Порубежное духовенство в 1-й половине XVII в.
В нашем сообщении речь пойдет о группе источников
довольно давно введенных в научный оборот и используемых в литературе.
Это так называемые "Порубежные акты" - документы Посольского стола
в Новгороде, относящиеся к XVII в. и хранящиеся в Архиве СПбФИРИ.
Часть документов была опубликована в сборнике документов "Русско-шведские
экономические отношения" в 1960 г. Всего в фонде "Порубежные акты"
хранится около 1000 документов. Среди них - материалы, касающиеся
розыска и обмена перебежчиков, улаживания приграничных конфликтов,
передвижений через русско-шведскую границу людей и грузов, а также
переписка русских воевод и шведских комендантов.
Мы рассмотрим эти памятники с точки зрения их информативности
о сельском церковном строительстве и приходском устройстве на Северо-Западе
Новгородской земли в период после Столбовского мира. Особенностью
этих документов, как и многих других источников, происходящих из
сельского пространства России XVI-XVIII вв., является то, что многие
из них, будучи составлены на местах, вне приказных изб, написаны
дьячками сельских церквей и скреплены руками сельских священников.
Как известно, такая практика вплоть до конца XVIII в. была единственно
возможным способом оформления земских документов; пожалуй, последней
большой группой источников, где в массовом количестве отразились
имена сельских причетников являются материалы Генерального межевания.
Роль этой земской службы на исходе XVI - в начале XVII в. не стоит
преумалять. Можно достаточно надежно говорить о том, что в некоторые
дни сельским дьячкам приходилось писать по пять-десять документов,
а сельским священникам несколько дней кряду выступать свидетелями
при совершении земских актов. Именно с этой точки зрения мы и рассмотрим
данный корпус документов.
Как мы уже отметили, большая часть документов "Посольского
стола" была составлена на Северо-Западе Новгородской земли, причем
значительная их часть - на территории Ладожского уезда. Нами рассмотрено
около 100 документов из этого фонда, относящиеся к истории церковного
строительства и приходского устройства на Северо-Западе. Большая
часть документов относится к 1623 г., когда шведская сторона заявила
большое число претензий по поводу перебежчиков. Вторая группа документов
связана с обыском 1630 г., проведенным в северо-западных районах
Новгородской земли в связи с вестями о моровом поветрии в Швеции
и Ингерманландии. Все эти документы так или иначе содержат данные
о земской службе священников и дьячков.
При этом сравнение этих документов с имеющимися в
нашем распоряжении материалами писцовых и переписных книг 1620-х
- 1640-х гг. позволяет в ряде случаев очень точно определить время
запустения и возобновления тех или иных сельских храмов. Такова,
к примеру история Пятницкой церкви в селе Кривино, центре Кривинской
волости. Первоначальным приходским храмом волости (бывшей дворцовой,
входившей в состав то Тигодского, то Гдитцкого погостов) был Пятницкий
монастырь, возникший среди болот на водоразделе Луги, Волхова и
Тосны. По сохранившемуся в составе дозорной книги Корельской половины
Водской пятины 1612 г. тексте жалованной грамоты, он возник не позднее
царствования Федора Ивановича. Еще в 1612 г. в нем жил строитель
старец Антоний. Однако 8 марта 1623 г. поручную запись крестьян
Кривинской волости "писал Водские пятины сын боярский [Мак]сим Степанов
сын Кузминской для того, что попа и дьячка в тои волости нет" [Поручная
запись 1623]. В начале 1620-х гг. священников не хватало, и часто
документы писали и скрепляли другие грамотные люди - дворяне и дети
боярские. Стоит обратить внимание на то, что дворяне и дети боярские
в начале XVII в. составляли значительное число населения Северо-Запада
Новгородской земли даже в абсолютном отношении, составляя подчас
основную массу населения целых погостов [Дозорные книги 1615]. Но
содержащиеся в тех же "Порубежных актах" документы говорят о том,
что уже к 1636 г. в Кривинской волости (теперь не дворцовой, а еще
при шведах розданной в поместья) уже были Пятницкой дьячок Митька
Богданов и Пятницкой поп Андрей Титов [Обыскные речи 1636]. Таким
образом, мы устанавливаем примерную дату возобновления приходского
храма волости - между 1628 и 1636 гг. Интересно то, что эта церковь
строится не на месте бывшего Пятницкого монастыря, а в нескольких
верстах от него, в бывшем сельце Кривине - центре еще дворцовой
волости.
