ПРИМЕЧАНИЯ (Часть 2)
174.PG, t. 44, col. 177 D,
180 A.^
175.PG, t. 34, col. 557-561.^
176.Prosopopeiae: PG, t. 160,
col. 1361 С. Произведение, приписываемое
св. Григорию Паламе.^
177.Там же, col. 1145-1148.^
178.См. прим. 167.^
179.Против ересей, IV, предисл.,
§ 4; PG, t. 7, col. 975 В, § также IV, 20,
1 (1032); V, 1, 3 (1123); V, 5, 1 (1134-1135);
V, 6, 1 (1136-1137); V, 28, 3 (1200).^
180.PG, t. 37, col. 452.^
181.Там же, col. 446-447.^
182.Там же, col. 761-762. [Русск.
пер.: Творения, ч. IV, с. 214-215.]^
183.PG, t 36 col. 364 ВС. [Русск.
пер.: Творения, ч. III, с. 226.) ^
184.PG, t 44, col. 184 AC.^
185.Там же, col. 184 В.^
186.Там же, col. 185-204.^
187.PG, t. 79, col. 1193 С.
[Русск. пер.: Добротолюбие, т. 2, изд. 3,
М., 1913, с. 222.]^
188.PG, t. 86, col. 1277 CD.
Те же идеи развивает св. Максим Исповедник
(PG, t 91, col. 557-560) и св. Иоанн Дамаскин
(Точное изложение православной веры, 1,
IX, 53).^
189.PG, t. 46, col. 244 С.^
190.PG, t. 36, col. 560 A.^
191.Там же, col. 632 С. [Русск.
пер.: Творения, ч. IV, с. 129.]^
192.PG, t. 91, col. 45 D -
48 A.^
193.Там же, col. 48 A - 49
A, 192 ВС. Ср.: св. Иоанн Дамаскин. Точное
изложение православной веры, III, 14. ^
194.PG, t. 94, col. 924 A.
^
195.PG, t. 91, col. 1608 В.^
196.Это выражение принадлежит
Диадоху Фотикийскому (см. Диадох Фотикийский.
Слово подвижническое. Греческий текст с
русским переводом. Киев, 1903, т. 1, с.
363).^
197.Св. Тихон Воронежский,
Творения, т. II, с. 191^
198.Слово подвижническое, т.
I, с. 24-25.^
199.PG, t. 44, col. 197-200,
1161 D-1164 A.^
200.Там же, col. 200 C.^
201.Откровения преп. Серафима
Саровского. Париж, 1932.^
202.Место, в котором говорится
о трех волях, находится в письме XX, опубликованном
у Galland, Vet. Patrum Bibl. Venise, 1788,
IV, с. 696 и сл.^
203.Для детального анализа
этих терминов см. работу С. М. Зарина "Аскетизм
по православпо-христианскому учению", СПб.,
1907, все еще сохраняющую свою ценность.^
204.PG, t. 65, col. 1020 A.^
205.Там же, col. 921-924.^
206.PG, t. 120, col. 499 АВ.^
207.PG, t. 44, col. 164.^
208.О темных силах, охватывающих
человсческий дух, см. Духовные беседы, XXIV,
2; XLIII, 7-9 и-др.: PG, t. 34, coil. 664,
776-777. [Русск. пер.: Творения преп. Макария
Египетского, с. 181-182, 280-281.]^
209.Скончавшийся в России в
начале революции автор «Смысла жизни» (М„
1918) неизвестен на Западе. Он является
единственным «софианцем», богословская мысль
которого осталась вполне православной.^
210.Св. Ириней Лионский. Против
ересей, V, предпел.: PG, t 7, col. 1120:
св. Афанасий Великий. Слово о воплощении
Бога-Слова, 54: PG, t. 25, col. 192В; св.
Григорий Богослов. Роem. dogmatica, X, 5-9:
PG, t. 37, col. 465; св. Григорий Нисский.
Большое огласительпое слово, 25: PG, t.
45, col. 65 D.^
211.PG, t.150.^
212.PG, t. 90, col. 621 AB.
