Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.
В. Новодворская: «Ушла бы в монастырь, но пока не до него» // «Аргументы и факты» №2-3, январь 1994
О, женщина
Дама в политике
В. Новодворская: «Ушла бы в монастырь, но пока не до него»
Двухкомнатная "хрущоба" на окраине Марьиной рощи. Вся мебель: кровать, книжный шкаф, письменный стол. На стенах - портреты: Христос, Ельцин, Гамсахурдиа. Книги всюду, особенно много на письменном столе. Здесь же - небольшой "кольт". В этом интерьере и состоялась встреча нашего корреспондента с лидером партии Демократический союз России В. НОВОДВОРСКОЙ.
- Валерия Ильинична, что означает сей "кольт" в уютной домашней обстановке?
- Когда из КГБ в очередной раз меня приходили арестовывать, сразу кидались к этому пистолету. Я и на митинги с ним ходила, и, помню, офицер из оцепления очень смеялся, когда проверял мою сумку и убедился, что кольт" - это обыкновенная пластмассовая игрушка.
- Не могли бы вы немного рассказать о ваших близких?
- В этой "хрущобе" я живу с мамой, бабушкой с 1966 г. Мама - врач, бабушка - бывший фельдшер, все пламенные сторонники Президента. Есть кот по кличке Стас. Стасик, естественно, беспартийный, но, я помню, что на Хасбулатова он очень нервно реагировал, когда тот появлялся на телеэкране. Как-то нехорошо рычать начинал (в это время Стас вошел в комнату и начал шалить. В. Новодворская, взяв его на руки, сказала: "Видишь, мы работаем, не приставай, ты что, коммунист, что ли?" - А. С.).
- Извините, а друг или подруга у вас есть?
- Боже мой, вы, видно, хотите спросить, не лесбиянка ли я? Нет. Я очень холодно отношусь как к гомосексуальной, так и к гетеросексуальной любви.
Признаю нормальную человеческую дружбу, нормальные человеческие отношения. То есть по части целомудрия я бы удовлетворила создателей кодекса молодого строителя коммунизма. И я точно могла бы сказать, что секса нет. Если не в России, то по крайней мере у меня и в моем ближайшем окружении. Меня это не интересует. Видимо, в других условиях человек со своими христианскими принципами ушел бы в монастырь. Потому что для меня это как раз самое оно. Просто как-то сейчас не до монастыря.
- Кто вы по образованию?
- Филолог с романо-германским уклоном. Собственно, "катакомбный" историк, потому что официально у меня филологическое образование, но, конечно, у меня исторических знаний больше. Поэтому я преподаю в афанасьевском университете, в РГГУ не филологию, а историю и философию. Знаю латынь, древнегреческий, французский, читаю по-английски, по-немецки, по-итальянски. Для того чтобы изучить разговорную речь, надо было просто немножко меньше сидеть в тюрьмах и больше общаться с иностранцами.
- Вас часто арестовывали?
- Если считать, то одной 70-й статьи только было три захода, что большая редкость в Советском Союзе. Мне все-таки сейчас 43, не 60. Ну и мелочи, типа ст. 1902 - надругательство над государственным флагом. Это было при Горбачеве. И если посчитать даже одни аресты за митинги - 17 раз по 15 суток за 2 года, то это получается больше 8 месяцев.
- В тюрьмах вас били?
- Они этого в постсталинские времена уже не делали. В Лефортово вообще никого не бьют, там иначе разговаривают. Тот, кто попадал в спецтюрьму, типа "Казани", просто подвергался пыткам, но гораздо более изощренным, типа бормашины, кислорода под кожу, электротока. А такие примитивные вещи, как избиение, там не применяли.
- "Бормашина" - что это?
- Это классика: сверлят здоровые зубы, пока сверло не вонзается в челюсть.
- Валерия Ильинична, говорили ли вам близкие, когда вы в очередной раз попадали в тюрьму: "Доигралась! Предупреждали тебя: живи спокойно!"?
- Вначале говорили, потом перестали, потому что это было совершенно бесполезно. Первый арест был в 1969 г. А началось это в 1968 г.
- Ваше кредо - оппозиция. Теперь же вы лояльны к существующей власти. В связи с чем такой решительный поворот?
- Наше кредо не оппозиция, а свобода. И если свобода расходится с властью, мы в оппозиции. Если свобода расходится с оппозицией, мы с властью. Россия действительно уникальная страна. И, я думаю, впервые в человеческой истории свобода разошлась не с властью, а с оппозицией. Сейчас власть в оппозиции. Нужно считаться с реальностью. А если переть, как бык на мурету, просто в направлении любой оппозиции, можно и до красных бригад дойти.
