфию (поставлен 21 июля вместо 9 авг.), Иуде 16 и 22 мая (вместо 19 июня). Иакова Алфеева совсем не оказалось 9 октября и в другие дни. Памяти 70 апостолов 4 января совсем не имеется, равно нет памятей апостолов по группам, как они внесены в позднейших синаксарях. Самые каноны написаны им Иосифом песнописцем (+ в 883 г). Но есть по местам памяти некоторых и из 70, например: Иуста 26 ноября, Фаддея 19 августа, апостола Силы, епископа Коринфа, 26 ноября, и, к удивлению, не нашлось памяти апостола Стахия 2-го епископа Византийского после апостола Андрея.

Что касается до святителей и преподобных, то памятей их довольно в месяцеслове, но преподобных сирийских из книги: История боголюбцев Феодорита Кирского, не имеется. Всех праздничных памятей, которым показаны службы в синаксаре, имеется не менее 130, из них 18 памятей местные константинопольские, которым нет служб в других синаксарях: это землетрясения, избавления от врагов, обновление храмов и памяти некоторых патриархов константинопольских. Таким образом общих праздников и памятей святым насчитывается более 110. Это очень довольно по тому времени, судя по другим месяцесловам того времени.

К сожалению, как сказано, заглавие (начало) синаксаря или типикона не сохранилось; в нем синаксарь предшествует триодному уставу; триодный устав озаглавливается: канон чтений св. Божией великой церкви Деяний апостольских пророческих и каждого последования от недели предмясопустные до Пятидесятницы (то есть от недели οблудном сыне, οнеделеοмытаре и фарисее не говорится). Затем следуют зачала апостола и евангелия по субботам и воскресеньям от Пятидесятницы до недели οблудном сыне, но обрываются на 30 неделе (далее не изданы).

Относительно служб в изданном типиконе по Патмосской рукописи указываются: тропарь дня, иногда он весь приводится, за тем литургийный прокимен, начало апостола,аллилуия и стих, евангелие с показанием главы (отличным от нынешнего) и с начальными словами и наконец причастен. Вообще указания, кроме тропаря, делаются одни литургийные и только в великие праздники: Воздвижение животворящего креста, Рождества Христова, Богоявление и Благовещение службы показываются пространнее, также на крестные ходы и литии вне храмов по случаю землетрясений, избавления от врагов, при чем обыкновенно служил сам патриарх; οстихирах и канонах на утрени и вечерни нет и речи.

Правил монашеской жизни, конечно, нет. Дни, в которые показаны службы в этом типиконе праздничные, нами извлечены и этот собственно служебный (праздничный) синаксарь издан в приложении 2. Из него видно, что в служебном отношении этот типикон во многом не мог быть исполняем в других церквах; в нем довольно служб частных, к Константинополю только относящихся. Поэтому служебный синаксарь этого устава должен быть переделываем и действительно переделывался для употребления в других церквах, но главные общецерковные праздники и памяти великих святых естественно совершались вообще согласно с уставом Великой Церкви.

В Описании Иерус. библиотеки П.-Керамевса (Т. IIстр. 437, кодекс 309) упоминаются многие уставы в Константинополе бывшие и между ними уставы патриархов Игнатия иФотия. Но разсматриваемый нами устав не может быть приписан Игнатию, ибо сам Игнатий находится в нем в числе святых, а названия Фотиевым этот устав недостоин по несовершенству синаксаря святых. Это еще более приводит к заключению, что уставы патриархов Игнатия и Фотия были восполняемы, и что разбираемый устав следует отнести к концу IXили к началу X века.

Типикон Константина VII.

Скажем нечто и об уставе императора Константина VII, написанном около половины Xвека, по вышеуказанным сведениям οнем в Иерусалимской библиотеке (Пападопуло-Керамевса) и в Византийском Временнике, а также по сообщенным нам П.-Керамевсом выпискам памятей святых из синаксаря этого устава за март и апрель, за что приносим ему великую благодарность. Типикон императора Константина не имеет надписи; месячный синаксарь в нем также впереди, потом периодный устав, чтения апостольские и евангельские на остальное время года по субботам и воскресеньям; затем прокимны утренние на 8 гласов и зачала евангелий 11 воскресных, далее прокимны воскресные и литургийные; затем прокимны и начала евангелий на утренях великих праздников. Потом чин обновления церкви, далее зачала крестных апостола и евангелия для желающего совершить в среду и пятницу литургии или преждеосвященную или полные и наконец на разные службы.

