Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.

Валерия Новодворская

КОМЕДИАНТЫ

Комедианты // Гласность. - Август 1992


В отличие от Афродиты, родившейся из пены морской, и от Афины, вышедшей из головы Зевса, лидеры Демроссии имели гораздо более тривиальное происхождение: из недр советского истеблишмента, ручного, домашнего, болонкой сидевшего под креслами генсеков и президентов как советского, так и российского, очень неплохо вписавшихся в аппаратную орбиту с госдачами, резиденциями, зарубежными визитами и редкими явлениями своей драгоценной персоны народу.

А из такой Галилеи разве может быть что доброе? Тошнотворный Съезд сервильных народных депутатов СССР, тошнотворная межрегиональная группа, изрекавшая с пророческим видом жалкие демократические азы в обработке для умственно отсталых школьников первой ступени, в 1989 году впервые осмелившаяся процитировать не самые острые места из Солженицына, Орвела и Зиновьева. Мне странно было видеть тех диссидентов, которые не погнушались компанией этих двоечников. Не было ни одного случая, когда бы Демроссия или ее прародительница межрегиональная группа пошли бы против властей предержащих. Неужели они забыли, как мыли ноги Горбачеву и пили эту воду? Сейчас они те же лакейские услуги оказывают Ельцину.

Анализируя путь Демроссии, я ничего более существенного, чем патологическая трусость, холопская лояльность и жажда власти и чинов, в их программе не нахожу. По совести, если бы они хоть сколько-нибудь ценили те идеи, которые так бездарно растоптали, они должны были бы Горбачеву памятник поставить: если бы не он, они бы до сих пор цитировали Маркса, Энгельса и Ленина.

Движение, лояльное по отношению к такой подлой власти, как наша, – мертвое движение, могильный прах с того кладбища, которым мне представляется Россия. Объективно среди рядовых членов ДР немало чистых и порядочных людей, но почему они позволили собой распоряжаться прохвостам, почему не создали сами что-нибудь смелое и вольное? Данте помещает ничтожных между Раем и Адом. «Небесная отвергла вышина, и пропасть Ада их не принимает, иначе возгордилась бы вина». Боюсь, что там же будет историческое место Демроссии.

Недаром единственная крупная и честная личность среди ее лидеров, Юрий Афанасьев, искренне выносивший в себе демократический идеал, разочаровавшийся столь же искренне в социализме и коммунизме, державший себя благородно и честно с 1988 по 1992 годы, отчаявшийся сделать из ДР что-нибудь порядочное и полезное для России, с презрением отошел в сторону и ни в каких жалких расколах уже не участвует и не пытается из демроссовского Тришкина кафтана что-то выкроить. Он честно и публично осудил преступную власть и не примкнул к тем, кто требовал гонений против побежденных.

И что осталось в ДР после его ухода? Какие личности подарила России ДР? Палача Мурашова, вора Попова, кадры для московской охранки? В ДР диссидент Глеб Якунин загубил свое доброе имя, кадеты потеряли всякий вкус к свободе, Александр Иванов из сатирика сделался каким-то Вышинским.

К чему ни прикоснется Демроссия, все она обращает в грязь. Весь шум вокруг ее раскола и сам этот раскол напоминают мне тараканьи бега – и составом участников, и призом на финише. Одни помогают Ельцину в партере, другие – в бельэтаже...

Неужели не ясно, что сейчас Учредительное собрание нужно только для того, чтобы разогнать все, кроме Совета Безопасности, и узаконить ельцинскую диктатуру, хотя Ельцин не Наполеон, даже не Луи-Бонапарт, и властвовать он может только над таким жалким народом, как наш? Кто еще бы это позволил? Кто проголосовал бы за Ельцина, Кравчука и Назарбаева, кроме забубенного советского люда?

И пусть не обижаются на меня такие пристойные интеллигенты из ДР. Они-то хорошие, да толку! Раньше тоже все были замечательные, и Родину любили, и мясо было по 2 рубля килограмм, но был почему-то кошмарный тоталитаризм, и все порядочные люди в лагерях сидели. Демроссия не сейчас умерла, она с самого первого дня была трупом. Да и где у нас живые, кроме несчастных идеалистов типа дээсовцев и анархистов, которые ходят между склепами, тщетно пытаются воскресить и молят Бога, чтобы он их поскорее прибрал? Кому охота жить на погосте... Альтернативы нет, и я не верю ни одному слову никаких движений, коммунистических ли, патриотических ли, хотя их сегодняшний протест справедлив.

Да, Россия гибнет, да, власть ведет нас в загробный мир, но ведь и Брежнев туда же вел, и раньше был кошмар, и где же была их оппозиция, почему они не шли с диссидентами на плаху? Демроссия покрыла себя позором, санкционировав репрессии против инакомыслящих, но ведь и коммунисты не очень-то чужих защищают. Каждый стоит за своих, а полстраны – чужие. Спасение в том, чтобы не было чужих, чтобы демократы спасали гэкачепистов, а коммунисты защищали своих врагов, если им придется туго. Но это не наша реальность. Нет лучей света в темном царстве. «Нет в мире вещи, стоящей пощады – творенье не годится никуда» (Гете. «Фауст»).


 


 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова