В какие игры играют тигры
В какие игры играют тигры // kоМоk (Красноярск) №??, 1997 год
Недалек час, когда наряду с Сингапуром, Южной Кореей, бывшим свободным, бывшим независимым Гонконгом и Тайванем КНР тоже причислят к лику «тигров». И это уж точно будет саблезубый тигр: 10% ВВП идет на армию и вооружение. Милитаристская десятина. Сергей Кургинян, которого трудно причислить к прозападным антиевразийским силам, посетив Китай, пришел к убеждению, что еще сколько-то ВВП дает в военный «общак» тайно, и всерьез забеспокоился за целостность и сохранность наших восточных территорий. Китай — страна жесткая. Жестокая. Самостоятельная. Захватить или не захватить — этот вопрос ни в Брюсселе, ни в Мадриде дебатироваться не будет.
В центре Пекина лежит в своем мавзолее Мао, китайский Пол Пот, породивший партии своих последователей не только в злосчастной и бедной Латинской Америке («Сандеро Луминозо» — типичные маоисты), но и в сытых благополучных странах вроде Франции или Германии. Если уж великий Жан Поль Сартр себя маоистом объявил…
Это не натяжка. Культурная революция. Хунвейбины и варка чугуна в горшках для супа — это явление из того же ряда, что и истребление машин и отказ от индивидуальных мисок во имя коллективизма. Но если Пол Пот осужден заочно Международным трибуналом, объявлен в розыск и, по слухам, даже задержан, то авторитет Мао в Китае незыблем. Сколько лет мы слышим о китайской перестройке, столько лет нет не только общественных дискуссий на тему «Хоронить Мао или оставить в Мавзолее», но даже разоблачительных статей или книг «Рассекреченный Мао». Еще в 1990 году за разорванный публично или облитый чернилами портрет Мао давали 16 лет тюрьмы. Сейчас не дают, некому рвать портреты. Потенциальных «святотатцев» посадили на 5—10 лет за элементарные правозащитные письма или за проведение пресс-конференций с иностранными журналистами. После того, как они отбыли свой срок за Тяньаньмэнь. Те, конечно, кого тогда не задавили танками и не пристрелили на месте. Те, кого потом не привезли к месту публичной казни на грузовике, в средневековых цепях. Почему-то меня не оставляет ощущение, что это показывали по телевизору. Хотя, скорее, это были сцены не из китайской перестройки, а из отменного английского фильма «1984», где с упорной, неумолимой английской или англосаксонской ненавистью к несвободе («Britains never shall be slaves») Была запечатлена перестройка Океании… Как раз тогда впервые этот фильм показали в Киноцентре. И навсегда пятиминутки ненависти, черные униформы Внутренней партии, камеры пыток и колонны грузовиков со смертниками наложились в восприятии демократических неформалов на китайскую перестройку, на 4 июня, на наши митинги протеста у китайского посольства, разгоняемые дубинками горбачевского ОМОНа, голодовки на лужайке у МГУ, шествия от главного здания университета до решетки, защищающей китайских реформаторов от советских студентов из Народного Фронта, ДС, «Общины», клуба «Перестройка-88»…
Китайский НЭП. Земля, отданная крестьянам в аренду. Продналог вместо продразверстки. (Это у нас в 1921 году). Два нэпа. Две Лубянки. Пара ВЧК. 16-летние тибетские монашки, получившие по 10 лет тюрьмы, и еще 5 лет им надбавили в заключении за то, что они пели религиозные гимны. Репортаж Коротича образца 1988 года: рабочие на китайских заводах довольны, им дали на обед по миске риса с тремя черпачками подливки: рыбной, овощной и мясной. Лозунг: «Обогащайтесь)»
