Cм. указатель к канонам в целом.
Послание Патриарха
Тарасия Константинопольского
к Папе Адриану Римскому
Св. Тарасий, происходя из знатного
рода, занимал высокую гражданскую должность. Будучи избран Патриархом
Константинопольским в 784 г., он убедил Императрицу Ирину и
Константина Порфиродного созвать седьмой Вселенский Собор в
787г. Святитель был выдающимся администратором и вместе с тем,
большим нищелюбивым благотворителем. Он почил в глубокой старости
в 806 г. Помещаемое в канонических сборниках послание его было
издано непосредственно после 7 Всел. Собора и присоединено к
Соборным определениям.
Святейшему и блаженнейшему брату и сослужителю, господину
Адриану, папе древнего Рима, Тарасий, милостью Божиею, епископ Константинополя,
нового Рима, о Господе радоваться.
Многочастно и многообразно, от евангелистов, от Апостолов
и Отцов, научаемся несребролюбивый нрав иметь при посвящении в священство
и не взимать сребра или злата при поставлении всякого священного
мужа, как покажем в приложенных при сем выписках из Божественных
изречений Писания и учений Отцов. Ибо возлагающие руки суть служители
Духа, а не продаятели Духа. Приемлющих даром благодать Духа - даром
преподавать оную заимствующим от них обязали принявшие эту свободу
от слова Господня. Если же кто обличен будет, как купивший златом,
- такового объявляют изверженным от священного чина. Поскольку,
хотя он и получил священство по имени, однако слово не согласуется
с делом. Никто же может Богу работать и мамоне, как из Евангелия
научаемся (Мф. 6:24). И поскольку мы слышим Бога, вопиющего чрез
Пророка; священницы, глаголите в сердце Иерусалиму (Исаии
40:2), и паки угрожающего и говорящего: страж, если увидит мечъ
грядущь и не вострубит трубою, и людие не охранят себе, и нашед
мечъ возмет от них душу, крове от руки стража взыщу (Иезек.
33:6), то мы, страшась осуждения за молчание, возвещаем всем предстоятелям
наших Церквей, дабы со дерзновением, словами Божественного Апостола,
могли мы сказать: мы чисты от крови (Деян. 20:26)
преступающих поведенное правилами, и особенно рукоположивших
или рукоположенных за взятку. Божественный Апостол Петр, коего и
престол наследовала братская ваша святыня, отвергнул таковых, как
Симона волхва. Поэтому мы не колеблемся возвещать истину, сохраняя
и содержа преподанное нам в правилах святых Апостолов и славных
Отцов наших, и, если что из сих нарушили некие, от таковых отвращаемся.
Братское ваше священнолепное архиерейство, исправляя законно и по
воле Божией священноначальственную должность, стяжало громкую славу.
Ибо великий и первый Архиерей Христос Бог наш сказал чрез Пророка:
живу Я, только прославляющих Меня прославлю (1 Цар. 2:30).
Ведаешь, муж желаний духовных, что нечестивая ересь Македония
и его последователей духоборцев менее нестерпима. Ибо сии пустословят,
якобы Святой Дух есть творение и раб Бога и Отца, а те, как мнится,
делают Его своим рабом. Поскольку всякий господин все, что имеет,
если восхочет, продает, раба ли, или иное что из стяжаний своих;
так же и покупающий, желая быть господином покупаемого, ценою сребра
приобретает оное. Таким образом, творящие беззаконное это дело уничижают
Духа Святаго, согрешая равно с теми, кои богохульно говорили, якобы
Христос изгонял демонов о веельзевуле, или справедливее сказать,
уподобляются Иуде предателю, продавшему Христа богоубийцам иудеям
за цену сребра. Поскольку же Дух Святой единосущен Христу Богу нашему,
то для всякого явно есть, что и сии подвергнутся той же участи,
как это доказано. И если не продается (ибо явно, что отнюдь нет),
то несомненно, что нет в них благодати Святого Духа, то есть святыни
священства, и они не прияли и не имеют оной (1 Кор. гл. 9). Ибо
да воспомянут святого Петра, который к покусившемуся на такую куплю
говорит так: нет тебе части, ни жребия в слове этом (Деян.
8:21). Ибо если продается достоинство священства, то, конечно, излишни
для них благочестивый образ жития и пребывание в чистоте и добродетели.
Излишен для них и Павел, Божественный Апостол, научающий, что подобает
епископу быти непорочну, целомудру, честну, учительну, воздержну,
трезвену, держащемуся истинного словесе, по учению, да силен будет
и утешати во здравом учении, и противящияся обличати (1 Тим.
3:2; Тит. 1:9). Это все становится не нужным, если продается и покупается
священство. Нижеследующие святоизбранные места показывают, что тот
вовсе чужд священства, кто когда-либо дает или взимает мзду, в какое
бы то ни было время, прежде ли рукоположения, или после рукоположения.
Ибо брать есть брать. А также воспрещают и все церковные производства
за даяние денег.
См. правила, указанные после Послания
Патриарха Геннадия.
Вернуться к описи материалов по церковной
истории
|