Московское церковное строительство в Ливонии в
XVI в.
Мы хотим обратить внимание на один из аспектов процесса
включения, пусть и временного, Прибалтийских земель в состав Московского
государства в XVI в.
Хорошо известно, что Ливонская война развивалась
на протяжении 1558-1583 гг. с переменным успехом. Первоначально
присоединенные к Московскому государству Ругодив (Нарва) и Юрьев
Ливонский (Дерпт) к концу 1570-х гг. считались уже вполне русской
территорией, интегрированной не в меньшей степени, чем завоеванные
примерно в то же время Казань и Астрахань. На территории, занятые
в Ливонии Московское государство стремилось распространить все те
нормы, которые действовали в глубинных районах Московской державы.
Заметим, что почти в т же время московские порядки вводились и на
территориях, отнятых у Великого княжества Литовского - в Усвятском,
Озерищском, Полоцком уездах (1).
Из всех московских норм, действовавших в 1550-1570-х
гг. на территории Ливонии более всего исследована поместная система
(2). Н.Ф.Демидова в своей вступительной статье к публикации актов
Городового, Поместного и Разрядного приказов, касающихся Ливонских
городов, отметила также развернувшееся в годы московского военного
присутствия в Ливонии в 1570-х гг. ямское строение (хронологически,
отметим, почти совпавшее с реформой ямской системы в других районах
Московского государства (3)).
Однако интеграция вновь присоединенных территорий
проявилась также в развернувшемся в Ливонии строительство православных
храмов. На этом обстоятельстве остановимся подробнее.
Уже упомянутая публикация документов нескольких московских
приказов, касающаяся управления Ливонскими городами касается в первую
очередь так называемых "новых Ливонских городов" - присоединенных
на очень короткое время после осеннего похода 1577 г. (Влех, Чествин,
Борзунь, Лужа и др.), центром которых был город Кукенойс. Судя по
косвенным свидетельствам документов, сразу по завоевании этих городов,
в декабре 1577 в них был послан государев наказ, повелевавший, в
частности, строить церкви (4), причем, согласно этому наказу, причт
к новой церкви предполагалось призвать из Пскова: "Милостивый государь,
смилуйся, пощади нас холопей своих, вели изо Пскова прислати попа,
умирают, государь, твои государьские люди без отца духовного, а
мы, холопи твои государьские, живем что заблыдяшие овцы" (5). В
январе 1578 г. во все "новые немецкие города" велено было призывать
причетников из Новгородских пятин, Великолуцкого уезда и Ржевы Пустой6.
Городами, где предполагалось строить церкви были: Борзунь, Влех,
Куконойс, Круцборг, Левенвард, Лужа, Резица, Ровный, Скровный, Трекат,
Чествин.
Отметим некоторые особенности в комплектности причта:
к каждой церкви полагалось по два священника (в Кукенойсе, где,
вероятно, предполагалось строить 4 храма, к ним было определено
еще 2 дьякона), по пономарю и по проскурнице. Интересно, что дьячки
к ливонским церквам не определялись (кроме 6 дьячков к кукенойсским
храмам), что резко расходится с традиционным составом причта, к
примеру, новгородского (7). Можно только предполагать, что причина
отсутствия дьячков в причте таких церквей может быть в малочисленности
грамотных людей.
Кроме Кукенойса - центра "новых немецких городов"
(в нем также стоял самый большой гарнизон, была самая многочисленная
ямская слобода), две церкви предполагалось построить также в городе
Ровном; во всех остальных городах - только по одной. Из церковных
посвящений для этих храмов известно лишь Успенское для одного из
Кукенойсских церквей (8). Кроме того, в описании Печерского монастыря
в писцовой книге 1585/87 г. упомянуто о строительстве церкви в вотчине
монастыря в волости нового немецкого городка Варичева: "У церкви
было два колокола невелик, отданы были в монастырское село нового
городка Ливонского Варичева, и те колокола в войну взяли литовские
люди…" (9).
Как известно, московская власть в Ливонии после 1578
г. продержалась недолго и маловероятно, что та часть наказа, которая
касалась церковного строительства в "новых немецких городах" была
полностью выполнена.
Но существовала и другая, восточная, часть Русской
Ливонии, где Московская власть держалась около 20 лет. Там в течение
этого времени церковное строительство шло чрезвычайно активно. Так,
была построена каменная Троицкая церковь в Сыренске (Нейшлоте) на
берегу Чудского озера (10).
В нашем распоряжении есть некоторое количество данных
о церковном строительстве в Ругодиве и Юрьеве Ливонском.