Что для нас особенно важно,—это то, что в Византийском Временнике приведено до 80 памятей святых и событий с показанием места празднования им в Константинополе. Здесь не много было больших храмов, но много небольших молитвенных храмов или домов (Евктириев), а также приделов во имя святых в других храмах. Большая часть показаний уже сделаны были в первом издании в Полном Месяцеслове Востока по разным рукописным синаксарям. Те, которые нам были неизвестны, внесены по Византийскому Временнику. Есть святые, которым в уставе императора Константина, показаны другие дни празднования, которых нет в других агиологических памятниках, но таких святых немного. Вообще же, судя по выписи всех памятей за март и апрель, оказывается, что памяти святых в нем те же, какие и в Константинопольском типиконеIX—Xвека, и следуют в том же порядке, в каком находятся в уставеIX—Xвека. Оказались перестановки памятей только 1, 6 и 22 марта, 3 и 25 апреля, но в тех же днях, так 23 марта св. патриарх Константинопольский Фома показан в Кт. на третьем месте, а в Константиновом на первом, 25 апр. в Кт. на первом месте Сава Стратилат, а в Константиновом ев. Марк. В Константиновом за 2 месяца в три только дня усмотрены опущения памятей против Кт., это 14 апр. св. священномуч. Кириака, явившего честный крест, 22 апр. ап. Нафанаила, 24 апр. брата Господня Иосифа, Симеона, Марфы и Марии; но и прибавлений памятей в Константиновом мало, так прибавлены памяти против Кт. 16 марта страдание Романа и Менигна в Парии, 31 марта св. муч. Менандра и память прор. Иоада, апреля 5 мучч. 120 в Персии, 16 апр. страдание Ирины, 18 апр. память Трифона Константинопольского (но он + 9ЗЗ г., позднее составления Кт.), 21 апреля ап. Закхея, 29 апр. страдание Кинтиана, Аттика и 9 мучч. в Кизике. Службы праздничные показаны так же, как и в Кт., то есть, канонов и стихир нет, а показаны тропарь, прокимен, апостол, евангелие и причастен.

Итак для агиологии (для памятей святых) он мало представляет нового после константинопольского типикона IX—Xв. Может быть в самых сказаниях οсвятых, которые нам неизвестны, есть новое, кроме более обильного показания мест празднования святым в Царьграде.

Синайские канонари.

В сказанной выше книге: "Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока", изданы на греческом языке так называемые канонари (Τ. Ιстр. 172). Они изданы были архимандритом Антонином в переводе на русский язык в вольном изложении в Трудах Киевской Академии (1874 стр. 189—216; 458—495). Один из них находится при рукописном евангелии Синайской библиотеки № 150 и относится по письму к X—XIвеку. В той же библиотеке есть другой канонарь более древний IX—Xвека, но в нем не достает довольного числа листов в конце и особенно в начале его. Поэтому текст приведен Дмитриевским по канонарю более позднему, а варианты из древнейшего показаны в подстрочных примечаниях. Святые из синаксарей того и другого канонаря нами уже были приведены в первом издании месяцеслова по Трудам Киевской Академии и, кроме того, по копии преосвящ. Порфирия с оригинала, и тогда оказалось, что архимандритом Антонином не издан был вполне синаксарь второго канонаря. Теперь мы вновь пересмотрели оба канонаря и синаксаря по греческому тексту и полнее внесли из них имена святых, даже и западных, опущенных нами в первом издании. Общие сведения οсих канонарях нами внесены были в отдел синаксарей при евангелиях, а теперь сочтено за лучшее сказать об них в отделе об уставах, потому что хотя канонарь позднейший, у нас названный синайским 2, помещен при евангелии, но он содержит триодный устав и в синаксаре указания служб. Он имеет такое заглавие: Канонарь с Богом, начинаемый от святой Пасхи до св. субботы и от месяца сентября до месяцаавгуста.Затем начинается триодный устав от Пасхи до Пятьдесятницы,потомследуетуказательчтений апостольских и евангельскихна целый год до великого поста, потом устав постной триоди от недели мытаря и фарисея, кончающийся великою субботою. Вторую часть далее составляет синаксарь праздников и святых. Неизвестно оглавление более древнего канонаря IX—Xвека за утратою листов от Пасхи до Вознесения, но синаксарь его,названный у нассинайским 1, много полнее памятями и содержит их почти на все дни года, на все месяцы начиная с сентября, и кончается 6 числомавгуста,вследствие потери последних листов. Синаксарь же синайский 2-й (X—XIв.) содержит памяти только на праздники и на дни знаменитых святых с начала сентября по 31 августа, потому надписывается: канонарь с Богом святым праздников и знаменитых святых, а синаксарь канонаря IX—Xвека более полный имеет такое надписание: канонарь собраний (то есть,праздничных) и памятей святых, начинаемый от месяца сентября до месяца августа,имеющийвсепоследование.