Как показывают данные Порубежных актов, основное
бремя земской нагрузки и в начале 1620-х гг. приходилось все же
на сельский причт. Наиболее часто в документах коллекции упоминаются
священники сел Оломна (Евпл Никифоров) и Мелехово (Вонифатий Васильев),
а также их дьячки - Иван Герасимов и Казарин Васильев (последний
известен уже в 1615 г. [Дозорные книги 1615a: 45]). Именно им наиболее
часто приходилось выступать свидетелями и писцами при составлении
обыскных книг, поручных записей, доезжих памятей. Кроме того, известно
о возобновлении уже тогда церквей в Тигодском, Теребужском, Грузинском,
Тесовском погосте, в селе Гавсарь, в дворцовом селе Королеве, Полистском
и Клинском монастырях, нескольких церквей в Олонецком погосте, на
Сермаксе, в нескольких Лопский погостах. Мы полагаем, что нами просмотрены
практически все документы, данной коллекции, в которых содержатся
сведения о церковном и приходском строительстве, точнее - о земской
службе церковных причетников, и мы можем с полной уверенностью утверждать,
что вышеперечисленным списком практически ограничивается число сельских
храмов Северо-Запада Новгородской земли, возобновленных к 1620-1623
гг. или вовсе не пострадавших при уходе шведов из Новгородского
и Ладожского уездов в 1617 г.
Отдельно стоит сказать о церквах Ладоги и ближайшей
ладожской округи. Ладога явилась в это время одним из мест, откуда
велась непосредственная переписка с комендантами соседних ингерманландских
городов. Именно в Ладоге поселились в 1620-х гг. пять священников,
перешедших из Ингерманландии, по поводу которых шведская королевская
администрация затеяла спор с московским правительством [Царская
грамота 1624]. Так, примечательны два документа, составленных игуменом
Ивановского монастыря с Малышевой горы Варсонофием в начале января
1621 г. В них содержатся сведения о неизвестном нам ранее приступе
"литовских людей" к Ладоге в 127 году (думается, речь идет, более
точно, о конце 1618 г.), а также о том, что они были разбиты под
Ладогой, пленены и посажены в тюрьму, причем именно в Ивановском
монастыре (строителю Варсонофию было в тягость второй год содержать
их, не получая из Новгорода никаких кормов для этих пленных) [Список
с челобитной 1621; Отписка 1621].
Положение порубежного духовенства в первые годы после
Столбовского мира было в значительной степени двойственным. Эти
люди были сравнительно недавно разъединены со своими коллегами,
а интенсивность, с какой шведская администрация после присоединения
Ингерманландии стала использовать традиционные земские функции сельских
священников обращает на себя внимание. Так, уже в марте 1620 года
назначеннный для управления Ингерманландией фельдмаршал Карл Гюлленельм
обратился ко "всем погоским попы и дьячком и погоскому старосте
Фенку и всим крестьяном и бобылем" с требованием: "Как к вам ся
на память придет, и вы б тотчас все были в Копорье зафтра поутру
нарочно в суботу марта в 18 день и с челобитными со своими и с росходными
погоскими и книгами и с росписми ис хлебными и з денежными, что
у вас выдано в Копорью каких денег и хлеба, и что на ком пени взято"
[Письмо К.Гюлленельма 1620]. Новая администрация очень круто стала
наводить порядок. Такая, в общем-то вполне естественная, земская
служба сельских священников новой шведской администрации достаточно
резко, как нам представляется, воспринималась в Новгороде и в Москве.
