Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.

Валерия Новодворская

НАТЕ!

Валерии Новодворской стыдно за народ

Нате! Валерии Новодворской стыдно за народ // Газета "Невское время", февраль 1992


И в наши дни у лидера «Демократического союза» Валерии Новодворской возникают, по всей вероятности, сложности с цензурой: на митингах она выступает довольно часто, в печати – чрезвычайно редко. Но в большинстве случаев, как вы догадываетесь, это цензура не политическая. Трудно поддаются публикации «крепкие» выражения и безапелляционные выводы этой дамы-карбонария. Поэтому, несколько сократив в «непечатной» части ответы Новодворской на вопросы наших корреспондентов, мы предлагаем судить читателям самим, сколь заразителен ее революционный романтизм.
На вопрос, как отразилась на ее судьбе эпоха перестройки и гласности, лидер ДС Валерия Новодворская неизменно отвечает: «Сажать стали чаще, но на меньшие сроки». Действительно, арестованная за свои убеждения впервые в 1969-м еще студенткой, Новодворская за годы перестройки сидела более 15 раз. Горбачев ее уже не интересует, а Ельцин – даже очень. Правда, закона о защите чести и достоинства Президента России пока нет.

– Валерия Ильинична, в России всегда было плохо с правами человека. Что изменилось, на ваш взгляд, после августа 91-го?

– Если вы считаете, что сейчас у власти демократы, то вы глубоко заблуждаетесь. Мы уже слышали заявление подобного рода в связи с восшествием на престол Михаила Сергеевича. В 1987-1988 годах нам тоже говорили, что теперь правление демократическое. Андропова сменил Горбачев, а Горбачева – Ельцин. Следом за Ельциным придут следующие, они уже в очереди стоят: Руцкой, Хасбулатов и пр. Суть в том, что основы режима неизменны и правители поступают все из того же красного резервуара, из житницы Великого Октября. С моей точки зрения, это не просто власть, которая не знает, как ей проводить демократические реформы, это люди, которые сознательно продолжают пытать и истреблять политзаключенных и ни в чем не повинных людей в концлагерях. Сознательно оставляют войска там, где их видеть не желают, в частности, в странах Балтии сознательно оставляют имперскую колоссальную армию, продолжают производить оружие. Егор Гайдар, к примеру, может возразить, что он – простой экономист-рыночник. И вообще – не хочет заниматься политикой. Но он как честный человек обязан был спросить, перед тем как начинать свои так называемые реформы: почему вы политзаключенных не выпускаете? Почему войска из стран Балтии не выводите?

– Сейчас прошел 6-й съезд «Демократического союза», и на его рассмотрение предложен ряд программ. Не могли бы вы рассказать о них?

– Сама ситуация с 6-м съездом ДС уже достаточно свидетельствует о том, что происходит. Если бы у нас уже было установлено демократическое правление; то ДС был бы обязан исполнить свое обещание и самораспуститься, поскольку мы – партия сопротивления, партизанская партия. Съезд ДС как раз и призван был подытожить наше неверие, наше презрение, наше негодование по отношению к текущему моменту. Я должна уточнить. Вы спрашивали о программах, но ДС как демократическая организация не имеет и не может иметь общепартийной программы. Речь идет о платформах партии. Три из них –  революционные – выдвигают задачи свержения существующей власти во имя демократических преобразований общества, а 4-й вариант – анархо-революционный – тоже предполагает свержение власти, но не силами какой-то революционной организации, а руками народа. Гражданское общество просто-напросто обойдет эту власть, не считаясь с ее существованием, явочным порядком развалит это государство и начнет жить заново, перераспределив собственность и ликвидировав армию. Я бы назвала это анархо-синдикалистским вариантом революционного действия, революционного самоуправления. Сейчас любая честная партия не может не декларировать революционные цели. Если какая-либо партия проявит лояльность по отношению к существующей власти, она будет нести ответственность за все злодеяния.

