Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.
Санта Лючия
Запад пускает Россию в свою компанию:
он еще не дул ни на наше молоко, ни на свою воду
Санта Лючия // «Столица», № 32, 1994 г.
Над всем Неаполем – безоблачное небо. Даром что Италия едва не попала в пасть к коммунистам. Спасибо Сильвио Берлускони и смирным нынешним «неофашистам», выручили. Похоже, что человечество так и не выучится тушить пожар чем-нибудь, кроме потопа. Это у нас красные и коричневые играют за одну футбольную команду. В Италии, да и во Франции тоже, «неофашисты» выполняют своеобразную роль «санитаров леса», оздоровляя политическое поголовье избирателей от социалистических крайностей и составляя вполне разумный противовес красному краю качелей. Они эгоистичны, себялюбивы и на дух не воспринимают идеи уравнительности и пролетарского интернационализма. Демократия же комфортабельно расположилась в центре качелей, между двумя угрозами: красной и черной.
Одно это существование «над пропастью во ржи», причем у себя на европейских «зимних квартирах», могло бы серьезно испортить настроение делегатам от семерки, не говоря уже о самих гостеприимных хозяевах, одолеваемых мафией и «красными бригадами». Хорошо еще, что Берлускони выпускает бедную политическую элиту, посаженную в тюрьму чистыми руками последователей Феликса Дзержинского.
Но сильные мира сего беспечно щебетали о своем саммите, словно юный Робертино Лоретти, не подозревающий о феномене отроческой ломки голоса. О, мой Неаполь! О, мой Запад, кувыркающийся в Неаполитанском заливе, словно утенок, который не видит под водой разинутую пасть черепахи! Бедным полоумным коммуно-патриотам из «Завтра» все время видится мировое правительство, вездесущие и могущественные масоны, новый мировой порядок, устанавливаемый из Вашингтона длинной клинтоновой рукой…
Хотелось бы мне, чтобы это было правдой хотя бы наполовину. На самом деле Запад давно уже не ловит мышей, тех красных мышек, которые сгрызли ему шнурки на его собственных шевровых ботинках. И если коммунизм в России временно рухнул, СССР временно распался, а ГКЧП временно проиграл, то Запад здесь ровным счетом ни при чем: он не дул ни на наше молоко, ни на свою воду. До сих пор Джералд Форд имеет бесстыдство рассказывать, каким приятным собеседником был Брежнев и какую замечательную волчью куртку он, Форд, ему подарил. То есть он не только имел несчастье дружески общаться с нашими динозаврами, но и не имеет такта об этом промолчать. Я думаю, что практически все американские президенты после 1945 года могли бы поделиться сходными (и постыдными!) воспоминаниями о совместно съеденных с коммунистами завтраках, ленчах, обедах, о скормленной СССР пшенице, о предоставленных кредитах, об объятиях, поцелуях, охотах – над могилами их жертв. О преданной Венгрии. Преданной Чехословакии. Преданной Прибалтике. О безумной надежде, что скифы дальше не пойдут, удовольствуются Восточной Европой. И о том, как американские президенты и английские лорды пили с этими скифами за разрядку в Хельсинки из диссидентских черепов и закусывали невмешательством во внутренние дела империи зла, разминаясь время от времени на совместных Олимпиадах, от коричневой стартовой отметки 1936 года до красной финишной прямой в Москве 80-го.
Так что Запад управляет миром на столько же, на сколько г-н Хлестаков управлял канцелярией. А жаль! В отличие от Хлестакова Запад обязан править миром. Иначе мир в очередной раз пойдет ко всем чертям и, к сожалению, вместе с Западом. Как мы ждали Билла Клинтона! Думали, вот приедет Клинтон, Клинтон нас рассудит. Объяснит нашему Борису Николаевичу, как надо капитализм строить. Поможет составить Указ о запрете коммунистической и фашистской деятельности. Оставит пятилетний план ликвидации колхозов, совхозов, совков, военщины и родимых пятен социализма. Прикажет войска вывести из Грузии, Приднестровья, Балтии и Таджикистана. А Клинтон вместо всего этого сел в свой самолет и улетел обратно в Штаты, выступив с эстрады и одарив нас улыбкой и общими фразами. Чем же все это отличается от гастролей Лайзы Миннелли?
Бывает и хуже. Некоторые бывшие американские президенты прямо из аэропорта, не заезжая в отель, бросаются на шею нашим коммунистам, незадачливым путчистам вроде Руцкого и твердым ленинцам вроде Зюганова и не могут от них оторваться весь свой визит. Неудивительно, что при таких пристрастиях Ричард Никсон и Джералд Форд составляли одну исполнительную пару в Белом доме. Однако здесь американцам помог Уотергейт, а отнюдь не общественное негодование по поводу шашней с коммунистами.
Где мировой жандарм, рейнджер под звездным флагом, с американской конституцией в башке и с кольтом в руке? На эту роль может претендовать разве что Збигнев Бжезинский, в котором, к счастью, больше от польского шляхтича, чем от высокопоставленного лицемера.
Давайте посмотрим с птичьего полета на так называемый «мировой порядок». Саддам Хусейн жив-здоров и замышляет новые пакости. Фидель Кастро делает что хочет, сажает диссидентов пачками, и никакого Седьмого американского флота на горизонте не видно. Дай Бог США справиться хотя бы с Гаити, хотя на папу Дока силенок когда-то не хватило, как и на Брежнева с Андроповым. А вдруг из Гаити выгонят, как из Сомали? Не надо уходить. Надо драться. Но на Западе всегда наготове интеллигенты, которые начнут хором исполнять «левый марш», как в 20-е годы («Руки прочь от Советской России!»), так и в 30-е, и в 40-е (как липовый антифашист Лион Фейхтвангер), как в 60-е, когда юный Билл Клинтон, доктор Спок и их левые коллеги протестовали против жизненно необходимого вмешательства во Вьетнаме.