213^
213.PG, t. 91, col. 1308.^
214.Там же col .1309^
215.H. U. von Balthasar. Kosmische
Liturgie, s. 267-268.^
216.PG, t. 90, col. 1108 АВ.^
217.PG, t. 94, col. 1464 A.
^
218.PG, t. 123, col. 1156 С.^
219.PG, t. 3, col. 640 С; 648
D; 1072 В.^
220.Три слова о Премудрости,
к еп. Игнатию (по ркп. 431 Синодальной библиотеки
в Москве), изд. еп. Арсением, греч. текст
и Русск. пер., Новгород, 1898. ^
221.PG, t. 94, col. 1029, 1032.^
222.Творения, т. III, с. 101;
Христианское чтение, 1842, IV, с. 395.^
223.Беседа на Введение во храм
Пресвятой Богородицы. Опубликовано в сборнике
проповедей св. Григория Паламы. Афины, 1861,
с. 216.^
224.М. Jugie. Homelies mariales
bizantmes. Patrologia orientalis, XIX, fasc.
3, Paris, 1925, p. 463. ^
225.PG, t. 94, col. 985 ВС
- 988 A.^
220.PG, t. 90, col. 312-316.^
227.PG, t. 91, col. 604 ВС.^
228.Mansi, coil. consil., VII,
col. 116; Denzinger, Enchiridion, Wurzburg,
1865, n. 134, p. 44-46. [Текст приведен
здесь по «Книге правил» в русско-славянском
переводе.]^
220.Главные «кенотические»
места у св. Кирилла: Quad unus sit Chriatus:
PG, t. 75, col. 1308, 1332; Apologeticus
contra orientales: t. 76, col. 340-341;
Apologeticus contra Theodoretum: col. 417,
440; Adversus Nestorium, III, 4: col. 152;
De recta tide, ad reginas, II, 19; col.
1357-1359; Homil. pasch., XVIII t. 77, col.
773 et passim.^
230.PG, t. 73, col. 361 D.^
231.PG, t. 91, col. 844, 345
D-348 A.^
232.PG, t. 94, col. 1013 В.^
233.Там же, col. 1013 С - 1016
А, 1105 АВ.^
234.PG, t. 91, col. 337 С-340
A, 1060 A.^
235.PG, t. 94, col. 1057 A.^
236.Св. Максим Исповедник,
Opuscula theologica et polemica. Ad Marinum:
PG, t. 91, col. 48 A-49 A.^
237.PG, t. 94, col. 1060 ВC.^
238.Там же, col. 1073 ВС.^
239.PG, t. 91, col. 1044 ВС,
1048 С.^
240.Там же, col. 156-157, 1040,
1049 D-1052, 1317 D-1321.^
241.[Все эти песнопения приведены
здесь по тексту славянской Триоди постной.]^
242.См. выше, прим. 216.^
243.PG, t. 90, col. 408 D,
633 D, 684 A-685 В.^
244.PG, t. 36, col. 653 АВ.^
245.Там же, col. 661 С.^
246.Там же, col. 664 A.^
247.Св. Григорий Богослов.
Песнь Христу после безмолвия, в Пасху: PG,
t. 37, col. 1328.^
248.PG, t. 91, col. 1392.^
249.Cм. выше, прим.
216.^
250.Cм., напр., у св. Григория
Богослова, Письма, 101: PG, t- 37, col.
181.^
251.Св. Григории Богослов.
Слово 41, ва св. Пптидесятиицу, 5: PG, t.
36, col. 436-437.^
252.PG, t. 7, col. 966 С.^
253.PG, t. 32, col. 157 AB.^
254.Слово 62. Мы цитируем данный
тенет по русскому переводу еп. Феофана Затворника,
изд. 2-е Афонского русского Пантелеимонова
монастыря. Творения св. Симеона Нового Когослова
были опубликованы в Смирне в 1886 году.
Это издание не удалось найти, и Крумбахер
признается, что никогда его не встречал
(Geschichte der bizantinisclien Lilteratur.
