Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.
"Свободное слово" № 1 (110), 1993 г.
Выступление Валерии Новодворской в передаче московского телеканала «Партийная трибуна» 4 ноября 1992 г.
Трибуна для вопиющего в пустыне. Трибуна предполагает обращение к народу. А народа у нас нет. Вместо народа – удавы и кролики. Удавы, как водится, у власти. Кролики – это то, что могло быть народом. Естественно, каждый кролик до смерти хочет стать удавом. Ну, а удава иногда могут разжаловать в кролики. Как это произошло с бедными гэкачепистами из «Матросской тишины». Поэтому, я думаю, совершенно бессмысленно говорить при данной аудитории о программе Демократического Союза. О вопросах свержения власти во имя изменения строя, о демократической революции, о гражданском обществе, о прочих высоких материях. Где это видано, чтобы кролики устраивали демократическую революцию? Ну, а удавы прекрасно знают, что им ничего не угрожает, и не боятся. Поэтому давайте-ка говорить о других вещах. Скажем, о том, чего у нас нет. А у нас нет многого. Совести у нас нет, чести у нас нет, стыда у нас нет, нет у нас достоинства, никакого, ни гражданского, ни национального и ни личного. Правозащитного движения у нас, например, нет. Потому, что коммунисты защищают гэкачепистов, демократы защищают Виля Мирзаянова. А демократическое правозащитное движение возникает тогда, когда осуществляется принцип Вольтера: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей собственной жизнью».
Легче, конечно, говорить о том, что у нас есть. А есть у нас единое карательное пространство – СССР. Вот единого экономического пространства нет, а единое карательное пространство СССР есть. И политзаключенные единого карательного пространства в День политзаключенного СССР 30 октября и в Грузии, и в Казахстане, и в Узбекистане, и в России, и в Латвии, Эстонии, Литве имели что отмечать. Поэтому, если вы думаете, что со всеми этими проблемами могут справиться наши наличные демократические силы в виде Демократического Союза, фонда «Демократия и гуманизм» и комиссии Моссовета по правам граждан и что они сделают эти работы за вас – вы глубоко заблуждаетесь. А хотите знать, чем это кончится? Кончится это откровенным фашизмом. Финиш можно пронаблюдать и в Грузии. Великий демократ Шеварднадзе уже организовал там на редкость удачную смесь оголтелого сталинизма и гитлеровского фашизма. Борис Николаевич Ельцин не такой великий демократ, поэтому он еще на подходе. Вот введут сейчас чрезвычайное положение – и приблизимся. Собственно, это все. Обо всем остальном вы можете прочитать в народнической газете «Хозяин», политическим обозревателем которой я являюсь. Жду ваших вопросов.
Ведущая. Еще две минуты.
Ну, в подаренные две минуты я могу посоветовать... Несколько таких домашних рецептов о выходе из кроличьего состояния. Человек отличается от кролика стимулами к существованию. Кролик бастует и демонстрирует только, когда ему уменьшают рацион. Человек возмущается, когда ущемляют его совесть и честь. Человек живет во имя достоинства, во имя высокой цели. Во имя того, чтобы осуществить какой-то идеал, причем гуманистическими методами. Этим человек отличается от кролика. Когда на наших площадях будут демонстрации в знак протеста против того, что мы сделали с Грузией, потому что, поддержав Шеварднадзе, мы совершили очередное преступление против человечности, равносильное 68-му году – вторжение в Чехословакию, равносильное подавлению венгерской весны в 56-м году, вот тогда приходите, поговорим о программе Демократического Союза. Гражданское общество не во имя желудков ходит на улицу. А что касается оппозиции – ее тоже нет. Не хотите же вы, чтобы я считала Грачева оппозицией Макашову, а Проханова оппозицией Борису Николаевичу Ельцину.
В общем, к сожалению, я вынуждена выразить полнейшее неуважение власти, народу и так называемой оппозиции. И дать торжественное обещание, что Демократический Союз будет бороться за свободу даже в полном одиночестве, потому что народу свобода не нужна.
Ответы на вопросы телезрителей
Вопрос. Кто по специальности Новодворская? Работала ли она когда-нибудь и где-нибудь?
Ответ. Надо читать иногда советские газеты. Я переводчик, педагог, профессиональный журналист, кто читает газету «Хозяин», тот знает, где в данный момент работаю. Плюс к этому – еще профессиональный революционер. Весьма трудоемкая работа, хотя за нее и не платят.
Вопрос. Ваше отношение и позиция к конфликту в Северной Осетии?
Ответ. Конфликт в Северной Осетии очень удачно был создан Россией. Потому, что несчастные ингуши год умоляли решить их вопрос. Но мы же как решаем вопросы? Когда проливается кровь нашими усилиями, мы посылаем туда танки. Потому что ничего другого мы делать не умеем. Я полагаю, что это будет весьма удачный предлог для нынешней власти для того, чтобы установить чрезвычайное положение по всей России.
Вопрос. Вот сейчас проводится расследование по уголовному делу в отношении Валерии Ильиничны, и там у нее основным обвинением является оскорбление в адрес президента СССР, в том числе с использованием средств массовой информации. Как думает Валерия Ильинична, не будет ли подобных действий в отношении ее со стороны правоохранительных органов, если ее действия будут расценены по отношению к другим представителям власти уже в нынешнее время?
Ответ. Ну, вопрос несколько античный. Сейчас у нас более актуальны другие особы из стана удавов, другие стервятники. Михаил Сергеевич уже, кажется, получил свое. А вот что касается Бориса Николаевича, то я не советую ему принимать закон о защите своей чести и достоинства. Пока есть ДС, любому президенту, который примет такой закон, не поздоровится.
Вопрос. Что Валерия Новодворская может в Москве и вообще для народа сделать хорошего? Все у нее такие плохие...
Ответ. Я могу сказать народу правду. В том числе и о нем самом. Где вы найдете еще желающих говорить вам правду?