Шведы еще в 1618 г. заявили в Москве свои претензии по поводу дискриминации,
как ими предполагалрсь, православных священников, оставшихся в Ингерманландии:
"Также жалуетца некоторые попы, которые около Иван-города и Ямы
и Копорьи живут: как они в Новгород приезжают к митрополиту благословлятца
по их вере, чину и обычаю, и митрополит их проклинает, и называет
отметники и говорит: толко деи они оттуда приехали на его царского
величества сторону и землю, и на их бы де смотря и крестьяне перешли…"
[Якубов 1897: 82] Однако порубежные акты дают конкретные примеры
земской службы сельских священников Ингерманландии. Вернувшийся
из-за рубежа в феврале 1620 г. новгородец Казаринко (к сожалению,
документы не сохраняют его фамильного прозвища) обвинил дьячка ингерманландского
Лопского погоста в том, что тот насильно старался привести к присяге
шведскому королю его сына Ивана: "А вде Казаринко как узнал, что
сына его Ивашка Лопской дьячок Ивашко Борисов хочет неволею привесть
к крестному целованию на королево имя" [Показания 1620]. Через два
года небольшой отряд новгородских казаков, шедший из Корелы и Орешка,
был ограблен в Соломенском погосте (в Корельском уезде, т.е. на
шведской территории) старостой погоста Самулкой Павловым сыном Паккуевым
и церковным дьячком Бориском Кузминым сыном Кривым [Челобитная 1622].
Интересен вопрос о перебежчиках на шведскую сторону
с русской стороны. Среди них неожиданно много церковных причетников.
При розыске о шведских перебежчиках, которых в 1620-х годах московское
правительство отлавливало на русской территории на удивление старательно,
было обнаружено бегство за шведский рубеж дьячка Селецкого погоста
(один из Лопских). Он бежал в Иломанский погост (правда, не в сам
погост, а в его выставку, Сылощицы). Волостные люди Лопских погостов
были этим чрезвычайно недовольны: "Из нашего Селецкого погоста перебежчики
есть в Корельском уезде есть в Ыломанской погост. В прошлом 128
году за недел до Троицы на день 7 збежал Иванко Гаврилов дьячок
и стал тот дьячок Сылощиском погосте в попы, а живота у него лошадь
да платья ены его однерядка да сумка да иконка да шинник двойны
и кресты, а пошел с нашего Селецкого погоста тот дьячок Ивашко Гаврилов
убегом, мы в волости про ту его ходу не знали" [Спросные речи 1623].
Так священник Иломанского погоста буквально за два года до описываемых
событий затеял целое дело о возобновлении церкви, в решение которого
вмешалось даже московское правительство. Речь шла о возобновлении
сгоревшей Ильинской церкви на Иломанском погосте, по поводу чего
священник Иломанского погоста обратился к новгородскому митрополиту
Макарию с просьбой об антиминсе [Царская грамота 1619; Царская грамота
1622], что создало прецедент, по которому царь повелел новгородскому
митрополиту ведать зарубежными православными священниками (рукополагать,
выдавать антиминсы и пр.).
Ситуация довольно сильно переменилась в середине
XVII в., когда, с одной стороны, наблюдается новый приток православного
населения в Московское государство, и в то же время проводятся реформы,
связываемые с именем патриарха Никона. Это отчасти формирует отношение
к переселенцам, традиционно воспринимавшихся как раскольники (что,
как нам представляется было связано отчасти и с языковым барьером
между переселенцами-карелами коренным русским населением). С другой
стороны, именно Швеция - страна с православными приходами - является
зоной, не контролируемой московскими реформаторами, где противники
реформ легко могли найти прибежище. В 1927 г. А.И.Андреев опубликовал
выдержки из документа - отчета православного священника, посланного
в конце XVII в. в Ингерманландию с тайной целью проверить благочиние
тамошних приходов [Андреев 1926: 355-360]. Сохранился и документ
- царская грамота новгородскому митрополиту, в которой содержалось
повеление о такой миссии [Патриаршая грамота 1689].
Все эти обстоятельства приводят к следующим мыслям.
Переход нескольких уездов Новгородской земли под юрисдикцию лютеранского
государства создал принципиально новый прецедент. В сознании людей
XVI-XVII вв. как известно понятия подданства и конфессии практически
совпадали. Православие автоматически обозначало для них московское
подданство. Переход нескольких православных приходов под иностранное
подданство серьезно затруднил как московское правительство, так
и самих священников, создал атмосферу неуверенности в том, кто действительно
вправе рукополагать священников, выдавать за рубеж антиминсы и пр.
Возможным выходом было бы назначение в Ингерманландию особого архиерея,
но на это, понятно, не могло согласиться московское правительство.
В результате и создалась парадоксальная ситуация, в которой церковное
руководство православными священниками попало в руки назначаемых
лютеранским шведским правительством пробстов.
Андреев 1926 - Андреев А.И. Грамота 1685 года
царей Иоанна и Петра Алексеевичей Шведскому королю Карлу XI
// ЛЗАК за 1923-1925 гг. Вып. 33. Л., 1926.
Дозорные книги 1615 - Дозорные книги Полусской
половины Водской пятины дозору Ивана Боранова да подьячего Семейки
Шустова. 1615. 8.08 // NOA, Riksarkivet, Stockholm, Serie I:
6.
Дозорные книги 1615a - Дозорные книги Водской
пятины Корельской половины кн. Ивана Семеновича Путятина да
подьячего Федора Прокофьева 1615, авг. // NOA, Riksarkivet,
Stockholm, Serie I: 8, л. 45.
Обыскные речи 1636 - Обыскные речи крестьян Якова
Муравьева Кривинской волости о детях перебежчика Гаврилы Григорьева,
отданных за рубеж. 1636. 1.05 // СПбФИРИ , ф. 109, д. 635.
Отписка 1621 - Отписка из Новгорода в Ладогу
о пленных литовцах. 1621. 19.01 // СПбФИРИ , ф. 109, д. 564.
Патриаршая грамота 1689 - Патриаршая грамота
Новгородскому митрополиту Корнилию о посылке в русские города,
уступленные по мирному договору Польше и Швеции священника для
осмотра тамошних православных причтов и наблюдения за церковным
благочестием. 1689. 30.08 // АИ. Т. 5. 1842. № 188. С. 325-326.
Письмо К.Гюлленельма 1620 - Письмо фельдмаршала
Карла Гюлленельма в Копорский уезд с наказом об обязательном
прибытии в Копорье 18 марта со своими жалобами и приходно-расходными
книгами с погостов под угрозой штрафа за неявку. 1620. 17.03
// Riksarchivet, Stockholm. Militaria: 1287: 18.
Показания 1620 - Показания Казаринка о себе и
своем сыне Иванке. 1620, февр. 17-20 // СПбФИРИ , ф. 109, д.
58.
Поручная запись 1623 - Поручная запись крестьян
М.Муравьева о сысканных в Кривинской волости перебежчиках. 1623.
8.03 // СПбФИРИ , ф. 109, д. 18.
Список с челобитной 1621 - Список с челобитной
монастырей, дворян и детей боярских Ладожского присуда о переводе
пленных литовцев из Ладоги в Новгород. 1621, янв. // СПбФИРИ
, ф. 109, д. 563
Спросные речи 1623 - Спросные речи о перебежчиках
в Селецком погосте. 1623. 30.03 // СПбФИРИ , ф. 109, д. 42.
Царская грамота 1619 - Царская грамота новгородскому
митрополиту Макарию о пастырском наставлении православному духовенству,
оставшемуся в уступленных Швеции землях. 1619. 17.08 // ААЭ.
Т. 3. СПб., 1836. № 107. С. 146-147.
Царская грамота 1622 - Царская грамота новгородскому
воеводе кн. Мезецкому о дозволении жителям православного закона
в уступленных Швеции землях обращаться к Новгородскому митрополиту
за разрешением строить церкви и проч. и о воспрещении давать
пристанище приходящим оттуда безъявочным людям. 1622. 14.11
// ААЭ. Т. 3. СПб., 1836. № 127. С. 179-182.
Царская грамота 1624 - Царская грамота новгородскому
воеводе кн. Ромодановскому о людях духовного звания, вышедших
из уступленных Швеции земель. 1624. 15.08 // ААЭ. Т. 3. СПб.,
1836. № 155. С. 20.
Челобитная 1622 - Челобитная казаков станицы
Кирила Токарева И.Лукина Жаркого и М.Ерофеева Мармиева о грабеже
и насилии над ними. 1622, после августа // СПбФИРИ , ф. 109,
д. 327.
Якубов 1897 - Якубов К. Россия и Швеция в XVII
в. СПб., 1897.
|