О двух русских церквах в Ругодиве - Воскресенской
и Пречистенской (Одигитриевской) хорошо известно в связи с помещенным
в Псковской третей летописи рассказе о двух иконах, чудесным образом
избежавших огня при пожаре 11 мая 1558 г. и перенесенных по взятии
Ругодива Алексеем Басмановым в Москву (11). Историк Нарвы А.В.Петров
в 1901 г. писал, что Пречистенская церковь (по его мнению, расположенная
на посаде) была изображена на плане Нарвы 1649 г., тогда как Воскресенская
(по Петрову - в Вышгороде, т.е. в Нарвском замке), скорее всего
вообще не была сооружена, так как ученый не нашел упоминаний о ней
в делах Нарвского магистрата (12). Однако в опубликованной Д.Я.Самоквасовым
обыскной книге Ивангородского окологородья 25.02. 1573 г. в качестве
понятого упоминается "Воскресенский священник из Ругодивские слободы
Михаило Исаков сын" (13), что указывает на строительство Воскресенской
церкви именно на Ругодивском посаде. Позднее, в 1599/1600 г., упомянут
"Сенка Иванов сын Попов Ругодивец" (14), но с какой из Ругодивских
церквей он был связан, неизвестно.
О церквах в Юрьеве Ливонском сведений меньше. По
наблюдениям Д.А.Петрова и М.И.Мильчика здесь существовала каменная
Никольская церковь (15). Кроме того, на книге "Слов" Василия Великого
из собрания Е.Е.Егорова в 1575/76 г. была сделана надпись: "В лето
7084 при священном епископе Корнилье дал сию книгу Великого Василья
в церковь боголепного Преображенья дал Еуфим ице чернец часовник
в Юрьев Ливонской" (16). Таким образом, в городе в 1570-х гг. существовала
Преображенская церковь. Гораздо информативнее найденное нами в писцовой
книге Псковского уезда 1585/87 гг. сообщение о Воскресенском в Юрьеве
Ливонском монастыре: "В Кобылском уезде в Поленской губе во Княжих
озерах монастырь, а в монастыре церковь Покров Пречистые Богородицы
древяна, а на полатех придел Воскресение Христово, поставлена после
королевского приходу, а в королевской приход в том монастыре все
церковное строение и кельи пожгли литовские люди, а игумена и старцов
побили, и после королевского приходу по государеве грамоте велено
в том монастыре строити Воскресенскому игумену Никандру з братьею,
что высланы из Юрьева Ливонского из Воскресенского монастыря, а
церков и церковное строение привез из Юрьева игумен Никандр з братьею,
а в церкве образов… да осталось после литовского приходу старые
монастырские казны от Литвы… Да поставлена после королевского приходу
на монастыре колоколница, а на ней шесть колоколов: два колокола
болшие Воскресенские из Юрьева Ливонского, а четыре малых, туто
старинные остались после литовского приходу да клепало железное
Воскресенское да другое старое…" (17). Таким образом, после Ям-Запольского
перемирия монахи Воскресенского монастыря переселились на противоположный
берег Чудского озера и заселили опустевший после Баториевой осады
Покровский Озерский монастырь.
Подводя итоги, отметим, что наши знания о русском
церковном строительстве в Ливонии фрагментарны и неполны. Если сведения
о "новых немецких городах" содержащиеся в цитированной подборке
документов, по мнению их публикатора, исчерпаны и вряд ли будут
каким-то образом дополняться, то возможности найти упоминания о
церквах в, так сказать, "Старой Ливонии" остаются открытыми.
О судьбах православной церкви в Прибалтике в конце
XVI - XVII вв. известно не многим более. Приведем здесь отрывок
из "Обидной книги", найденной нами в фонде Muscovitica в Государственном
архиве Швеции, характеризующий взаимоотношения Николаевской церкви
в Колывани (Ревеле) со шведской гражданской администрацией
уже в конце XVII столетия: (Около 1692 г.) "Августа в 23 день в
писме Колыванские церкви Николая Чюдотворца иеромонаха Акакия, каково
прислано во Псков к окольничему и воеводе к Петру Матвееву Опраксину
написано: того ж августа в 2 день на тои Колыванской церкве крест
на главе разбил иноземец ис пищал, а он де ему возбранял, как он
иноземец стрелял по кресту, и их он не послушал, и про то де ведомо
началным людем колыванским, губернатору королевскому, хто стрелял
и которого дому, потому что де они извещали им. А из митрополича
приказу августа в 25 число за приписью дьяка Григорья Протопопова
в Приказную палату написано: писал во Псков к преосвященному Илариону
митрополиту николаевской церкви со Колывани иеромонах Акакий…" (18).
______________________________
1 Шеламанова Н.Б. Себежская земля в XVI в. (Историко-географический
обзор) // АЕ за 1967 г. М., 1969. С. 73-95; Пежемский В.Г. Конфликты
на границе России с Великим княжеством Литовским в XVI - начале
XVII вв. // Феодальная Россия. Новые исследования. Вып. 2. СПб.,
1998. С. 55-59.
