К оглавлению
СЛОВО 65.
О БЕЗМОЛВСТВУЮЩИХ: КОГДА НАЧИНАЮТ ОНИ ПОНИМАТЬ, ДО ЧЕГО ПРОСТЕРЛИСЬ ДЕЛАМИ
СВОИМИ В БЕЗПРЕДЕЛЬНОМ МОРЕ, Т. Е. В БЕЗМОЛВНОМ ЖИТИИ, И КОГДА МОГУТ НЕСКОЛЬКО
НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ТРУДЫ ИХ СТАЛИ ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ.
Скажу тебе нечто, и не сомневайся в этом; не пренебрегай и прочими словами
моими, как чем-то маловажным; потому что предавшие мне это-люди правдивые, и я,
как в этом слове, так и во всех словах моих, сказываю тебе истину. Если повесишь
себя за вежды очей своих, то, пока не достигнешь чрез это слез, не думай, что
достиг уже чего-то в прохождении жизни своей. Ибо доныне миру служит сокровенное
твое, т. е. ведешь мирскую жизнь, и Божие дело делаешь внешним человеком, а внутренний
человек еще безплоден; потому что плод его начинаемся слезами. Когда достигнешь
области слез, тогда знай, Что ум твой вышел из темницы мира сего, поставил ногу
свою на стезю новаго века, и начал обонять тот чудный новый воздух. И тогда начинает
он источать слезы, потому что приблизилась болезнь рождения духовнаго младенца,
так как общая всех матерь, благодать, поспешаеть таинственно породить душе Божественный
образ для Света будущаго века. А когда наступит время рождения, тогда ум начинает
возбуждаться чем-то тамошним, подобно дыханию, какое младенец почерпает извнутри
членов, в которых обыкновенно питается. И поелику не терпит того, что для него
еще необычно, то начинает вдруг побуждать тело к воплю, смешанному с сладостию
меда. И в какой мере питается внутренний младенец, в такой же бывает приращение
слез. Но сей описанный мною чин слез не тот, какой с промежутками бывает у безмолвствующих;
потому что и у всякаго, пребывающаго в безмолвии с Богом, бывает по временам сие
утешение, то когда он в мысленном созерцании то когда занят словами Писаний, то
когда бывает в молитвенном собеседовании. Но я говорю не о сем чине слез, а о
том, какой бывает плачущаго непрерывно день и ночь.
Но кто в действительности и точности нашел истину сих образов, тот нашел оное
в безмолвии. Ибо очи его уподобляются водному источнику до двух и более лет, а
потом приходить он в умирение помыслов; по умирении же помыслов сколько вмещает
отчасти естество, входит в топ покой, о котором сказал святый Павел (Евр. 4, 3)
а от сего мирнаго упокоения ум начинает созерцать тайны; ибо тогда Дух Святый
начинает открывать ему небесное, и вселяется в него Бог, и воскрешает в нем плод
Духа, и оттого, несколько неясно и как бы гадательно, человек ощущает в себе то
изменение, какое должно приять внутреннее естество при обновлении всяческих.
Сие на память себе и всякому, читающему сочинение это, написал я, как постиг
из разумения Писаний, из поведаннаго правдивыми устами, а не многое из собственнаго
опыта, чтобы послужило это мне в помощь по молитвам тех, кому будет сие на пользу;
потому что употребил я на это не малый труд.
Но послушай еще, что теперь скажу тебе, и чему научился из нелживых уст. Когда
входишь в область умирения помыслов, тогда отемлется з тебя множество слез, и
потом приходят к тебе слезы в меру и в надлежащее время. Это есть самая точная
истина; короче сказать, так верует вся Церковь.
|