Издатель канонаря А. Дмитриевский отнес его к числу памятников устава Великой церкви Константинопольской (стр. X). Нет сомнения в том, что он составлен по уставу Константинопольской церкви, ибо в весьма многом с ним сходствует, но не есть собственно устав Великой церкви; в нем нет и речи οпатриаршем служении и οпразднованиях освящения константинопольских церквей, избавлений от врагов, по случаю памятей землетрясений (кроме общепринятой 26 окт.) и проч. Он был употреблям в какой либо архиепископии или епископии, конечно, находившейся под властию константинопольского патриархата; в службе на 14 сент. вместо патриарха ставится то иерей, то архиерей, то архиепископ. Есть в нем одно указание на место его употребления, но неопределенное. В триодной части его говорится: "в понедельник после новой недели (то есть, Фоминой) совершаем память св. пророка Илии и после литии отходим в храм его и бывает литургия", а по Константинопольскому уставу в этот день говорится οпраздновании Св. Богородице в Халкопратиях. На Синае был храм пророка Илии, по описаниям путешественников, и, судя потому, что означенный канонарь найден в синайской библиотеке, можно бы приписать ему и происхождение синайское. Но в нем есть весьма многое, что говорит за происхождение и употребление его в греческих церквах Италии или Сицилии, ибо в нем много памятей западных и даже восточные памяти многие поставлены в такие дни, в которые находятся в западных месяцесловах или и в восточных месяцесловах, но латинствующих: в Охридском, Зографском 2. Но А. Дмитриевский, указав на сходство синайского канонаря с типиком Великой Церкви, продолжил: "что же касается в частности памятей святых, которые дали основание Αрх. Сергию видеть в настоящем памятнике влияние западного календаря, то, после указанного сопоставления, обнаруживается, что те же памяти можно (?) находить и в месяцесловах православного востока. Вот почему мы и решились поместить синайские канонари в первом отделе вслед за типиконом Великой Константинопольской церкви" (стр. X). Поместить их и следовало тут, по великому сходству с типиконом Великой церкви. Но должно иметь в виду, что было время и не малое, когда Сицилия и некоторые части Италии в церковном отношении находились под властию Константинопольского патриарха. Император Лев Исавриец в 733 году отторг Калабрию и Сицилию и Иллирийские провинции от римской церкви и подчинил Константинопольскому патриарху и в IXвеке означенные области зависели от константинопольского патриарха, так что, во время борьбы патриарха Фотия с папою Николаем, на стороне Фотия были весьма дружественный с ним Лев (или Леонтий), митрополит Регия в Калабрии, и Марк, архиепископ Идрунтский (Отрантский). Патриархи константинопольские многие епископства в нижней Италии возвели в архиепископства, чтобы более привязать к себе италийских христиан, у которых и служба совершалась на греческом языке, и даже по отделении римской церкви от восточной в 1054 году в Италии долгое время были монастыри и церкви, в которых богослужение совершалось по восточному обряду.

В разбираемых нами канонарях есть несомненно памяти святых и событий западных, не бывшие в восточных календарях. Укажем на следующие в синайском I: сент. 11 Зинон, епископ Неапольский, совершенно неизвестный и в западных мартирологах не находящийся, ноября 9Агриппин, епископНеапольский (есть и в Римском мартирологе + ок. 200 г.), ноября 13 Мегасий, епископ Африки (неизвестен),февраля1 Север, епископ Катаны при императоре Никифоре Логофете 808 — 811 г.,февраля 14 Валентий,епископ Интерамны(ныне Терни) в Неаполит.области (есть и в Неаполитан.календаре), февраля16 луч. Иулианы, согласно с Р. М. и Неапол. Это та, которая у нас 21 декабря; она пострадала в Никомидии в 304 году, но одна благочестивая жена пожелала перевезти мощи ее в Рим, однакоморская буря заставила положить тело ее в Путеолах, отсюда она потом (неизвестно когда)перенесена в Кумы в Кампании;этоперенесение и празднуется в римской церкви 16 февр. Очевидно, это не восточное событие. Мая 3-го обретениечестногокреста согласно с римскими и латинствующими: Охридским и Зографским2-м.Мая 8 архангелов Михаила и Гавриила. Это чисто римская память; в Рим. Мартир. и Неаполит. календаре в этот день воспоминается явление арханг. Михаила в 493 году в Италии на Гарганской горе к северу от города Сипонта при Адриатическом море. Св. Димитрий ростовский внес сказание об этом явлении в Четьи Минеи под 6 сентября. Мая 12 Филиппа Аргирия согласно с М. Р., Неаполит. и другими западными месяцесловами. Это пресвитер, родом из Фракии, современник импер. Аркадия, покоится в городе Аргирион (Алжирон) в Сицилии. В восточныхпамятниках агиологии его нет. Мая 12 же св. Панкратия. Отрок из Фригии 14 лет пострадал при Диоклитиане. Мощи в Риме, там в Υвеке создана во имя его церковь. Память его в Рим. мартир.,в восточных нет. Июня 21 Руфамуч.и Марка, в Иеронимовоми других западных ныне Руфин и Маркия в Сицилии в Сиракузах; время жизни неизвестно. Июня 26мученики Иоанн, Павел римляне и Галликан. Эти три мученика находятся в древних римских мартирологах и чтились и чтутся только на западе. Галликан был сенаторомв Риме. Память их в Ρ. Μ.25июня. Июня 27 Маркеллина, в Иероним. мартирологе есть ныне мученик Маркеллин в Испании. Июня 28 Сеии в Тавромении (ныне Таормина в Сицилии), очевидно, западная святая, но не найдена и в западных мартирологах. Июля 16 мучч. Сенатора, Виатора и матери их Доминаты. Пострадали в Неаполитанской области. Мощи их перенесены в Калабрию, где им празднуют 14 сентября.