2 Новицкий Г.А. Новые данные о русском феодальном
землевладении в Прибалтике в период Ливонской войны (1558-1582)
// ВИ. 1956. № 4. С. 134-138; Буганов В.И. Переписка Городового
приказа с воеводами Ливонский городов в 1577-1578 годах. № 22 //
АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 306-308; отчасти: Рождественский С.В.
Служилое землевладение в Московском государстве XVI в. СПб., 1897;
Демидова Н.Ф. Предисловие // Памятники истории Восточной Европы.
Источники XV-XVII вв. Т. 3. Документы Ливонской войны (подлинное
делопроизводство приказов и воевод). 1571-1580 гг. М.; Варшава,
1998. С. 49-55.
3 Новгородская летопись по Архивскому списку // Новгородские
летописи. СПб., 1879. С. 120.
4Отписка круцборгского воеводы кн. М.М.Путятина в
Городовой приказ с сообщением о присылке артиллерии, священнослужителей
и приборных людей из Пскова, о невозможности сооружения житниц и
храма из-за нехватки посошных людей, о недостатке продовольствия.
1578, между 17 и 21.01 // // Памятники истории Восточной Европы.
Источники XV-XVII вв. Т. 3. Документы Ливонской войны (подлинное
делопроизводство приказов и воевод). 1571-1580 гг. М.; Варшава,
1998. № 6. С. 60-62.
5 Отписка круцборгского воеводы…
6 Грамоты из Городового приказа воеводам Ливонских
городов о выдаче руги ружникам и жалованья оброчникам // Памятники
истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т. 3. Документы
Ливонской войны (подлинное делопроизводство приказов и воевод).
1571-1580 гг. М.; Варшава, 1998. № 14. С. 70-82.
7 Селин А.А. Историческая география Новгородской
земли XVI-XVIII вв. Южные уезды Водской пятины. Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1998.
С. 9.
8 Отписка Куконойских воевод князей И.С.Туренина
и С.И.Коркодинова о присылке из Пскова приборных людей, об отказе
псковских воевод прислать строительных рабочих к возведению церкви
и о недостатке в городе кузнецов и каменщиков. Ранее 1578. 19.01
// Памятники истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т.
3. Документы Ливонской войны (подлинное делопроизводство приказов
и воевод). 1571-1580 гг. М.; Варшава, 1998. № 7. С. 62-63.
9 Писцовая книга Псковского уезда письма Г.И. Мещанинова-Морозова
и И.В.Дровнина. Список XVIII в. // РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 830,
л. 1135.
10 Мильчик М.И., Петров Д.А. Когда в Ивангороде построена
Никольская церковь? // Крепость Ивангород. Новые открытия. Спб.,
1997. С. 172.
11 Псковская третья летопись. Строевский список //
Псковские летописи. Т. 2. М., 1955. С. 235-236.
12 Петров А. Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности.
1223-1900. СПб., 1901.С. 85.
13 Обыскная книга Ивангородцкого окологородья. 1573.
25.02 // Самоквасов Д.Я. Архивный материал. Новооткрытые документы
поместно-вотчинных учреждений Московского царства. Т. 2. Ч. 2. С.
336-340.
14 Книги переписные судным и разбойным и татиным
делам и запискам и книгам приходным пошлинным денгам с судных и
с управных дел и холопьим книгам, которые дела были в Судном приказе
при разных воеводах и владыках. 1586-1596 // СПб ФИРИ РАН, кол.
2, оп. 1, д. 12, л. 170 об.
15 Мильчик М.И., Петров Д.А. Когда в Ивангороде построена
Никольская церковь?… С. 172.
16 Сметанина С.И. Записи XVI-XVII веков на рукописях
собрания Е.Е.Егорова // АЕ за 1963 г. М., 1964. № 13. С.361.
17 Писцовая книга псковских пригородов Воронача,
Выбора, Гдова, Дубкова, Изборска, Кобылья, Острова и их уездов писцов
Г.И. Мещанинова-Морозова и И.В.Дровнина. Список XVIII в. // РГАДА.
Ф. 1209. № 827, ч. 1, л. 537-543 об..
18 Обидные дела, которые учинили великие государи
его царского величества подданным с стороны его королевского величества
Свейской от подданных после последнего Московского подтверждения
с прошлого со 192 году (Samling av ryska befolknigens vid svensk-ryska
grдnser klagomеl angеende ofцrrдtter av olika slag, som tillfogades
dem frеn svensk sida. Denka samling anvдndes vid dеtidens svensk-ryska
fцrhandlingar och bцr dдrfцr placeras vid sidam av motsvarande fцrhandlingsprotocoll)
1697/98 // Riksarkivet, Muscovitica: 112, ?. 46-46 ??.
|