О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 35
О цели возвышенного служения разума, которое
есть совокупность всякого подвижничества, совершаемого посредством
телесных чувств; благодаря ему1
входит человек на всякий миг в совершенное слияние2
с Богом.
1. Когда прозрений в <смысл> тварных <существ>3
достигнет человек на пути подвижничества своего, тогда с этого <времени>
поднимается он превыше молитвы, <заключенной> во <временные>
пределы, ибо излишне для него с этих пор ограничивать молитву определенными
временами и минутами: он уже вышел из того состояния, при котором
он, когда хотел, тогда бы молился и славил <Бога>. С этого момента
постоянно находит он чувства свои утихшими и помыслы связанными
узами изумления. И наполнен он постоянно видением, изобилующим
славословием, которое происходит без движений языка. По временам,
опять же, молитва частично4
остается, однако ум уводится от нее на небо, словно пленник, и слезы,
словно источники воды, льются и орошают все лицо вопреки воле его.
При этом сам человек покоен, безмолвен и внутри себя наполнен изумленным
видением.5
Весьма часто не позволяется ему даже молиться, и поистине это есть
то прекращение <молитвы>, которое выше молитвы: оно заключается
в том, <что человек> пребывает в постоянном изумлении перед всяким
созданием Божиим наподобие тех, кто обезумел от вина. Это и есть
то вино, которое веселит сердце человека.6
2. Но будем остерегаться,7
чтобы не нашелся человек, который с праздными помыслами оставит
молитву и псалмопение, когда услышит об этом, вообразив, что тишина,
о которой мы говорили, приходит по <нашей> воле.8
Но пусть поймет всякий, кто встречает такие предметы, что подобные
действия бывают не от людей и что они не подвластны воле. Ибо умолкают
в созерцании и замирают перед тайнами те, кто в минуты молитвы,
или также и в другие времена, восторгается9
умом, жаждущим Бога. Но особенно в минуту молитвы возникают состояния,10
подобные этим, по причине особого трезвения, сопутствующего человеку.
3. Под молитвой я разумею не только установленные часы или "аллилуии"11
Псалтири или богослужебные песнопения.12
Ибо тот, кто достиг этого знания, больше, чем во всех добродетелях,
пребывает в молитве. От прозрений получает она13
свое начало, но прозрениями, опять же, усмиряется14
и возвращается к тишине. Ибо на все творения Божии взирает озаренный
человек оком разума и <видит> домостроительство Божие, сопутствующее
им на всякий миг; <видит> небесное промышление, исполненное милосердия,
непрестанно посещающее тварь - иногда в виде испытаний, иногда же
в виде благодеяний.15
И благодать Божия открывает этому <человеку> различные виды действий,
которые скрыты от толпы,16
- <действий>, которыми пользуется Создатель для чудесного вспоможения
каждому естеству, будь то словесному или неодушевленному, - а также
невидимые причины, по которым случаются эти изменения со всеми благодаря
промышлению, свойственному любви <Божией>, и той творческой и
путеводной силе, которая ведет творение с изумительной заботливостью.
4. Когда ощущение этих тайн получает все время человек посредством
того внутреннего ока, которое называется духовным созерцанием и
которое есть видение, <происходящее> от благодати, тогда в момент
ощущения им той или иной из этих тайн тотчас же сердце его утихает
в некоем изумлении. Не только уста его прекращают произнесение молитвы
и умолкают, но и само сердце осушается от помыслов благодаря чуду,17
которое нападает на него, и сладость тайн премудрости и любви Божией
получает он от благодати благодаря сознательному видению18
действий и естеств.
5. Это завершение подвижничества души в теле и предел духовного
служения, которое совершается в уме. Кто желает достичь вкушения
любви Господа нашего, тот должен просить Его, чтобы эта дверь открылась
для него. Я удивлюсь, если тому, кто не приступал к Нему с этой
<просьбой> и кто не познал ощущение19
видения тварей и промыслительных <действий Божиих> в них, возможно
когда-либо ощутить ту любовь, что пленяет души тех, на кого она
нисходит. Таковы <вещи>, открывающие для нас дверь к познанию
истины, которое превышает все и которое дает уму путь к славным
тайнам досточтимого и божественного Естества.
6. Еще более удивительно то, когда <люди>, непричастные безмолвию
и великой отрешенности,20
дерзают говорить и писать об этой тайне славы Божией в тварях. Блажен,
кто вошел этой дверью <и испытал это> на собственном опыте!21
Слишком бессильна вся сила чернил, букв и словосочетаний, чтобы
выразить наслаждение этой тайной.
