О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Начало этой темы
Беседа 41
Снова его же. Увещание вместе с необходимыми
предостережениями, соответствующими данной теме.1
1. Остережемся в душах наших, возлюбленные, и
поймем, что, хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен
вкус пребывания в ней,2
и за пределами нашего познания - степень страдания в ней. Тем более
устремимся к тому, чтобы вкушать любовь Божию через постоянную мысль
о Нем и избежать опыта геенны, <который происходит> от небрежения.
Остережемся растрачивания <себя> на многое и праздности в нашем
сосредоточенном <образе жизни>, чтобы, избегая как пустых тайных
бесед, так и явной праздности, мы получили ощущение тех милостей
в самих себе. О богатстве хорошо, чтобы говорил богатый, и о чине
свободы должен говорить тот, кто ей обладает; о Боге же должен говорить
тот, кто удостоился Бога благодаря своей добродетели. Но тому, чьи
действия являются обвинителями против него самого и чья совесть
обличает его самого, ненавистно даже и говорить о благе - особенно
если он говорит не в обличение самому себе, а как уверенный в <собственной>
праведности.3
Хорошо и прилично рассуждать о величии благости Божией, о тайнах
Его милостей, являемых действиями Его, - <милостей>, хотя и сокровенных,
однако же раскрывающихся благодаря их внешним проявлениям в мире,
- но для людей низменных и повинных4
стыдно даже дерзать <говорить> на эти темы. [...] для каждого
хорошо, когда он говорит. Красота истины подходит к прекрасным устам.
"Святое соответствует святому в полноте их; огонь ожидает огня,
и благоговейному сердцу - хранить в святости красоты Божии".5
Что же до нас, низменных, то как дерзнем мы уверенно <говорить>
о собеседованиях, относящихся к чину детей? Даже когда мы будем
подходить к этому с милостью, наше грешное сердце может наполниться
прозрением, но также и стыдом. Огонь святилища не мог вынести тех,
кто не принадлежал к колену священников.6
2. Украшай себя добродетелью, о <человек> слабый, дабы позволено
было тебе священнодействовать Богу в доме таинств и дабы ты был
помазан Духом во освящение благодаря обилию чистоты, которой ты
украшен в служении своих внешних членов и в сокровенности сердца
своего. Изобрази в душе своей образ прообразовательной скинии -
вовне и внутри. В чувствах своих собери собрания добродетели, и
в сердце своем священнодействуй Богу чистую жертву; соверши примирительную
жертву о грехах тех, кто вовне,7
по причине их привязанности к тому, из-за чего впадают они в заблуждение.
И вместо золотой крышки8
поверх Ковчега помести в сердце созерцание тайн Спасителя своего,
ибо через это откроется тебе Бог в откровениях дивных - даже больше,
чем посредством того, что было лишь прообразом настоящих тайн.9
Ибо там Он10
открывал <тайну> первосвященнику посредством слова и видения,
и откровение касалось настоящего и временного. Здесь же, в молчании
откровения и безвидном вспомоществовании дается этому первосвященнику11
во внутреннем святилище сердца откровение о тайне [...познания]
Его; и откровение о новом веке возбуждает ощущение [...] сомневаться
в них [...] Итак, красота [...] таинственное размышление, так что
нас не обличает совесть наша, когда мы говорим об этих вещах [...]
Да удостоимся мы уверенности детей, по благодати [...Господа нашего]
Иисуса Христа, Которому слава вместе с [...Его] Отцом и Святым [Духом],
ныне и присно и во веки веков. [Аминь].
1
Текст данной Беседы в рукописи Bodleian syr.e.7 поврежден. ^
|
2
Букв. "опыта ее". ^
|
3
Смысл фразы нам не вполне ясен. ^
|
4
В грехах или страстях. ^
|
5
Слово lam указывает на то, что данная фраза является цитатой.
Источник, откуда взята цитата, установить не удается. ^
|
6
Ср. Лев.10:1-2; Числ.16:31-35. ^
|
7
Т.е. тех, кто вне святилища (м.б. не-христиан, находящихся
вне Церкви). ^
|
8
Ср. Исх.25:17. ^
|
9
Т.е. крышки ковчега. ^
|
10
Бог. ^
|
11
Т.е. человеку. ^
|
|