- Повлияют ли выборы в России на судьбы республик СНГ?
- Если бы страны СНГ сами могли решать свою судьбу, то, конечно, повлияли бы. Но я очень сомневаюсь в их способности решать свою судьбу, потому что на Украине правит пока не Хмара, не Чорновил, которые действительно могли бы решить судьбу республики, а "совки" из южной и восточной Украины, которые проголосовали за Кравчука.
Что такое Союз независимых государств? С одной стороны - демократическая Россия, с другой - Украина, которая вроде бы тоже - "более или менее", Беларусь - коммунистический заповедник, но в приличных формах, дальше - феодальная Туркмения, дальше - обыкновенный коммунизм в Таджикистане и Узбекистане. Что же это за союз такой? Грузию, которая находится в состоянии гражданской войны, тянут в СНГ. Что мы будем от этого иметь, кроме неприятностей? Карабаха мало? Никого не надо никуда тащить. Надо заключать взаимовыгодные договоры.
- У Шеварднадзе это был, возможно, последний шанс остановить войну.
- Шеварднадзе должен был знать немножко свой народ. Это не Азербайджан, который успокоился на Г. Алиеве. Я в прошлом году побывала в Грузии, и каково там отношение к русским, теперь мне известно. Я проводила там митинги, беседы, у меня был там роскошный транспарант на грузинском языке: "Шеварднадзе - палач грузинского народа" и "Долой фашистскую хунту Шеварднадзе".
- Вы там и в тюрьму попали?
- Ну, как можно в Грузии не попасть в тюрьму? В Грузии можно попасть или на тот свет, или в тюрьму, больше некуда.
За 21 день моего пребывания в Грузии меня арестовывали 4 раза, 3 раза избивали (причем в последний раз ногами до потери сознания). Сотрясения головного мозга у меня и в России никогда не было. Тамошние свободные выборы, в которых участвовало 30% населения, при Шеварднадзе прошедшие под дулами автоматов, я встретила в подземной тюрьме.
- Правда ли, что вас там чуть не изнасиловали?
- Нет. Я не думаю, что я способна удовлетворить вкусы грузинских "мхедриони". На мое счастье, я уже не в том возрасте и не так хороша собой, поэтому я полагаю, такие варианты мне не угрожают. Это Сажи Умалагова все время боится, что ее изнасилуют, потому что она красивая, стройная и белокурая.
- Ваше отношение к сообщениям о смерти 3. Гамсахурдиа?
- Звиад погиб в бою. Я знаю его: самоубийство исключается на 250%. Если он в 70-80-х гг. не покончил с собой, то зачем это делать сейчас? У него запас прочности больше, чем у Солженицына. Самоубийство 3. Гамсахурдиа означало бы, что он своими руками уничтожил дело всей жизни. Я никогда не поверю, что такую великолепную возможность, как свою смерть, он кинул коту под хвост.
Мне кажется, что речь идет о разработке грузинских и остатков российских спецслужб. У Шеварднадзе не было гарантии, что в случае необходимости Россия его не поменяет на Звиада. Самоубийство - азбука для спецслужб, хотя у нас Пуго ухитрился после самоубийства положить на тумбочку пистолет, а Ахромеев при наличии пистолета повесился.
В Грузии произошло как раз то, что сейчас нам советуют сделать наши милые друзья из цивилизованных западных государств. Гамсахурдиа последовал их советам и... Советы Запада исходят от некомпетентных и слабых людей. Когда они советуют что-то по поводу экономики, к этому следует прислушаться, в этом они разбираются. Но в наших политических делах, в судьбах России они никогда и ничего не поймут. Особый путь России - очень крутой маршрут построения либерального общества.
Больше всего России повредил "брачный пир" в КДС в избирательную ночь. За этот маразм я не знаю, что нужно делать с его устроителями. Нельзя садиться с фашистами и с коммунистами за общие столы. Потому что, кто так с ними садится, того впоследствии посылают в газовые камеры. И в принципе, за дело - за трусость, за слабость, за бесхребетность, за беспринципность.
- Не была ли это попытка примирения нынешней власти с новой оппозицией?
- В России не может быть примирения между красными и белыми во время гражданской войны. Мы сейчас должны выиграть и не думать о цене. Мы джинна вытащили из бутылки, теперь надо уметь им управлять, потому что джинн слабых не слушает. В России загнанных лошадей пристреливают, и в России не уходят в отставку - в России уходят в небытие.
Беседовал А. САРГИН