В Синайском втором более позднем менее памятей вообще, ибо приведены памяти только знаменитых святых, но и в нем есть памяти западные общие с Синайским I, таковы: 3 мая обретение креста, 8 маяархангелов Михаила и Гавриила, 12мая Филиппа Аргирия и отрока Панкратия. Есть и такие памяти, которых нет в Синайск. I; например 24 сентября пр. Евсевия. Есть 24 сентября в Пиаченце Евсевий преподобный западный. Янв. 16 Галактиона муч. и Еврета. Галактион есть в Неаполитанском, по Иеронимову мартирологу 22 февраля есть Евтерий и Галатий, пострадавшие с другими при Диоклитиане в Никомидии. 11октября св. Викторины, 27нояб. ап. Силы; обеих последних памятей нет в Синайском I. Оба синаксаря во многом сходствуют с восточно-западным Неаполитанским месяцесловом. Оба синаксаря оригинальны, а особенно 1-й полный. В нем довольно есть памятей,совершеннодоселенеизвестных.Приводитьэтипамяти считаем, по многочисленности, излишним. Они показаны в самом месяцеслове. По нашему мнению,нельзя сомневаться в том, что эти канонари употреблялись в православных церквах или в какой либо православной епископии в Нижней Италии иии Сицилии. В Синайском Iпоследняя память по времени есть память пр. Феодора Студита (+ 826 года), в Синайском втором последняя память есть патриарха константинопольского Павла нового (+ в конце 784 г.). Если Синайский 2-й есть сокращение в памятях Синайского 1-го, то не рабское, ибо не мало имеет и особенностей. Если устав Константинопольской Великой Церкви в переделанном виде употреблялся даже в церквах запада, временно находившихся под властию Константинопольского патриарха, то тем более естественно полагать, что он употреблялся в приспособленном виде и в восточных церквах Константинопольского патриархата. Между типиком Константинопольской Великой церкви и канонарями есть различие, но несущественное, в том, что константинопольский типик начинается месяцесловом-синаксарем, а потом следует триодный устав, начинаяся с недели οблудном сыне и кончаясь Пятидесятницею, а синайские канонари начинаются Пасхою, то есть, триодью цветною, затем идет триодь постная до Пасхи, за нею уже синаксарь или месяцеслов.

Монастырские уставы.

Мы будем говорить только οтех уставах, которых синаксари дошли до нас или описаны в разных изданиях. Краткие известные начертания уставов, как-то пр. Феодора Студита и Афанасия Афонского, οкоторых не мало говорено в русской литературе, для агиологии значения не имеют. Сначала будем говорить οСтудийском уставе.

Студийский устав.

Студийский монастырь был одним из знаменитейших монастырей. Студий консул, в 463 году прибывший из Рима в Царьград, создал при церкви Иоанна Предтечи монастырь, поместив в нем монахов из Неусыпающих в 12-й части близ Золотых врат на краю города Константинополя. Преподобный и исповедник Феодор Студит (+ 826 г.) привел этот монастырь в цветущее состояние и прославил его. Но он не оставил письменного устава своей обители. По кончине его некто из иноков монастыря написал краткое начертание порядков студийской обители, установленных пр. Феодором. Начертание дошло до нас в двух редакциях: одна менее, другая более пространная (Дмитр. стр. XIII). Более же полный Устав Студийского монастыря предан письмени также неизвестным иноком этого монастыря, уже спустя долгое время после кончины пр. Феодора Студита, но не позднее начала первой половины XIвека. Однако и этот устав не был достаточно полон и многое делалось в обители еще по преданию. Слава этого монастыря была велика и в XIвеке так, что пр. Феодосий киево-печерский около 1065 года ввел в печерский монастырь студийский устав. Но дошедшие до нас списки устава XIIвека в России не содержат чистый устав Студийский, а содержат устав монастыря Богородицы константинопольского патриарха Алексия (1025—1043). За 9 лет до своей смерти в 1034 г. он основал близ Константинополя монастырь во имя Успения Божией Матери и написал для него устав по уставу Студийского монастыря, в котором он был, по одним, игуменом, а по другим екклисиархом, т. е. ближайшим помощником настоятеля.

Самый же устав Студийского монастыря не дошел до нас в чистом виде. Профессор Дмитриевский употребил все меры, путешествуя на восток и запад, для отыскания этого устава. В нашей литературе, всдед за Тоскани и другиии западными писателями, студийскими уставами назывались некоторые уставы, употреблявшиеся в монастырях италийских и сицилийских. Дмитриевский двукратно ездил на запад для изследования означенных уставов и нашел там не семь, как у Тоскани, а девять списков так называемых студийских уставов, но оказалось, что это сводные уставы, составленные на основании уставов Студийского, Иерусалимского и других, как показывают не только содержание, но и оглавление этих уставов.

