Веймарские нахлебники на маршаллском обеде
Веймарские нахлебники на маршаллском обеде // "Демократический выбор" №33, 1997 год
Наступил очередной юбилей. 50-летие плана Маршалла, 50-летие фултонской речи Черчилля. Обе даты почти совпадают. Но про второй юбилей помалкивают как правые, так и виноватые (то есть левые). А ведь юбилеи увязаны в один соленый и тугой морской узел. 50 лет назад американский президент сказал, что землю, из которой армии США и Великобритании выкорчевали фашизм до последнего бледного росточка: атомным огнем, лучевой болезнью, виселицами Нюрнберга,— надо вспахать и засеять отборным либеральным зерном из гуманитарной житницы. А что до европейских стран, ставших жертвами гитлеризма, то братская капиталистическая помощь им — вообще дело святое. Обескровленная Европа поднялась из руин; немцы и японцы со смирением и покорностью усвоили исторические уроки и получили свою долю помощи и процветания. Американцы поступили красиво и мудро. Как Боги. Они простили и обогрели раскаявшихся грешников. И взяли их с собой в западный Рай…
И примерно в то же время английский премьер объявил о начале «холодной войны» — непримиримого противостояния с грешниками, закосневшими в грехе. Со сталинским режимом. С СССР. Ибо красный фашизм процветал до 1955 г.
И вот сегодня раздаются голоса, что американцы были жадюгами, что они должны были распространить план Маршалла и на нас. Могу себе представить щедрых дарителей, оказывающих гуманитарную помощь палачам из МГБ и лагерным вертухаям. Секрет атомной бомбы был уже выкраден идейными супругами Розенберг и целой оравой идейных физиков, чуть ли не самим Нильсом Бором и Ферми, которым втемяшилось в голову, что, отдавая секреты Советам, они предотвращают третью Мировую войну. Для кого-то ведь стряпались дежурные блюда на сталинской, а после и на хрущевской, брежневской, андроповской, горбачевской кухне: борьба за мир, разрядка, мирное сосуществование. Западные интеллектуалы не послушали старого мудрого Черчилля. Они досыта накушались сталинской стряпни. Хорошо хоть, что маккартизм в Америке остановил процесс сползания США в левое коммунистическое половодье. А то сегодня Зюганов претендовал бы не только на место Ельцина, но и на место Клинтона.
Россия слишком велика, а СССР был просто бескрайне огромен для уроков, преподанных Японии. Если либеральные журналисты и околоправительственные круги хотят сказать, что США были обязаны завоевать СССР, сбросить на нас парочку атомных бомб, как мечтают об этом герои романа «В круге первом», написанного почвенником Солженицыным, повесить Сталина, Берию, Хрущева, Булганина, Абакумова и сотни других коммунистических злодеев, а потом включить нас в план Маршалла и отмыть добела (убрав предварительно красных кобелей), то я, конечно, стратегически ничего не могу против такого плана возразить. Даже если бы я вообще не родилась (родители погибли бы в результате атомной бомбардировки). Япония заслужила конец света не больше, чем СССР. И нацистская Германия была не преступней сталинского режима.
«И пусть над нашим смертным ложем,
крича, кружится воронье.
Достойнейшие, Боже, Боже,
да узрят Царствие твое!»
(А.Блок).
Но тактически есть что возразить. Совесть американской нации с трудом выдержала Хиросиму и Нагасаки. Москву и Киев дополнительно они бы уже не сдюжили. Добрые американцы руки бы на себя наложили. Гигантские масштабы СССР, плохая связь лишили бы хиросимскую методику поучительности. Только романтик Наполеон и маньяк Гитлер могли рассчитывать завоевать 1/6 часть суши. Да им бы ни войск, ни оккупационной администрации не хватило. И что это за послушание такое, кто его наложил на США — всех завоевывать, всех исправлять, всех учить, всех кормить? Перманентный крестовый поход… Жизнь в седле. То ли за царя, то ли за Советскую республику. «И мы до той поры борцы, и мы до той поры солдаты, покуда Зимние Дворцы еще не все на свете взяты…» Это из обихода большевиков, а не цивилизованных западных народов. Не захотели американские морские пехотинцы играть роль Чапаева, увы! Проще и дешевле было потратиться на железный занавес. И снять с нас последние штаны, заставляя (по глупости и граждан, и их правителей) выкладываться в бесконечной гонке вооружений. США тратили лишнее, а мы отдали за боеголовки последний кусок хлеба, свой и грядущих поколений. Американцы ждали, когда советская экономика надорвется. Так все и произошло. Лягушка, решившая состязаться с волом, лопнула от натуги.
Американцы не могли дать денег такому врагу, как Сталин. А голодному советскому народу они кое-что подбрасывали по ленд-лизу. Целое поколение выросло, вскормленное американским яичным порошком. Американской тушенкой. Носившее американские пальтишки и американские ранцы. Выжившее благодаря тому, что летом 1946 г., в великую сушь, когда в СССР сгорел весь урожай, те же США бесплатно накормили враждебную, неблагодарную страну своей пшеницей. Мы никогда им ничего не давали. Даже «спасибо» не говорили. А они подкармливали нас, посылали лекарства, спасали у себя наших диссидентов, дали и технику, и боеприпасы, и харчи в 1940-е годы (без этого воевать бы пришлось голыми руками и на голодный желудок). Сломали Гитлеру хребет в Африке, Греции, Италии. Да, американцы — добрые самаритяне. А мы, скорее, смахиваем на змею, которую они пригрели на груди. «Многополюсный мир», «американское засилье», «нет расширению НАТО на восток» — вот чем мы им отвечаем. И сейчас целый колхоз политологов во главе с профессором (американским, кстати: приняли после эмиграции из СССР, накормили, обогрели, кафедру дали) Александром Яновым придумал новую претензию, под которой скрывается пожелание новой халявы. Веймарская Россия,— утверждает Янов,— обречена повторить путь Веймарской Германии, если Запад ее срочно не оденет, не обует, не накормит и не уложит спать. Как заяц лису. Сначала, когда ее ледяная избушка (лиса, видно, марксистка была) растаяла (как ныне СССР и «зрелый социализм»), лиса попросилась к зайчику из капстраны на лавочку в лубяную избушку. А потом зайца и выгнала совсем.
Александр Янов вообще имеет интересные ноу-хау. У него карта есть, согласно которой под землей по территории всего СССР тянется толстенный медный кабель. И надо было в 1991 году выкопать его и продать. И купить для народа товары народного потребления. Давно, кстати, работящий народ эти товары народного потребления потребляет. А кто не работает, тот не ест.
А сейчас новая идея возникла у Янова и К. Нас должны кормить, а то мы расстроимся, фашизуемся и начнем термоядерную войну. По сути дела, почтенный ученый предлагает нам заняться шантажом. Термоядерным. Но если с Германией в 1920 году и обошлись слишком сурово, то Россию никто не завоевывал. Мыльные пузыри рано или поздно лопаются. СССР был мыльным пузырем. Кто виноват? Уж верно, не американцы. Почему Запад должен оплачивать наш идиотизм? Тем более, что у Янова есть еще одна теория. Циклическое развитие истории России. Звездный час автократии. Это сталинизм. Смутное время. Не кончилось до сих пор. И псевдоабсолютизм. Который никогда не порождает настоящий и никогда не преобразовывается в демократию. А потом — опять звездный час автократии. Лебедь. Или Лужков. Или Зюганов. Кольцо замыкается. По теории Янова выхода нет. Так что если американцы начали читать Янова не с того конца и вместо книги «После Ельцина» наткнулись на историю циклов, они точно никакой план Маршалла и сегодня нам не предложат. Г-н Ястржембский говорит, что с нами Запад считался во времена совещаний в Хельсинки. В 1975 году. А сейчас знать нас не желает. Кормит через день. (А мы не хотим учиться, а хотим жениться.) Еще бы! В 1975 г. был СССР, троглодитское государство с ядерной дубиной. С террористами считаются. Идут на переговоры. А сейчас Россия пытается стать нормальной страной, и с нами разговаривают, как с людьми. И это нам не нравится.
Веймарская халява не пройдет, г-н Янов. План Маршалла при такой Думе, да при таком количестве коммуняк? С Бабуриным и Лукьяновым? Где наше смирение, раскаяние, где наш Нюрнберг? Вечером — Нюрнберг, а утром — стулья. То есть план Маршалла. Когда наши коммунисты будут там же, где германские нацисты после 8 мая 1945 г., тогда пусть г-н Янов посылает телеграмму в Вашингтон и ждет план Маршалла. Но не раньше. Милосердие и вспомоществование достаются кротким, а не наглым. Скромным, а не самонадеянным. Жаждущим искупления, а не жаждущим реванша.