16 лет за залитый чернилами портрет Мао. Дешевые вещи производства китайского ГУЛАГа или сделанные руками китайских Оливеров Твистов, охотно покупаемые демократиями Запада. Мудрый Дэн с его афоризмом насчет того, что если надо убить 200 человек, чтобы остальные жили и перестраивались спокойно, то, значит, надо убить. Тяньаньмэнь. Танки, которые знают истину. Мудрый Сталин с трубкой. Мавзолей Ленина. Мавзолей Мао. Жаль, что не осталось мавзолея императора Цинь Шихуанди. Он объединил Китай. Построил Великую Китайскую Стену. Сжег все неутилитарные книги, находившиеся на руках у частных лиц. Обобществил землю. Закапывал в эту землю живьем ученых. Конфисковал у частных лиц оружие. Прославился изуверскими казнями. Циньская династия просуществовала век, потом была свергнута. Отец Отечества Мао так отозвался о ней: «Цинь Шихуан закопал живьем всего только 460 конфуцианцев. Мы во время чистки расправились с несколькими десятками тысяч человек. Мы поступили, как десять Цинь Шихуанов. Я утверждаю, что мы почище Цинь Шихуана. Нас ругают, называют циньшихуанами, узурпаторами. Мы это все признаем и считаем, что еще мало сделали в этом отношении». (1958 г., второй Пленум ЦК КПК 8-го созыва). Незыблемы оба мавзолея, но на наш хотя бы ополчаются и покушаются открыто, даже вплоть до Президента. Вы можете представить себе референдум о погребении тела Мао в Китае? Вечный полюс. Полярная ночь. Китайская перестройка насытила желудки и оставила голодными умы. Нет свободного доступа к Интернету. В смысле свободы печати — тоже миска риса и три черпачка подливы.
Китайская перестройка делалась по формуле философа Лао-Цзы, создателя даосизма. Он в V в. до н.э. нашел эти короткие и страшные слова: «Нужно сделать сердца людей пустыми, а желудки их — полными». Это стратегия китайских реформ. А тактика была разработана Шан Яном в IV в до н.э.: «Может одолеть сильного врага лишь тот, кто прежде всего победил свой собственный народ. Когда народ слаб — государство сильное, когда государство сильное — народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ». У Китая огромная армия — НОАК. Денег на нее не жалеют. Шан Ян и здесь все предусмотрел: «Необходимо, чтобы народ пребывал в страхе оттого, что не воюют».
Так что банки в Гонконге останутся. Деньги не пахнут. Будет СЭЗ. Но свободные политические зоны в КНР не предусмотрены. Борис Немцов а восторге от китайских коммунистов. Только зря он сравнивает их с Гайдаром. Гайдар и тюрьмы, заполненные политзаключенными-западниками,— это уже Кафка.
Принц Чарльз тоже, видно, в восторге. Он был на акте сдачи Гонконга его палачам. Законным палачам, имеющим право исторической собственности. Моя собственность — моя крепость. В 1945 году тоже англичане так же отдали Сталину русских беженцев и казаков, искавших у них защиты. В.Аксенов уже это описал. «Остров Крым» на наших глазах исчезает в ненасытной утробе душной и жесткой сверхдержавы. Союз Общей Судьбы — это НАТО, ЕС, мировое сообщество. Фейерверки и бронемашины, вертолеты и конфетти. Оккупация и презентация. Европа в очередной раз предала свой береговой утес и не заметила, что стала меньше. Можете утешаться тем, что Китай, Тайвань, Гонконг — это все не Запад, а Восток: у них особый путь, им не положено ни свободы, ни света, ни человеческого достоинства, и, значит, колокол звонит не по нам.
Прошло больше двух месяцев. Суповую миску у Гонконга еще не отняли: КНР надеется сама из нее похлебать. Зато переехала на Тайвань последняя антикоммунистическая газета, а прочие ввели самоцензуру (все ученые, все понимают с полуслова). Кое к каким журналам приставили «политкомиссаров» из КНР. В Щвецию и Финляндию явились просить политического убежища первые 18 беженцев — участников событий на площади Тяньаньмэнь. Тогда, в 1989 году, им повезло: они успели бежать на острова. В Гонконг. Сегодня им снова. повезло. Они успели убежать из Гонконга.
Так мир отметил сороковины по 6 миллионам невозвращенных, депортированных обратно в застенок.