7. Многие простецы считают, что целью размышления философов является
вкушение этой беседы, которая несет <в себе> красоты всех тайн
Божиих. Блаженный Василий-епископ в одном из писем к своему брату22
делает различие между этим <восприятием> философов и тем восприятием,
которое получают святые в тварных <существах> - то есть, умственной
лестницей, о которой говорил блаженный Евагрий23
и которая возвышается над всяким обычным видением.
8. "Есть, - говорит он, - беседа, открывающая дверь, <через которую
мы можем> всматриваться в знание <тварных> естеств, но не в духовные
тайны".24
Он называет <знание> философов "знанием снизу", которым, по его
словам, могут обладать даже подверженные страстям; а то восприятие,
которое получают святые через ум посредством благодати, называет
он "знанием духовных тайн свыше".
9. Итак, кто удостоился этого, тот ночью и днем пребывает в таком
<состоянии>, словно некто вышедший из тела и уже находящийся
в том мире праведных.
10. Это и есть божественная сладость, о которой чистосердечный25
и чудный Аммон говорил, <что она> "слаще меда и сот",26
но немногие отшельники и девственники познали ее.
11. И это вход в божественный покой, о котором говорили Отцы,27
и это переход из области28
страстей к просветленности и к движениям свободы.
12. И это то, что изобилующий духовными откровениями Евагрий называет
"стократной наградой, которую в Евангелии обещал Господь наш".29
И в изумлении величием этого наслаждения хорошо назвал он его "ключом
в Царство Небесное".30
13. Как перед истинным Богом говорю я: члены тела не могут выдержать
это наслаждение, и сердце неспособно вместить31
его по причине великой сладости его.32
Что еще можно сказать, если "восприятием Царства Небесного" называют
это святые. Ибо это тайна будущего изумления Богом. Не благодаря
прозрению в материальный33
мир и дела его наслаждаются праведники в Царстве Небесном, но благодаря
тем <предметам>, которые <в мире>, возводится ум, как по некоей
лестнице, к Тому, Кто есть Царство святых, и пребывает в изумлении.
Хорошо названо это восприятие "тайной Царства Небесного"; ибо в
познании Того, Кто есть истинное Царство всего, <приходим> мы
через эти тайны всякий раз, когда ум бывает движим ими, по дару
силы Божией.
1
Т.е. служению разума. ^
|
2
Сир. hultana ("смешение"). ^
|
3
Термин sukkale d-beryata, буквально означающий "прозрения
в тварные <вещи>", "<понимание> смысла тварных <существ>",
является сирийским эквивалентом греческих выражений logoi
ton onton и logoi ton gegonoton ("логосы тварных вещей"),
встречающихся у Евагрия и других греческих аскетических писателей.
По учению Евагрия, созерцание логосов тварных вещей ("естественное
созерцание"), т.е. проникновение в смысл и содержание всего
существующего, составляет среднюю ступень духовного преуспеяния
на пути от "праксиса" (исполнения заповедей Христовых) как
низшей ступени к "богословию", или "гнозису" (созерцанию Бога),
как высшей ступени. ^
|
4
Или "наполовину". ^
|
5
Букв. "наполнен видением, которое наполнено изумлением". ^
|
6
Ср. Пс.103:15. ^
|
7
Вар. "но пусть он будет осторожен". ^
|
8
Преп. Исаак полемизирует с мессалианами. ^
|
9
Букв. "возбуждается". ^
|
10
Букв. "отличия", "различные <вещи>". ^
|
11
В восточно-сирийской традиции вся Псалтирь была разделена
на двадцать "аллилуий", или "хуллале" (hullale), которые,
в свою очередь, подразделялись на "мармиты" (marmyata), содержавшие
от одного до четырех псалмов. ^
|
12
Вар. "мелодические гимны". ^
|
13
Т.е. молитва. ^
|
14
Букв. "устыжается". ^
|
15
Букв. "иногда в виде того, что справа, иногда же в виде того,
что слева". ^
|
16
Букв. "от многих". ^
|
17
Сир. dummara означает также "изумление". ^
|
18
Букв. "видению знания". ^
|
19
Букв. "не ощутил ощущение". ^
|
20
Вар. "великого отсутствия", "великой наготы", т.е. обнажения
(отречения) от всего земного. ^
|
21
Букв. "на опыте собственной души". ^
|
22
Григорию Нисскому. ^
|
23
Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). ^
|
24
Василий Великий. Письмо 2. ^
|
25
Букв. "чистый душой". ^
|
26
Аммон. Письмо 2. ^
|
27
Аммон. Там же (о "божественной силе", ведущей человека к покою). ^
|
28
Букв. "мест". ^
|
29
Ср. Евагрий. Гностические главы 4,42. ^
|
30
Там же 4,40. ^
|
31
Или "получить". ^
|
32
Или "величия наслаждения им". ^
|
33
Букв. "телесный", "плотский". ^
|
|