Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.
Жестокость
Жестокость // "Свободное слово" №2 (111), 1993 г.
Классовая теориябыла нехороша даже не своей топорностью и избыточной социологичностью, а железным догматизмом. Догма всегда жестока, потому что жестка и режет, как нож гильотины (иногда в прямом смысле). Запад хорош еще и тем, что его бесхарактерный, хулимый революционерами плюрализм отрицает догматический подход и мягко обволакивает, как морская волна. Се ля ви. (C'est la vie). Она вообще-то бесхарактерна и беспринципна. Каково же было мое изумление, когда я обнаружила следы догматической жестокости в ДС, который и был создан, чтобы уйти от бетонной пристани догматизма в открытый и безбрежный плюрализм! И, может быть, самый показательный случай — это случай со Звиадом Гамсахурдиа. Согласно нашим принципам, которые так быстро и незаметно сделались догмами, участие в выборах, то есть системность — грехопадение, и дальше все разговоры кончены. На костер! Мы с трудом простили Вите Кузину его «отступничество» в Моссовете, хотя по большому счету от него там для дела больше пользы, чем от иных внесистемных дээсовцев, которые умыли руки и ни черта не делают, кроме того, что пребывают вне системы, на что системе глубоко наплевать. Но несчастный Звиад Гамсахурдиа не только впал в системную ересь, но еще и стал президентом. А это уже преступление против человечности. Мы с президентами не водимся, мы из них делаем лангет. Дальше — больше.
В Грузии кого-то сажают. Мхедрионовцев, к примеру. Но они внесистемные, «наши»! Значит, они правы, и надо их защищать. Интеллигенция громко ссорится со Звиадом Гамсахурдиа. «Если мой народ изберет Звиада Гамсахурдиа, я буду против моего народа». Ура! Народ за Звиада, мы не народники, глас народа — глас Сатаны, значит, мы против. А тут еще эта мощная империя зла — крошечная аграрная Грузия — не пускает в Союз Осетию. Какой кошмар! Звиад еще и империалист! Сашу Подрабинека объявляют врагом Грузии (а мы думаем, что здесь до расстрела уже рукой подать). А Саша Подрабинек без проверки и колебаний гонит информацию из одного источника, от Ирины Саришвили. Арест Чантурия довершил начатое: Звиад стал в наших глазах чем-то вроде Ельцина, Горбачева и Малюты Скуратова вместе взятых. Ведь Чантурия был «наш», родной, внесистемный! И вот, наконец, наши чаяния увенчались «демократической революцией»: Звиад Гамсахурдиа и многопартийный «системный» парламент были свергнуты нашими любимыми радикалами типа «Мхедриони». И возник шедевр в виде лозунга, детища петербургского ДС, к моему стыду, поднятого в Москве мной: «Выгнали Звиада из Тбилиси, выгоним Бориса из Кремля».
Но после победы наших принципов, которыми мы не можем поступиться, пошли какие-то странные дела. Наши революционеры сначала пустились расстреливать митинги, а потом и вовсе началась научная фантастика: наши внесистемники, Чантурия и Ко + прогрессивная интеллигенция призвали в качестве варяга «коммуняку» Шеварднадзе и забылись на его теплой груди. Здесь я и задумалась. Выяснилось, что мы что-то напутали в расчетах: звиадисты стали героически умирать на площадях и в застенках, «тиран и палач» Звиад Гамсахурдиа принялся защищать от «своих» сепаратистов Абхазии, а принципиальная «Экспресс-хроника» и не менее принципиальное «Свободное слово» продолжали ту же старую песню про Звиада, пролившего реки крови. Мы сделали крупный ляп: помогли свалить новым большевикам правительство, гораздо более приятное, умное и беззащитное, чем временное, и санкционировали штурм Зимнего и залп «Авроры». Было ли внесистемным Временное правительство? Скорее, внесистемниками были большевики. Внесистемные, но саблезубые — такое бывает и в наши дни. Вон «сендеро люминозо» тоже внесистемный, а какой от него прок? Да и поддержка «красных бригад» не входит в наши дээсовские обязанности. Я себе этого лозунга насчет Звиада до смертного часа не прощу. Когда я этого «тирана и палача» увидела, я чуть не повесилась. Мы убили пересмешника, присоединившись к его гонителям. Мы такое счастье обеспечили Грузии с нашими идеями вооруженного восстания и внепарламентской оппозиции, что там еще 3 поколения кровавыми слезами будут умываться. Несчастные гонимые интеллигенты боялись к нам обратиться за помощью до появления в Грузии Шеварднадзе! Они знали, что мы, как Фома неверующий, должны вложить в раны Грузии персты. Нам нужны были доказательства в виде казней и пыток звиадистов. Мы их получили. Теперь всем хорошо. Своими принципами мы обрекли 5,5 миллионов. Пропади наши принципы пропадом! Сначала мы, проклятые империалисты, Грузию оккупировали. А когда она попыталась уйти с развернутыми знаменами, наши войска помогли реальным предателям грузинского народа свергнуть национально-освободительное правительство, а мы в своей имперской надменности стали учить грузинских правозащитников, как освобождаться, и скрепили своей подписью их смертный приговор. Дайте ДС мешок, чтобы спрятать туда голову. Нас, кстати, простили. Взрослые люди, мудрые, человечные и усталые (грузинский парламент и грузинский президент) простили нас, неразумных и самонадеянных детей. Но надо сделать вывод: не учить жить национально-освободительные движения со своей колонизаторской колокольни. Нет у нас этого права: критиковать наши жертвы. Давайте насчет критики заткнемся и будем просто помогать. А то начальник УГРО из «Жестокости» Павла Нилина судил так же, как и мы. С его точки зрения, Лазарь Баукин был кулак и не имел права на место под солнцем. С нашей точки зрения, Звиад Гамсахурдиа — представитель чуждого президентского сословия. Значит, туда ему и дорога? Креста на нас нет... Человек боролся с нами с 1956 года, а мы его стали учить. Довольны результатами? А насчет отречения представителям народа-палача тоже бы помолчать... Давайте не прощать Жанну д'Арк. Она тоже вначале крест под отречением поставила. А назавтра передумала и на костер пошла. Только телевизоров тогда не было. А то показали бы ее тогда по телевидению, зачитали бы отречение — и что бы было с французской историей? Что бы англичане сказали насчет морального облика своей жертвы? Хоть бы обратили внимание на то, что после 1978 года Звиад продолжал бороться и нарываться, и снова сидел. Сколько ему еще перед ДС искупать свою вину? И отрекался он не под страхом смерти или тюрьмы, а под страхом высылки из страны. Это совсем другое дело. Не уподобиться бы нам С. Кургиняну и его эмиссарам, которые ездят по латышским и украинским лимитрофам* и обвиняют искалеченные нами народы в том, что они боятся своим колонизаторам дать гражданские права. Мы Ландсбергиса считали недостаточно «крутым». А сейчас он в оппозиции, коммунисты победили на выборах. Значит, Ландсбергис был честен до конца, если его выкинули колонизаторы, стоящие за итогами выборов в Литве? И перед ним извиняться придется...
Наши принципы, конечно, хороши. Они нам дороже нашей жизни. Но они гораздо дешевле чужой.
* Лимитрофы — сопредельные государства