О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 26
Того же блаженного мар Исаака. О том, что именно
Бог попускает тяжким испытаниям находить на нас и что Сам милосердный
Господь допускает эти периоды уныния, когда мы скорбим и страдаем.1
1. Если уготованных нам отдохновений и утешений,
которые Богом предназначены для того, чтобы постоянно находить на
нас, не отравляет совесть наша2
и не препятствует им, будем мы во все дни наши неизменно испытывать
отдохновения и наслаждения. Но для того, чтобы исправлялась безумная
совесть наша, которая постоянно нуждается в биче, уготовано нам
во все времена огорчение вместо отдохновения и наказание вместо
вспоможения.
2. Поэтому обвиняй совесть свою в черствости,3
когда бы ни был ты огорчен изменением в сторону4
злостраданий или уныния. Ибо именно она уходит <в сторону> и
постоянно хватается за испытания, <которые сама же> и навлекает
на тебя.
3. <И делает она это> или из-за безумных мнений относительно
Бога,5
или из-за самомнения человека,6
или из-за того, что обвиняешь ты ближнего своего в чем-либо и угрожаешь
ему, или из-за того, что ожидаешь ты от людей какого-нибудь <знака>
уважения, как будто бы обязаны они <оказывать> тебе его!
4. Все это полностью исцеляется и исправляется лекарством смирения.
5. Если бы смирение
было присуще совести твоей,7
не оставалось бы места для того, чтобы все эти <пороки> задерживались
там.
6. Поистине, ни одно дурное деяние не имеет такого дурного возмездия,
как в случае безумного разумения, которое не желает ни осуждать
или обвинять себя, ни уклоняться от того, чтобы постыдным образом
огорчаться различными приключающимися обстоятельствами, подобно
<человеку>, который пришел к мысли о том, что Бог для него не
существует, тогда как именно от Бога все это и происходит.
7. Приблизься немного к Богу в испытаниях твоих посредством совести,
о человек! Сознаешь ли ты, на Кого изливаешь гнев свой?8
Ты бы тотчас успокоился, если бы мудро помнил о сокровенном Промысле
Его.9
Далее о смирении же
1
Заглавие переведено нами не дословно ввиду сложности синтаксиса. ^
|
2
Или "сознание наше". ^
|
3
Букв. "обвиняй совесть свою как черствую ((atora)". ^
|
4
Букв. "по способу". ^
|
5
Букв. "из-за безумных мнений, которое оно имеет о Боге". ^
|
6
Вар. "из-за <высокого> мнения человека о самом себе". ^
|
7
Букв. "свободно блуждало в совести твоей". ^
|
8
Букв. "против Кого громыхаешь ты - сознаешь ли?" ^
|
9
Букв. "о сокровенности Промысла Его". ^
|
|