Устав Студийского монастыря, написанный неизвестным, изменялся по обстоятельствам времени и по изволению настоятелей; поэтому Никон Черногорец в концеXIвека, сравнивавший разные уставы, написал: "потребно есть ведати, яко различны типики студийские и иерусалимские причтох и собрах и несогласишася един к другому, ниже студийский с другим студийским".

Почему же устав патриарха Алексия принятый и употреблявшийся в России назывался студийским? Конечно, потому, что он в возможной полноте изображал порядки студийской обители первой половины XIвека, исключая немногие изменения или дополнения из других уставов или лично самим патриархом сделанные. Об уставе Студийском для Киево-печерской обители есть два, по видимому, разноречивые показания. Летописец (под 1051 годом) написал, что преп. Феодосий, по умножении братии в обители, "нача искати правила чернечьскаго и обретеся тогда (в Киеве) Михаил чернец монастыря студийскаго и нача у него искати устава чернец студийскых и, обрет у него, и списа". Этот чернец прибыл в Россию с митрополитом Георгием в 1062 году. Нестор же в житии пр. Феодосия говорит, что он "посла единаго от братия в Константин град к Ефрему скопцю, да вьсь устав Студийскаго манастыря испьсав, прислеть ему, он же преподобнаго отца нашего повеленная ту абие и створи, и всь устав манастырскый испьсав и послав блаженному отцю нашему Феодосию". Преосвященный митрополит Макарий оба эти разноречащие показания соглашает так: "сняв копию с этого списка (Михаилова), может быть, неполнаго, и получив полный список всего студийскаго устава от Ефрема скопца, или получив и сличив между собою два равно полные списка, преп. Феодосий повелел прочитать устав пред братиею и ввел его в своей обители". Проф. Голубинский, отдав предпочтение свидетельству летописи пред житием пр. Феодосия, однако продолжает: "очень, может быть, что у чернца Михаила, к которому пр. Феодосий обратился с разспросами об уставе, оказалось на лицо только собственная запись монастыря (?):, но, добиваясь обстоятельного устава, он мог узнать от него οсуществовании записи Алексеевой, представляющей собою именно такой устав и потом... чрез Ефрема получить ее нарочно". По нашему мнению, оба показания верны, но первое летописное не полно. Оно записано прежде второго и вот тот же летописец Нестор в житии пр. Феодосия восполняет его, это видно из того, что пр. Феодосий послал к Ефрему, чтобы он списал весь устав Студийского монастыря, значит устав Студийский, нашедшийся у Михаила, был не полон. Мы не сомневаемся, что пр. Феодосием принят в свой монастырь, а из него разошелся по всей России устав студийский в редакции патриарха Алексия. Нестор написал: "от того же манастыря переяша вси манастыреве устав". В России сохранились, сколько нам известно, с XIIвека шесть уставов и все они редакции патриарха Алексея. Эта редакция издревле называлась Студийским уставом потому, что она, как сказано выше, очень близко воспроизводила устав Студийского монастыря с восполнением недостающего в нем. Это видно из заглавия второй части устава патриарха Алексия, находящегося в древнейшем списке его XIIвека (Синод. библ. № 330): „о Уставник расматряяй οбрашьне же и οпитии мнихом и οвьсяцемь иномь чиноу и οпребываниих и в црви и вьсьде оуставлен оубо не по писанию в монастыри студиистемь прпбнымь оцмь нашимь исповедьникмь Феодормь. бывьшимь в немь игуменмь. Предан же писаниемь о альзим стго и вселенные патриарха. в поставленемь им манастыри. в имя бжтвьным мтре". Там, где патриарх Алексий отступает от студийского устава, означает, что так делается по уставу Великой Церкви или по другому уставу. Но таких указаний не много. Сравнение устава патриарха Алексия с начертанием Студийским показало в некоторых местах буквальное сходство означенного устава с начертанием. Это показывает, что в уставе патр. Алексия были описаны порядки Студийского монастыря (Дмитриев. XXи прочее). Поэтому мы, по примеру предков наших, не обинуяся будем называть по прежнему XI—ΧΙΥвеки, в которые действовал устав патриарха Алексия, периодом Студийского устава. Для нас важен синаксарь его. В синаксаре его около 160 дней с указанием на святых дня или только на препразднства и попразднства. Этот синаксарь приведен нами весь в приложении 10 в исправленном виде. Из него видно, что он составлен по синаксарю Студийского устава.

1 сентября. По окончании устава на сей день сказано: "и сей убо есть устав Студийскаго манастыря; понеже в тот же день памятьтворимсвятыхмученикЕрмогена,Евода и Калиста. Положены же быша тех мощи в манастыри Студ. Подобает и тех праздновати память".

16 сентября кроме св. мученицы Евфимии подожена еще память Еввиота студийского.

11 ноября положена служба пр. Феодору студийскому, совершавшаяся с особенною торжественностию, с препразднством с 8 ноября.

