О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 30
О славных и избранных1
путях к Богу в безмолвии.
1. Как ничто не сравнится с Богом, точно так же
нет служения или труда, которые бы сравнились с собеседованием с
Богом в безмолвии.
2. Что такое собеседование с Богом? Много путей существует для этого
размышления и собеседования с Богом, и для каждого человека - тот
путь, к которому знание его способно, на котором он преуспевает
и по которому все более приближается к Богу благодаря каждодневному
опыту. И в соответствии с мерой своей идет человек по одному из
этих путей, дабы на нем обрести наслаждение в Боге и дабы наполнились
разум его и размышление его памятью <о Боге> на всякий миг.
3. Итак, как я сказал, есть много путей для этого собеседования
с Богом в безмолвии, и каждый человек, насколько сознательно2
приближается к Нему,3
настолько же избирает путь, соответствующий мере своей. И не всякий
путь благоуспешен для всякого человека, но каждому человеку по мере
внутреннего возрастания его в подвижничестве совесть показывает
<путь> - без наставления со стороны кого-либо другого, <но>
по благодати, которая пробуждает в нем свидетельство изнутри; она4
наставляет его и показывает ему сокровенным образом путь его. И
таким образом всякий человек соответственно мере своей избирает
труд свой, при помощи которого <приближается> он <к> благоприятному5
собеседованию <с Богом> и изумлению Богом.
4. Ибо один проводит целый день в молитве и чтении и только малую
часть посвящает стоянию на псалмопении; и таким образом увеличивает
он в душе своей6
постоянную память о Боге.
5. Другой же только псалмопением занят целый день, не выделяя особого
<времени> для молитвы. Еще один ночью и днем занят совершением
частых коленопреклонений, так что не подсчитывает он уже времени,
<потраченного> на молитвы, из-за обилия коленопреклонений, которым
нет числа.7
Такой человек поистине распял мир внутри себя и сам распят для мира:8
он пригвоздил себя ко кресту,9
оставив все.
6. Поэтому, как сказал я, когда человек достиг в душе своей10
этой <молитвы> без ограничений, распявшись телом и умом, в жизни
со Христом проводит он дни свои. И иногда, вставая от <поклонов>
ненадолго, с миром в сердце, ненадолго посвящает он себя размышлению
над Писанием.
7. Другой человек, опять же, занимается чтением целый день, и цель
его - забыть этот преходящий мир и умереть разумом своим для воспоминания
о его преходящих делах и для разговора со страстными помыслами,
которые действуют дерзко через видение и воображение разума:
и в этом - совокупность <всех> подвигов. Таким образом, когда
при помощи этого сознательного усилия11
запирает он дверь разума своего по отношению к миру посредством
постоянного наслаждения чтением, исправляет он путь свой,12
двигаясь к Богу в мысли своей13
без помрачения.14
И так наслаждаясь прозрениями тайн и изумлением домостроительством
на всякое мгновение, посвящает он себя лишь ненадолго стоянию на
молитве и псалмопении. И время чтения его больше, чем <время>
молитвы.
8. Говоря о молитве, я <имею в виду> стояние или богослужение
определенного рода, ибо во время чтения своего никогда, ни на одно
мгновение не лишен он молитвенных подъемов. Ибо нет такого чтения,
которое совершалось бы с духовной целью и <при этом> лишено было
источника молитвы, ибо поистине15
человек тот бывает опьянен тайнами, которые он встречает. И глубокие
молитвы чудным образом и неожиданно возбуждаются в нем, без подготовки
или <усилия> воли <с его стороны>. Почему же называю я молитвой
это частое опьянение <каким-либо> прозрением, если не обретается
в нем даже места для движения молитвы или воспоминания <о ней>?
Это нечто намного более прекрасное, - насколько возможно говорить
так, - чем даже чин молитвы.
9. Но молитва по чину своему ниже, чем духовное возбуждение; и об
этом не может быть спора, так как молитва ниже этой тайны. Много
раз, когда ум возбужден каким-либо прозрением <относительно>
действий, которые или <происходят> в естественном <мире>,
или <упоминаются> в Писаниях, <когда узревает он> их духовный
смысл16
и когда взирает, благодаря сопутствующей им благодати, на святое
святых тайн <Писаний>, тогда не остается у него даже силы молиться
или помысла, ибо умолкает <человек тот> телом и душой.
10. Всякое действие, естество и слово в этом творении17
имеет <свое> святилище и святое святых. И когда позволено уму
войти туда и дается ему сила <для этого>, никакой силы, движения
или деятельности не остается в чувствах в такие времена.
11. Есть среди собравшихся здесь человек,18
который всегда <испытывает> такое <состояние>: знаю я, что
тотчас же <начинает> колотиться сердце его, когда встречает он
этот <вид> чтения; а происходит это от опыта и от тех вещей,
о которых сказано выше. И поскольку <речь идет> все еще о малых
частях19
духовного служения, я умолчу о более великом.
12. Так и такими различными путями следуют рассудительные иноки,20
наслаждаясь собеседованием с Богом в безмолвии.
13. Избери, человек, один из этих путей, соответствующий мере твоей
и знанию твоему. Иди по нему и не смотри ни на кого, но отврати
всякое зрение твое от мира, людей и <дел> человеческих. Покажи,
что мысль твоя21
всецело направлена к одному Богу, и иди по пути, который <ведет>
к Нему. Насколько можешь, пребывай в непрестанной памяти о Нем,
<и путь твой будет> легким и непреткновенным, пока будешь непрестанно
умолять Его:
14. "Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня в духе столь
многим и неизреченным путям Твоим. Направь меня на
пути истины22
и научи меня23
совершенному познанию Тебя,24
которое обретается в святых, оставивших мир. О Христос, цель пути25
святых, покажи мне путь истины в сердце моем благодаря сладости
мысли о Тебе, дабы мне идти по нему и приближаться к Тебе, пока
не увижу лик Твой".
1
Или "различимых". ^
|
2
Букв. "в знании". ^
|
3
Вар. "к Его присутствию". ^
|
4
Т.е. совесть. ^
|
5
Или "полезному" (mawtrana). ^
|
6
Или "в себе". ^
|
7
Дословный перевод этой фразы затруднителен. Смысл фразы: человек
постоянно совершает поклоны, и это заменяет ему чтение установленных
часов и молитвенных правил. ^
|
8
Ср. Гал.5:24. ^
|
9
Букв. "повесил себя на кресте". ^
|
10
Или "в самом себе". ^
|
11
Вар. "этого изобретения (ухищрения) знания". ^
|
12
Или "делает он гладким путь свой". ^
|
13
Или "мыслью своей", "мышлением своим". ^
|
14
Букв. "без тьмы". ^
|
15
Букв. "по большей части". ^
|
16
Букв. "духовную цель". ^
|
17
Т.е. в тварном мире. ^
|
18
Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. ^
|
19
Т.е. о конкретных деталях. ^
|
20
Или "отшельники". ^
|
21
Букв. "намерение твое", "цель твоя". ^
|
22
Букв. "направь меня на них с истинной целью (с истинным намерением)". ^
|
23
Ср. Пс.24:4-5. ^
|
24
Или "совершенному знанию Твоему". ^
|
25
Или "вершина (совокупность) пути". ^
|
|