2. Aufl., Munclien, 1897, s. 194). Минь
опубликовал частично творения св. Симеона
в латинском переводе, сделанном Понтаном
в 1603 г.: PG, t. 120, col. 321-694. Некоторые
гимны св. Симеона были изданы в журнале
Vie spirituelle, XXVII, 2 и 3; XXVIII, 1
(1931, май-июль) в переводе г-жи Лот-Бородиной.^
255.PG, t. 44, col. 1316.^
256.PG, t. 94, col. 856.^
257.PG, t. 120, col. 507-509.^
258.PG, t. 36, col. 161-164.^
259.Антифон 4-го гласа на утрени.^
260.PG, t. 36, col. 159 ВС.^
261.PG, t. 32, col. 133 С.^
262.Литургия св. Василия Великого,
тайносовершительная молитва.^
263.PG t 94, col. 821 ВС.^
264.PG, t. 7, col. 1082.^
265.PG, t. 8, col. 229 В.^
266.Тайноводство, 1: PG, t.
91, col. 665-668; P. de Lubas, op. cit.,
p. 27. Cм. вообще гл. II этой замечательной
работы, где автор развивает идею единства
человеческой природы в Церкви, основываясь
главным образом на отцах Греческой Церкви.^
267.PG, t. 59, col. 361-362.^
268.PG, t. 74, col. 560.^
269.PG, t. 32, col. 108 ВС.^
270.Там же, col. 108-109.^
271.PG, t. 44, col. 1116-1117.^
272.PG, t. 160, col. 617 AB.^
273.PG, t. 120, col. 509 [Русск.
пер.: Св. Симеон Новый Богослов. Божественные
гимны, Сергиев Посад, 1917, с. 14.]^
274.Выражение, взятое из «Слова
41-го, на св. Пятидесятницу» св. Григория
Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое
послужило для составления наиболее прекрасных
песнопений службы на св. Пятидесятницу.^
275.[О цели христианской жизни.
Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А.
Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914, с. 38-39.]^
276.Там же.^
277.Слово 45, 9, [Русск. пер.:
Слова, вып. 1, с. 396.]^
278.Слово 57, 4. [Русск. пер.:
Слова, вып. II, М., 1890, с. 47-48.]^
279.М. J. Congar, О. P., Chretiens
desunis, р. 14.^
280.PG, t. 46, col. 244 С.^
281.PG, t. 70, col. 1144 CD.^
282.PG, t. 7, col. 966.^
283.PG, t. 90, col. 1209 A.^
284.PG, t. 91, col. 668-672.^
285.PG, 1. 90, col. 609 ВС;
1312 С.^
286.Св. Григорий Богослов.
Слово 30-е: PG, t. 34 col. 132 В.^
287.PG, t. 45, col. 88 и сл.^
288.PG, t. 25, col. 393-396.^
289.Св. Афанасий Великий. О
явлении во плоти Бога Слова и против ариан,
8: PG, t. 26, col. 996 С.^
290.Таково заглавие творения
Николая Кавасилы о таинствах.^
291.Текст, цитируемый о. Г.
Флоровским; Восточные отцы IV века. Париж,
1931, с. 232.^
292.PG, t. 59, col. 260.
293.PG, t. 94, col. 1153 В.^
294.Св. Симеон Новый Богослов,
франц. пер. в Vie spirituelle, XXVII, 3,
juin, 1931, p. 309-310.^
295.Там же, р. 304.^
296.PG, 1. 91, col. 1308 В.^
297.PG, t. 91, col. 688-697.^
298.PG, t. 151, col. 468 AB.^
299.Там же, col. 472 В.^
300.Там же, col. 472 D-473
A.^
301.Догматик 1-го гласа.^
302.О цели христианской жизни.
Беседа проп. Серафима Саровского с Н. А.
Мотовиловым, с. 5.^
303.PG, t. 46, col. 289 С.^
304.Впрочем, на Западе его
также долго почитали как святого; на него
ссылается папа св. Григорий Великий; папа
Урбан V еще в XIV веке называет его в одной
из своих булл «святым Иоанном Кассианом».^
305.PG, t. 34, col. 757 A,^
306.Епископ Феофан. Письма
о духовной жизни. Изд. Афонского Паптелеимонова
монастыря, с. 19, 65, 67, 83.^
307.PG, t. 34, col. 528 D-529
A.^
308.Wensinsk, указ. соч., с.
13. Сирийский текст сочинений св. Исаака
впервые был опубликован P. Bedjan, Маг Isaacus
Ninevita. De perfectione religiosa (Paris,
3009); греческий текст (перевод IX века,
единственно известный до издания Bedjan'a)
издан N. Theotoki (Leipzig, 1770).^
309.PG, t. 88, col. 634 С.^
310.Там же, col. 644 A.^
311.PG, t. 34, col. 597 В.^
312.Там же, col. 776 D.^
313.Там же, col. 589 В.^
314.См. выше, гл. VI - «Образ
и подобие».^
315.Творения преп. Исаака Сириянина,
изд. 3-е, 1911 с. 204, 331.^
316.Не стоит здесь говорить
о том, что этот термин, обозначающий то
познание, которое человеческая личность
стяжает Духом Святым, не имеет ничего общего
со спекулятивным мышлением гностиков.^
317.PG, t. 90, col. 1341-1344.^
318.Ed. Theotoki, XVII, p.
87-88. ""^
319.PG, t. 40, col. 124.4 AB;
ср. там же, col. 1221.^
320.Wensinck, цит. соч., p.
310.^
321.Ed. Theoloki, LV, p. 325.^
322.PG, t. 88, col. 804 AB.^
323.О даре слез смотри статью
Lot-Borodina. Le mystero du don lo lai'mes
dans l'Orient chreticii. Vie spiriluellle,
XLVIII, n. 3 (1 sept. 1936), Etudes et documents,
p. 65-110.^
324.PG, t. 88, col. 816.^
325.PG, t. 94, col. 976 A.^
326.Wensinck, цит. соч., p.
338.^
327.Там же, p. 320; ср. р.
211.^
328.Св. Макарий Египетский.
Духовные беседы: PG, t. 34, col. 741 и cл.^
329.PG, t. 79, col. 1169 АВ
[Русск. пер.; Добротолюбие, т. 2, изд. 3,
М., 1913, с. 208.]^
330.Wensinck, цит. соч., р.
294-295.^
331.PG, t. 160, col. 1117 В.^
332.Св. Григорий Нисский, De
instiluto christiano; PG, t. 46 col. 301
D.^
333.Ed Theotoki, XXXV, p. 229;
LXIX, p. 402.^
334.Wensinck, p. 113.^
335.Св. Исаак Сирин, ed. Theoloki,
XXXII, p. 206-207.^
336.Ed. Theotoki, LXXXV, p.
511.^
337.Ed. Theotoki, XXXII, p.
202.^
338.Там же.^
339.Слово 45, 10.^
340.PG, t. 88, col. 1096-1117,
1129-1160. Обе аскетические сотницы св.
Психия Синайского опубликованы Минем, PG,
t. 93, col. 1479-1544, среди творений Исихия
Иерусалимского.^
341.См. статью G. Wunderle.
La technique psychologiquc de l'Hesychasme
bizantin. Etudes Carmelitaines, octobre
1938, p. 61-67. Cм. также важный источник
по исихазму «Сотницы Каллиста и Игнатия»,
опубликованный в немецком переводе Ammann,
Wurzburg, 1938. Выпуск в свет этих двух
работ знаменует начало более углубленных
и беспристрастных работ об психазме, сильно
недооцениваемом на Западе до наших дней.^
342.Еп. Феофан Затворник. Собранно
писем, вып. V, М., 1899, с. 189 (письмо
911).^
343.PG, t. 79, col. 1192-1193.^
344.PG, t. 65, col. 1040 С.^
345.Слово подвижническое, гл.
59, изд. Попова, т. 1, с 340, 303.^
346.Там же, гл. 16, т. 1, с.