– Не получилось ли все по Ленину: декабристы разбудили Герцена, Герцен ударил в «Колокол» и разбудил разночинцев с народовольцами, «шире стал круг борцов, ближе их связь с народом», тут и большевики подоспели, они в свою очередь разбудили НТС, а НТС вызвал к жизни ДС. Вопрос: не разбудит ли ДС новых большевиков?

– От доброго дерева никогда нельзя ожидать злых плодов – это евангельская истина. Если декабристы и народовольцы имели своими наследниками большевиков, то это означает, что они в свое время посеяли зубы дракона. Если бы среди декабристов не было Пестеля, который предлагал вполне большевистскую программу еще в 1825 году, если бы народовольцы не взрывали царский поезд вместе со всем обслуживающим персоналом и царский дворец вместе с ни в чем не повинными солдатами Финляндского полка, то я думаю, что большевики не могли бы назвать себя их наследниками. Я полагаю, что ДС, который до сих пор был бескомпромиссен не только в непримиримости, но и в гуманизме, не будет иметь наследником разъяренную толпу. Мы остаемся верны своим намерениям совершить революцию не во имя славы, а ради жизни на земле, не взяв себе ничего и не пролив чужой крови.

– Не кажется ли вам, что в результате революции, пусть даже под самыми демократическими лозунгами, к власти могут прийти все те же большевики?

– Это зависит только от нас самих. Если к власти придут большевики, это будет означать, что народ такое положение устраивает, что у него нет мужества предложить альтернативу или противостоять. ДС делает все от него зависящее, чтобы этого не произошло. Историческое место большевиков занято нами, но занято с другим знаком, и я не думаю, что партию, которая возглавит любое честное революционное движение, можно будет отстранить другим способом, кроме ее физического истребления.

– Если представить себе следующий сюжет: во время революции взят штурмом Кремль, и в Грановитой палате встречаются дээсовцы и национал-патриоты. По какому принципу в таком случае будет создаваться коалиционное правительство?

– Если национал-патриоты примажутся к революционным действиям народа и попытаются войти во временное революционное правительство, желая истребления несогласных и насильственного насаждения своей концепции, они туда не попадут. Но если они скажут: мы никому свою концепцию не навязываем, не требуем никакого суда над жидомасонами, мы против насилия по отношению к тем, кого победили, мы просто хотим отстаивать какую-то русскую идею, то тогда – почему бы и нет.

– Валерия Ильинична, как вы относитесь к политикам «новой волны», таким, как Собчак и Попов?

– К вашему Анатолию Александровичу я отношусь юмористически, потому что он, с моей точки зрения, прежде всего законченный лицемер и даже скрыть это не умеет. Более того, мне кажется, что Анатолий Александрович сравнительно безобиден. И Ельцин может быть абсолютно спокоен: этот его не подсидит. Он – человек на своем месте. Что же касается Гавриила Харитоновича, то это тоже совершенно анекдотический тип. Только он персонаж не из Салтыкова-Щедрина, как Собчак, а из рассказов Чехова.

– Валерия Ильинична, простите за прямой вопрос: на какие средства вы существуете?

– Я живу по принципу, записанному в нашем анархо-синдикалистском варианте: каждый должен позаботиться о собственном выживании самостоятельно и проявить некоторую смекалку. Я, например, работаю политическим обозревателем очень смелой газеты «Хозяин». Кстати, эта газета нового бюргерского сословия и будет печатать всех радикалов, заинтересованных в спасении России, независимо от их политической ориентации. Кроме того, я пишу во все издания, чья позиция кажется мне честной и гуманистической, где человек без ущерба для чести может публиковаться. И за это тоже платят. Сейчас это самая перспективная точка приложения сил для интеллигенции. Для ДС главное – это просветительская деятельность. Из нашей партии вышло немало толковых журналистов и преподавателей. И я по вечерам преподаю в лицее, который закладывает основы новой философской школы, воспитывает новых людей. Все преподаватели этого лицея или сейчас состоят в ДС, или когда-то в нем состояли. Так что я в этом плане советы Егора Гайдара выполняю: зарабатываю себе на пропитание. И потом – сейчас много книг в продаже, гораздо больше, чем еды.


 


 

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова