Публикации: Свет во тьме, 202-204, год не установлен.
В публикации на с. 203 ошибочно Герм /Ерм/ назван Германом.
Послание к Ефесянам 2. 19-22
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
По всей земле рассеяны прекрасные храмы в честь Господа нашего Иисуса Христа.
Кому бы они ни были посвящены — Покрову или Пресвятой Богородице, святителю Николаю,
какому-нибудь святому или празднику — любой Храм на самом деле — это, в первую
очередь, храм Божий, храм Христов. Это дом Церкви, куда собираются люди, чтобы
вместе приветствовать, славить, любить Господа Иисуса, потому что Он один есть
наш Спаситель. Он спасал всех: и тех святых, к которым мы обращаемся, и Его собственная
Мать обрела спасение через Него, потому что спасение только в Нем одном. И, пожалуй,
нет страны, нет таких мест, где бы ни поднимался Храм, огромный и величественный,
или скромный и маленький, как наш, или еще того меньше. А есть места, где нет
Храмов, но все равно имя Христово возносится и прославляется.
Большинство Храмов — это произведения искусства. Их строили знаменитые зодчие,
расписывали великие мастера, для чего это, почему, и нужно ли это? Тем самым мы
хотим показать, что Дом Божий — святое место, в которое мы вложили все свое сердце,
умение, таланты и старания.
Но есть один единственный Храм, который строит Сам Господь Бог. Храм этот невидимый,
и все наши храмы на земле — только тень и прообраз единого невидимого храма Христова,
всемирного храма Христова. Сегодня как раз о нем и шла речь в Новом Завете во
время апостольских чтений, в послании к Ефесянам. Я эти несколько строк вам прочту
по-русски, чтобы было понятно. Вот говорит апостол нам: «Итак, вы уже не чужие
и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Ныне утвержденные на основании
Апостолов и пророков, и самого Иисуса Христа, краеугольного камня, на котором
все здание складывается стройно, и возрастает святой Храм Господень». Все здание.
Смотрите, как апостол Павел изображает Храм: основание здания — это Господь Иисус,
далее его созидают святые и апостолы, а потом, как из камней, из нас всех, из
верующих, строится вечный Храм единой Церкви.
Через сто лет после апостола Павла жил в Риме один христианский провидец по
имени Ерм. И было ему видение: он видел женщину, величественную, седую, которая
брала камни и складывала из них башни, строила какое-то здание. И когда он обратился
к ней и спросил, кто она, она сказала: «Я — Церковь, я созидаю свое здание из
живых камней». Живые камни — это души человеческие, души, спасенные Господом.
Смотрите, как говорит апостол: это души не странники и не пришельцы, а свои Богу,
родственники святым — вот кто мы есть.
Если человек вне этого — конечно, он странник. Коротка наша жизнь, приходим
мы в этот мир, рождаемся с плачем и уходим с плачем, проходим короткий свой век
в печали, скорбях и болезнях. В неведении приходит человек, в неведении он и уходит,
странник и пришелец. Как сон, как след на воде, который исчезает мгновенно — такова
жизнь наша. Действительно, пришельцы, подобно листьям осенью, падающим с деревьев
(кто сочтет нас?), листья падают, их топчут; падает снег, и вскоре ничего, кроме
пыли и праха не остается под ногами, так и наши кости будут лежать, как кости
наших предков, — случайные гости на случайной земле, пришельцы, о которых забудут
через два-три поколения, в лучшем случае, вот кто такие люди.
Но если мы спасены Господом и приняты в Его сердце, если мы омыты Его кровью,
то мы становимся уже не пришельцами и не чужими, а мы в мире этом чада Божий —
у нас совсем другая жизнь. Приходим мы, имея предназначение Божие, проходим под
сенью Его любви (были ли мы в печали или в радости, в болезни или успехе). И уходим
мы тоже не в ничто, не в небытие, а в вечность уходим.
И каждый из нас своей молитвой, любовью, верой вносит свой маленький вклад
в построение единого Храма — Церкви Христовой, храма веры, который нельзя разрушить.
Земной храм может быть уничтожен, может сгореть, развалиться; тысячи храмов упали
и не поднялись вновь, но Храм, который создала не человеческая рука, а сам Господь,
сама Церковь Христова, неразрушима, ибо о ней сказал Спаситель: «Я создам Церковь
Свою на камне, и врата адовы не одолеют ее». Он имел в виду не здания, какие бы
ни были они красивые, не храмы с куполами, какие бы ни были они величественные,
а тот храм, которые непоколебим и неистребим — Церковь незримую, воплощающуюся
здесь на земле.
И вот, дорогие мои, к нам всем это имеет прямое отношение. Мы должны задать
себе вопрос: какой же я камень?, что я внесла или внес в эту Церковь Христову?,
что я могу сделать? Конечно, мы сделать можем мало. Но главный талант у каждого
есть — это талант сердца. И когда мы отдаем сердце другому человеку, другим людям,
мы отдаем его Господу, потому что Он сказал: «То, что вы сделали Моим братьям
меньшим, вы сделали и Мне». Итак, труд, служение, любовь, вера — вот наше основание,
и тогда мы будем действительно входить в эту невидимую Церковь, ей принадлежать.
Будем сограждане святым, как говорит апостол, вместе со святыми, которые телом
умерли, но духом пребывают с нами, будем родственниками, близкими, приникшими
к Господу, своими Богу, через Иисуса Христа, человека, Брата нашего и Бога нашего,
воплотившегося среди нас на земле. Аминь.
|