12 ноября попразднство пр. Феодора.

22 ноября попразднство Пресвятой Богородицы и память преподобного Фаддея студийского.

7 декабря память преп. отца нашего Амвросия и память в мори утопшей братии нашей в день преподобного отца в службу посланных и по бездне Божия суда утопшем (sic). В службе положены некоторые стихи заупокойные, после чего: "тако убо студийский манастырь празднуеть в 7 того месяца, а в нашем манастыри инако бывает", именно, было празднование св. Николаю (попразднство) и свят. Амвросию. Очевидно, патриарх Алексей при писании буквально держался синаксаря студийского.

26 января положена память пренесение преподобного отца нашего Феодора Студийского и Иосифа брата его, епископа селунского.

15 июля, кроме Кирика и Иулитты, положена память св. Иосифа селунского епископа, брата преподобного отца нашего Феодора.

28 августа препразднство Предтечи, а 30 попразднство, потому что в Студийском монастыре главная церковь была во имя Иоанна Предтечи.

Последняя в этом синаксаре по времени память есть 7 января пренесение десной руки святого Иоанна Предтечи, бывшее в 956 году.

Синаксарь этого устава совершенно сходствует со студийскими минеями, бывшими в употреблении в России не позднее XIIвека, οчем полнее скажется в отделеοминеях.

Впрочем синаксарь означенного студийского устава изложен не так, как излагаются синаксари в других уставах; в начале дня полагается обыкновенно память святого, а здесь в описании службы известного дня говорится οтом или другом святом часто в такой форме: 22 окт. чтется житие пр. о. н. Аверкия, 31 окт. чтется житие пр. о. н. Авраамия, 15 ноября чтется чудо и мучение исповедников, 27 авг. память пр. о. н. Пимена, чтутся в патерице словеса его, 31 авг. положение св. пояса Пресв. Богородицы—слово Германа: и св. пелен. 0 службах же сим святым ничего не говорится. Извлечение синаксаря из этого устава сделано Горским и Невоструевым в 1869 г. и профессором Голубинским в 1881 г. Но в обоих извлечениях есть пропуски. То и другое извлечение синаксаря, равно как и наше в приложении (10), сделаны по уставу Московской Синодальной библиотеки XIIвека № 330. Другой точно такой же список сего устава находится в Софийской библиотеке в петербургской духовной академии XII—XIIIв. (№ 1136), но не полный, синаксарь кончается 17 января; мы этим уставом не пользовались.

Третий древний список студийского устава патриарха Алексия находится в Московской синодальной типографской библиотеке (№ 1206). И. И. Срезневский по письму относит его к XIIв. По глаголитской заметке видно, что писал его некто Микула. К сожалению, эта рукопись не имеет ни начала, ни конца. Устав начинается триодью и именно средою и пятком сыропустными, а сему предшествовавший синаксарь или месяцеслов всего лета, для нас весьма важный, оторван. Затем указ οкафизмах (краткий) и паннихидах, далее οслужбах святых недели и на разные случаи (кратко). После сего, что для нас важно, кондакарь на целый год святым. И затем триодный; наконец степенны из осмогласника на все гласы. Вообще весьма сходствуя со студийским уставом синодальной библиотеки, сей устав имеет и замечательные особенности и довольно излишнего в сравнении с ним.

В обеих редакциях этого устава есть свидетельство οтом, что основою их служил устав самого патриарха Алексия. Статья οпаннихиде начинается так в обеих редакциях: "да бывает же панихида за ныседмижды летом собирающимся всем в притвор святого Пантелеимона, идеже и наш гроб есть... Си же заповедуем, извествуем, да по отшествии нашемк Богу, да ходят мниси на всяк день и вечер на гроб усопших по отпущении на павечерница и да творят за ны молитву к Богу" и проч. Но обе редакции настолько различны, что это различие предполагает два разных греческих списка устава патриарха Алексия. Итак и οсамом этом уставе можно сказать, что списки Алексиевского устава не согласуются один с другим, как Никон Черногорец сказал об уставах студийском и иерусалимском.

Но которая редакция древнее, списка синодальной библиотеки или типографской? Судя потому, что в типографском списке есть довольно прибавлений, естественно полагать, что редакция синодального списка по происхождению древнее типографского. Типографский список более сходствует с уставом Великой Константинопольской церкви, особенно в триодной части. Так в типографской редакции в неделю сыропустную положена память архиепископов Флавиана и Льва, во 2 неделю Великого поста память Поликарпа (т. е. Смирнскаго), в 4-ю Дометия, в понедельник пасхальный апостолов, во вторник собор Богородицы. Всего этого нет в синодальной редакции и все это есть в уставе Великой Константинопольской церкви.

Канонарь, находящийся в типографском уставеXIIвека, содержит 105 дней со святыми, которым имеются кондаки и икосы, при пропуске одного листа в январе между 18 и 25 днями. Тогда как в синаксаре устава синодальной библиотеки (№ 330) нет ни одной русской памяти, в кондакаре типографского списка имеется 24 июля память свв. Бориса и Глеба. Но в памятях он весьма сходствует с синаксарем синодального устава, кроме того, что в нем есть 12 памятей, которыхнет в синаксаресинодального устава, в котором многие памяти показаны не прямо, например, чтение жития такого-то, слово похвальное такому-то и т. п. Поэтому синаксарь этого устава (списка синодального) может считаться недостаточно определенным, например, в нем нет знаменитых святых: 22 дек. великомученицы Анастасии, 8 февр. св. великомуч. Феодора стратилата, 1 апреля Марии египетской, 9 мая пророка Исаии, 2 июня св. Никифора, патриархаЦареградского, 18 августа мучч. Флора и Лавра, 25 августа пренесения мощей св. ап. Варфоломея, которые находятся в кондакаре типографского устава. Впрочем в кондакаре всего только 12 памятей излишних против синаксаря устава синодальной библиотеки.

Кроме вышеозначенных трех экземпляров нам привелось видеть в библиотеках русских еще только три устава студийские: в синод. москов. библиотеке № 333 устав, писанный черноризцем Иоанном в 1398 году и № 905 устав ХѴ века, в библиотеке синод. типографии № 1236 устав XIΥ—ΧΥвеков. Они отличаются от древнейшего студийского устава XIIв. (№ 330) главным образом синаксарями, которыев №№ 333 и 905стоят пред триодным уставом, а в №№ 330 и 1236 после него, синаксари в означенных трех уставах (№№333, 905 и 1236) имеют памяти на все дни года. Они весьма сходны по памятям святых со славянскими древнейшими прологами студийскими—редакциями месяцеслова императора Василия, а где не сходны с ними, там сходствуют со славянскими студийскими минеями XIвека, с мстиславовым евангелием, с древнейшим уставом №330 так, что почти все содержание их объясняется из древних русских источников студийского происхождения и рождается вопрос: не составлены ли они в России поозначенным и частиюдругим, нам неизвестным, источникам.

Возьмем сначала устав 1398 года. В синаксаре его довольно есть и оригинального: в нем 20 октября показана память Андрея, Стефана, Павла исповедника, Петра, коих нет под сим числом в известных нам славянских памятниках, но есть в Кт., (они у нас 28 нояб.), апр. 5 пр. Феодора на дивней горе (в славян. древних прологах без прибавления: на дивней горе), 29 марта вместо 30 пр. Иоанна лествичника, 16 июня вместо 9 св. о. н. Кирилла (нет их в сии дни в других известных нам памятниках не только славянских, но и греческих).Но приведенные памяти под означенными числами могли быть в неизвестных нам древних славянских памятниках. За константинопольское происхождение синаксаря сего устава говорят, повидимому, следующие памяти, так выраженные: 5 июня память с человеколюбием нанесенные беды на ны нашествием поганых, и 7 августа: память творим отступльших ны по суху и по морю безбожных враг наших на Царьград, ихже избави ны Христос Бог молитвами св. Богородицы; так мог написать только житель Константинополя, но сии памяти также выражены и стоят на 1 месте в древнейших сего устава славянских прологах. Января 9 в сем уставе положена служба трусу; это трудно объяснимо для славянина, хотя она могла быть взята с 26 октября студийских славянских миней. Более всего за константинопольское происхождение сего устава говорит подробное описание крестного хода 14 августа, каждогодно совершавшегося по случаю освящения церкви успения Богородицы патриархом Алексием в 1034 году в основанной им обители Богоматери; во время этого хода, со свещами в руках у всех христиан, совершались некоторые действия, какие положены при освящении храмов, наприм. отверзение дверей церковных при словах: возьмите врата. Этот праздник и описание его не находится в экземпляре устава патриарха Алексия № 330. Вероятно, праздник памяти освящения церкви вообще с описанными обрядами перешел в Россию из Царьграда весьма рано: в мстиславовом евангелии показано празднование освящения Софии в Киеве 4 ноября; праздник памяти освящения Софии константинопольской совершался каждогодно с некоторыми обрядами освящения, как видно из греческих и славянских прологов; так 22 дек. показаны в пροлогах отверзение дверей великой церкви (в софийск. новгор. прологе до 1250 г. с особым тропарем), светохождение вокруг великой церкви, 23 дек. память самого освящения церкви. В греческих памятниках нет другого праздника Софии—Премудрости Божией, как у нас в позднейшее время в Новгороде 15 августа, в Киеве 8 сентября. Вероятно, празднование памяти освящения Софии константинопольской и был храмовой праздник 23 декабря. В киевской Софии тоже было в древности 4 ноября. Посему естественно полагать, что еще до студийского устава патриарха Алексия в России известен был чин празднования в память освящения церкви. Но в уставе 1398 года описана обстоятельно причина праздника 14 августа: освящение св. обители от Алексия св. нашего владыки и всей вселенной патриарха. Освятижеся реченая церковь в 14 день тогож месяца в лето 6542 в тот же день среду (это было 1034 года от Р. X.). Начало чина: во время божественной литургии собравшимся людем в притвор св. Дмитрия... Притвора мученика Димитрия не было тогда ни в успенском храме Богоматери в Москве, ни в киевопечерской обители. Все это показывает, что чин сей списан именно с устава обители патриарха Алексия.

Напротив за происхождение синаксаря устава 1398 года в России говорит 1) то, что некоторые русские святые: Борис и Глеб, св. Леонтий ростовский, пр. Феодосий печерский поставлены в нем на первом месте с показанием чина службы им, с опущением службы дневным святым, 2) есть ошибки в синаксаре, сходные с ошибками славянских прологов: 20 июня св. Мефодия моравского вместо патарского; ошибка славянина от смешения с Мефодием просветителем славян. Вообще же по соображении всех признаков греческого студийского происхождения и русского, кажется, более остается весу за теми, которые говорят за происхождение сего синаксаря из студийской обители.

Устав студийский типографский (№ 1236 XIVв.) в синаксаре, который кончается 17 днем мая за утратою листов, много сходствует с уставом 1398 года и, по всей вероятности, автор его имел в виду сей устав, но избегал его особенностей и во многие дни дополнял№ вообще он богаче памятями как сего устава, так и устава № 905 синодального. Он имеет 21 февр. Память пр. Тимофея по минеям XIIв. (в других обоих Евстафий антиохийский), марта 21 Кирилла катанского на 1 месте по минеям XIIв. (в прочих обоих пр. Иаков). Он очень близок к древним славянским прологам, даже ошибки общие с ними, наприм. 2 апр. вместо Тита—Фота, и где не сходствует с прологами, там сходствует с минеями XI—XIIвека. Основа же его как по памятям (исключая 10 октября, 3 и 12 января), так особенно по слогу есть студийский устав, славянский XIIв. (№ 330). Встречаются повторения памяти святого в следующий день рядом, наприм. муч. Меркурия 25 и 26 ноября, священномуч. Акакия 29 и 30 марта. К синаксарю сего устава приставлено предисловие, судя по слогу переведенное с греческого; но выше его поставлено и предисловие самого патриарха Алексия, неестественно от синаксаря оторванное. Новое предисловие кончается словами "се устав есть студийскаго монастыря. Молитвы же и нас на се повелевше преподобным отцем нашим глаголем се"; далее начинается синаксарь: сентябрь и проч. Как будто конец предисловия принадлежит славянину. Судя по этому и всему содержанию синаксаря, вероятно, что он составлен по распоряжению какого-либо русского иерарха. Странно, что он составлен из разных источников и не держится строго ни устава 1398 года, ни миней служебных, ни прологов. Вот в румянцевском обиходе синаксарь весь составлен по первой редакции месяцеслова Василия или древнейшему славянскому прологу и очевидно в России. Естественнее бы в России составлять синаксарь устава по служебным минеям.

Месяцеслов устава № 905 XVв. имеет более по одной памяти в день, отличается от обоих предшествовавших немногими особенностями, именно 18 сент. имеет память Евмения гортинского по минеям XII века, а не св. Симеона, 27 сентября муч. Каллистрата (по прологу), 25 окт. муч. Нестора одного, 28 ноября муч. Парамона (сего по минеям XIIвека. а не Иоанна Дамаскина), 31 марта пр. Стефана чудотворца по минееXIVв., 3 апреля пр. Феодосии; в нем одном 15 июня прор. Исаии. Вообще же он очень близок к уставу типографскому (№ 1236). Особенно замечательна в нем память 23 июня: поновление притвора св. пророка Предтечи Иоанна, затем описан крестный ход в начале литургии вокруг церкви его подобным же образом, как в уставе 1398 года 14 августа вокруг церкви Успения Богородицы. Повидимому, это праздник собственно студийского Предтечева монастыря и, следовательно, ведет к заключению οпроисхождении всего синаксаря устава из греческого студийского устава. Но в уставе № 905 есть и праздник освящения церкви Богородицы 14 августа // с. 161:// в монастыре патриарха Алексия, и в самой обителипатриарха была церковь Иоанна Предтечи (см. устав № 330 7 янв. и 25 мая), которая, вероятно, здесь и разумеется не как главная, а притвор. Если так, то это признак происхождения всего синаксаря из устава студийской обители патриарха Алексия, а между тем в самом тексте синаксаря многое и самое предисловие буквально взято из славянского перевода устава патриарха Алексия XIIв. (№ 330 см. 1 сент., 7 дек. и друг.). Не принадлежал ли сей устав русскому монастырю с церковию Иоанна Предтечи, или авторсинаксаря дополнял синаксарь древнейшего славянского устава патриарха Алексия неполный из греческого устава той же обители позднейшего.

Вообще трудно произнести решительное суждение οвышеозначенных трех полных синаксарях студийских уставов: в Греции ли они первоначально произошли или составлены в России. Устав 1398 года имеет более двух других уставов признаков греческого происхождения.
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова