Оп.: Известия. - 2 окт. 2005 г.
Миф - не просто сказка. Это способ миропонимания, основанный на инфантильности сознания и неспособности выделить
себя из окружающего. Главные мифы - мифы происхождения. Культурный герой превращает хаос в космос в борьбе с
демоническими силами. Миф остается мифом, пусть и политическим, даже если в роли этих сил выступает "мировая
закулиса", а создание космоса заключается в построении "вертикали власти".
Но существуют и культурно-исторические мифы. Мифы о благодатном огне, о мощах преподобного Александра Свирского,
о Куликовской битве, о Казанской иконе становятся частью "национальной идеи". Последние два особенно
показательны. Ранние летописи, как и первоначальное житие преподобного Сергия, ничего не знают о встрече святого
и князя накануне этой битвы. Такая тема появляется в околокняжеской публицистике конца XV в., прикрывая авторитетом
игумена Радонежского авторитаризм тогдашней власти. То же и в XVII в. Продолжающаяся после 1612 г. гражданская
война, в ходе которой поляки и шведы из союзников были назначены международными террористами, выступление Новгорода
против Романовых и исторические альтернативы эпохи, выбиравшей между Михаилом Федоровичем, Владиславом и Густавом-Адольфом,
не укладываются в рамки "народного единства". Даже в XIX в. историограф Н.М. Карамзин открыто сожалел,
что "венец Мономахов" не возвратился к "варяжской династии", которая включила бы Россию
в систему держав, основавших "равновесие в Европе до времен новейших".
Сегодня кремлевские чиновники охотно используют наработки своих средневековых коллег. Не без помощи научного
сообщества. Возрождается миф о варягах как западных славянах, проводятся конкурсы молодых исследователей, посвященные
новому выходному дню и прививающие молодому поколению опыт сервилизма. Историки, впервые указавшие на недостоверность
известий о кануне Куликовской битве, предпочитают не возвращаться к этой теме.
Складывается "новая мифология", сопровождающаяся "медиевизацией" социально-политических
отношений в России. Из средневековой культуры берется худшее, нивелирующее начало. Кормление как способ назначения
чиновников, обязанных центру налогами и преданностью в обмен на вседозволенность. Откуп как приобретение государственных
функций контроля и управления путем договора. Свобода и право, превращающиеся в волю, когда волен царь казнить
холопа, волен холоп пойти против царя. И опять же миф, насаждаемый сверху официальными книжниками.
История - всегда проблема. Миф - прост и правдоподобен. Тем и привлекателен для народа и власти. Но всеобщая
усредненность и ожидаемая "легкость бытия" могут стать невыносимыми для России".
|