43. '""^
347.PG, t. 88, col. 1156.^
348.Там же. col. 1160.^
349.Беседа 53, 2; Русск. пер.,
вып. II, с. 7.^
350.PG, t. 46, col. 96 С.^
351.PG, t. 31, col. 908 CD.^
352.PG, t. 91, col 1308.^
353.Wensinck, p. 342.^
354.PG, t. 120, col. 425.^
355.PG, t. 34, col. 761.^
356.PG, t. 88, col. 1776-1780.^
357.PG, t. 40, col. 1268 A.^
358.Слово 79, 2. Русск. пер.
еп. Феофана вып. II, с. 318-319.^
359.PG, t. 32, col. 513 В,
565 АВ, 673.^
360.PG, t. 160, col. 823.^
361.Св. Григорий Палама. Слово
на Преображение: PG, t. 151, col. 448 В.
См. прекрасный очерк афонского монаха о.
Василия Кривошеина (впоследствии архиепископ
Брюссельский) «Аскетическое и богословское
учение св. Григория Паламы» в Seminariuni
Kondakovianum, VIII, Прага, 1936, с. 99-
154.^
362.Творения св. Симеона Нового
Еогослова, Смирнское изд., 1886, ч. II,
с. 1.^
363.PG, t. 150, col. 1833.^
364.Слово 57, 1; изд. Русского
Афонского Паптелеимопова монастыря, вып.
II, с. 36; св. Григорий Палама. Главы физические:
PG, t. 160, col. 1169 A.^
365.PG, t. 151, col. 268 АВ.^
366.PG, t. 160, col. 1232 С.^
367.PG, t. 151, col. 433 В.^
368.Слово на Введение во храм
Пресвятой Богородицы, 22 беседа св. Григория
Паламы. Афины, 1861, с. 175-177; цитируется
у о. Василия Кривошеина в Seminai'ium Kondakovianum,
VIIT, с. 138.^
369.Разговоры души и тела:
PG, t. 160, col, 1361 С. Подлинность этого
произведения, приписываемого св. Григорию
Паламе, оспаривается; во всяком случае оно
принадлежит тому же духовному направлению.^
370.PG. t. 160, col. 1233 В.^
371.Л. И. Денисов. Житие, подвиги,
чудеса, духовные наставления и открытие
св. мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца.
М., 3704, с. 420.^
372.Слово 90. Русск. пер. еп.
Феофана, вып. II, с. 487-488.^
373.Противополагая пути обожения,
свойственные Западной и Восточной Церкви,
мы не хотим ничего утверждать категорически.
Этот предмет, слишком тонкий и имеющий много
различных оттенков, ускользает от всякой
попытки схематизации. Так, на Западе переживание
мистического мрака совсем не характерно
для таких святых, как, напр., св. Бернард
Клервосский. С другой стороны, духовная
жизнь подвижников Восточной Церкви представляет
нам по крайней мере один довольно типичный
пример «мистической ночи», а именно у св.
Тихона Задонского (XVIII в.).^
374.О цели христианской жизни.
Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А.
Мотовиловым, с. 17-20.^
375.Там же, с. 10, 33.^
376.Wensinck, hom. II, p. 8-9.^
377.Там же.^
378.Слово 90, изд. Русского
Афонского Пантелеияопова монастыря, вын.
II, с. 488-489.^
379.PG, t. 160, col. 1225-1227.^
380.Слово 57, 2, изд. Русского
Афонского Пантелеимонова монастыря, вып.
II, с. 37.^
381.Там же.^
382.См. выше с. 134^
383.Ed. Theotoki, LXXXIV, p.
480-481; Wensinck, XXVII, P. 136.^
384.PG, t. 34, col. 544 D.^
385.Слово 27.^
386.Слово 37: PG, t. 36, col.
370 ВС.^
387.Ed. Theotoki, XLIII, LXIX;
Wensinck, horn. LXII, p. 289, horn. LXVII,
p. 316.^
388.PG, t. 59, col. 721-724.^