Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.
Стенограмма выступления В.И.Новодворской на митинге 5 сентября 1996 г. на Пушкинской пл. в Москве
Источник:
БЛИЦ, N 37, сентябрь 1996 г.
Друзья мои, мир это понятие исключительно нравственное и моральное. Аморального мира не может быть. Поэтому, если мы хотим, чтобы этот мир был первым и последним и не превратился в очередное перемирие, за которым последует очередная бойня и очередная перестрелка, мы должны позаботиться о своем моральном уровне. Чеченцам об этом заботиться не надо. У них с моральным уровнем все в порядке. Когда А.Б.Чубайс уже трижды упомянул о приоритете территориальной целостности РФ, он несколько забыл, что в области морали есть только один приоритет - человечность, гуманизм и еще свобода. Я думаю, что А.Лебедь делает в Чечне великое дело, потому что он возвращает чеченцам утраченное уважение к русскому народу. Они давно не видели подобного человеческого отношения и давно не слышали человеческих речей по своему адресу. И если кто-нибудь хочет (я из этого числа Демократический союз исключаю, потому что для нас территориальная целостность чего бы то ни было не является приоритетом и никогда являться не будет), чтобы Чечня осталась в составе Российской Федерации, для этого надо предпринять целый ряд действий, прежде чем мы обретем моральное право говорить с чеченцами о том, что мы изменились, что мы раскаялись, и что с нами можно дальше жить.
Президент России должен объявить чеченскую войну преступлением против человечества. Президент России должен аннулировать все награды, которые он щедро раздавал за эти преступные действия карателей. Честные российские солдаты, если в них еще какая то совесть теплится, должны сами бросить эти награды к подножию Кремлевской стены. Далее. Россия должна просить прощения у Чечни, как это было сделано по отношению к Чехословакии, как как когда-то канцлер Аденауер преклонил свои колени в Иерусалиме у Стены плача, попросив прощения у еврейского народа.
Президент Ельцин должен отдать под суд всех, кто ему посоветовал начать эту войну - Грачева, Паина и всех, кто так или иначе говорил: двумя полками за два часа... Что касается ответственности самого президента, я думаю, он понимает, что он ответит перед Богом. Более того, мы должны позаботиться о юридических гарантиях для чеченцев. То, что было подписано в Хасавюрте, совершенно не дает им никаких юридических гарантий против репрессий. Кто помешает завтра ФСБ отловить Зелимхана Яндарбиева, Мовлади Удугова или Шамиля Басаева? Кто помешает Генеральной Прокуратуре, которая даже еще не закрыла дело против мертвого Д.Дудаева, начать там массовые репрессии? Что сейчас страхует чеченцев от депортации сталинских времен, от массовых казней и репрессий? Абсолютно никаких гарантий и никакой страховки. Не объявлена даже всеобщая амнистия всем участникам этой войны. А раз нет гарантий, значит единственная гарантия для чеченского народа, это их армия, это их оружие. И требовать от них разоружения по меньшей мере неэтично. Если мы не даем человеку гарантий для его жизни и свободы, он вынужден защищать это с оружием в руках. А чем мы можем доказать чеченцам, что они в безопасности, если у нас А.Никитин сидит восьмой месяц в ФСБ заведомо невиновный человек. Если у нас в России не кончилось с политическими процессами. Если половина средств массовой информации наполнены ненавистью и злобой по отношению к чеченскому народу.
Поэтому сегодня просто неправомерно и непорядочно требовать от чеченцев, чтобы они остались в составе Российской Федерации. Они имеют полное моральное право уйти, провести референдум, как они и собираются, провести демократически выборы, и мешать им в этом деле грех. А когда они это сделают, это уже их личное дело, а не наше. И то, что обе стороны по разному толкуют хасавюртский мир, это рисует нам достаточно страшные перспективы. Высказывания Черномырдина и Чубайса не свидетельствуют о том, что Чечню готовы отпустить на все четыре стороны. Без покаяния мира не будет. Чеченцы верят в Аллаха. Мы должны как минимум быть христианами, поверить в Бога, ужаснуться тому, что мы сделали, встать перед Чечней на колени и раскаяться. Тогда мы обретем моральное право их о чем то просить. А пока у нас никакого права нет. И мы должны помогать Лебедю, каждый день напоминая ему, что свобода и право человека - представителя угнетенной нации на самоопределение превыше любой территориальной целостности.