Так что, взлетая выше солнца и оглядывая с высот степи, наши семеро орлят могут обнаружить довольно безотрадную картину: красные кхмеры после камбоджийского тура подписания соглашения о гражданском мире и единстве выращивают новое поголовье крокодилов для тамошних миротворцев; при немалом давлении со стороны Запада Нельсон Мандела в ЮАР построит южноафриканскую модель социализма (каких-то пресыщенных эстетов не устраивал правый апартеид). Опять-таки западными молитвами Израиль отдает палестинским фундаменталистам, ветеранам интифады и террора, свою территорию, что вскоре приведет к тому, что у Запада не будет этой маленькой израильской фактории на Ближнем Востоке.
Блаженны миротворцы, ибо они не ведают, что творят. В Иране правят мусульманские фанатики, готовящие джихад. В Северной Корее дошли до публичного сожжения инакомыслящих (в сторону Запада) заживо. В Китае продолжают добивать посаженных в 1989 году сторонников американской демократии, а американская демократия торгует с Китаем при режиме наибольшего благоприятствования, торгует своим будущим, безопасностью и самим выживанием Запада в XXI веке, вскармливая собственным молоком китайскую угрозу, как некогда вскормили немецкую и советскую.
Россия до последнего времени торчала в Эстонии, как гвоздь в стуле. Единственное достижение «мирового правительства» – решение американского сената о приостановлении помощи России до вывода войск из Эстонии и героический отказ пригласить Ельцина в Нормандию на пикник. Где были американские демократы до сей поры со своими санкциями, ведь оккупация Балтия началась в 1940 году? И почему нашего представители позвали в ту же Нормандию десять лет назад? Потому что СССР – это был бука, коза-дереза, а Россия пока, слава богу, – серенький козлик?
Я желаю России ослабеть настолько, чтобы у Запада возникло, наконец, желание преподать нам полный курс демократии. Но для этого России, похоже, надо стать слабее Кубы (ведь к Фиделю с обучением демократии не смеют сунуться), а это сложно. Куда ракеты девать? А армию? Хоть бы моль съела…
Так что же делает семерка на своих саммитах? Играет в теннис, жарит стейки? По-моему, эти саммиты – что-то вроде собрания пикейных жилетов из незабвенных Ильфа и Петрова. Так и слышу обрывок беседы: «Ли Пэн – голова», «Ельцин – тоже голова», «Жириновскому я палец в рот не положил бы». И не кладут. Так что не надо быть Воландом и не надо знать бином Ньютона, чтобы предсказать, что Запад рано или поздно попадет под красный, коричневый или зеленый трамвай. И никакое заседание Массолита или семерки и платоническое там чириканье не помогут, потому что Аннушка подсолнечное масло уже купила, и не только купила, но и разлила.
Если хочешь править миром, держи мир в кармане. Но для этого надо и порох держать сухим. На что же Запад рассчитывает? А он как Робертино Лоретти. «Ах, может случиться, все может случиться…». Может случиться, что и пронесет. А пока продадим коммунистам ту веревку, на которой они нас повесят, а еще лучше – дадим им ее в кредит.
Но самые счастливые здесь, конечно, мы, россияне. Нас посадили за стол, позвали на именины, испекли нам каравай. Правда, я сильно подозреваю, что посадили бы и Ли Пэна, если бы он сел. Брежнев, Хрущев и Горбачев ведь сиживали за столами, сиживали, и по усам текло, и в рот попадало. Конечно, расширение семерки до восьмерки в экономическом смысле – это союз капусты с козой.
Впрочем, чего же ждать от посткоммунистических визитеров: если не уничтожат, то объедят. Хотя по сравнению с буревестниками 20-х, 30-х и 40-х нас сегодня можно квалифицировать как мирную саранчу. Для россиян подобная трансформация – просто прогресс. В политическом же плане после хрущевских башмаков и сталинского френча ельцинский смокинг – просто подарок судьбы. Это надо поощрить. Ну подумаешь, Россия не выводит войска из Эстонии! Зато не вводит их в Чехию! Разрядка-с! А несчастным эстонцам не все ли равно? Выведут от них 2400 полуголодных, замордованных «дедами» солдатиков, так ведь 11 тысяч моложавых, от 36 лет, ветеранов КГБ и СА все равно останутся. Эти самые военные пенсионеры, унеси их нелегкая. А 475 тысяч (то есть треть населения) колонистов, вернее, колонизаторов, что с этой пятой колонной делать?
Куда ни кинь, всюду клин. Ельцин явно забыл, что властью обязан чаяниям этих самых эстонцев, латышей, украинцев, врагов СССР и коммунизма в пятом колене. Но это мелочи. Россия все еще вытирает руки о скатерть, сморкается в рукав соседа, режет рыбу ножом. Но это она так дома привыкла. Зато ноги на стол уже не кладет и тарелку насильно не отбирает. А выгнать из-за стола и лишить десерта – на это семерки не хватит. Она, как хорошая хозяйка,. лучше сделает вид, что не замечает, как гость берет кушанье перстами. А у нас, россиян, есть все основания для ликования. Нам бассейн устроили, и мы целый день с вышки прыгаем. А если мы себя совсем хорошо вести будем, то нам туда даже воды нальют.
Санта Лючия! Санта Лючия!