Cм. указатель к канонам в целом.
Окружное Послание
Геннадия Константинопольского
и с ним Святого Собора ко всем Митрополитам и к
Папе Римскому.
Св. Геннадий был избран на Константинопольский
Патриарший Престол в 458 г. в царствование Императора Льва Великого,
после кончины Патриарха Анатолия, участника Халкидонского Собора.
Он отличался святостью жизни и совершал чудотворения. Будучи
сам нестяжательным, он возмущался распространившимся грехом
симонии и для противодействия этому созвал в Константинополе
Собор в 459 г., от имени которого и было издано послание, помещаемое
во всех канонических сборниках. Св. Геннадий высоко поднял авторитет
Константинопольской кафедры. Он почил в 471 г.
Боголюбезнейшему сослужителю Геннадий и собравшийся
в царствующем граде новом Риме святой Собор.
Владыка наш и Бог и Спаситель Иисус Христос, вверив
святым Своим ученикам проповедь Евангелия и послав их по всей вселенной
учителями человекам, ясно заповедал, дабы дар, даром полученный
ими от Него, и они преподавали людям туне, не приобретая за оный
меди или сребра, или злата, или вообще иного какого-либо стяжания
вещественного или земного. Ибо земное и тленное не заменяет даров
небесных и духовных. Сию заповедь Он дал не только им, но чрез них
и нам, коих удостоил возвести на их степень и место. И как они хранили
тогда, так и нам ныне подобает в точности хранить и соблюдать оную,
не ухищряться в том, что не терпит ухищрения, и не дерзать на опасное
предприятие. Даром, приняли, даром дадите. Не стяжите меди, ни
сребра, ни злата при поясех ваших (Мф. 10: 8,9). Просты
и ясны слова сей заповеди, не имея в себе ничего разнотолкуемого,
ничего невразумительного и требующего изъяснения искусственного.
От Меня, глаголет, приняли вы достоинство священства; и если за
оное что-либо малое или многое воздали Мне, и оное вам от Меня продано,
то и вы продавайте оное другим; если же туне прияли, то и вы туне
дадите. Что яснее сей заповеди? и что полезнее для повинующихся?
Горе, поистине, тем, кои возомнили приобрести дар Божий, или преподавать
оный за деньги. Ибо таковые, по изречению святого Петра, в желчи
горести и узах неправды находятся, связанные своим сребролюбием
(Деян. 8:23). С сим законом Господним согласуется и правило
о сем святых и божественных Отцов святого и великого Вселенского
Собора, в Халкидоне собравшегося. Оно ясно изложено нам следующими
словами: если какой-нибудь епископ за деньги рукоположение учинит,
и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит
епископа или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного
коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во эконома
или екдика, или парамонария, или вообще в какую-либо церковную должность,
ради гнусного прибытка своего, - таковой, быв обличен, в том что
на это покусился, да будет подвержен лишению собственного степени,
и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением
или производством, но да будет чужд достоинства или должности, которые
получил за деньги. Если же явится кто и посредствующим в столь
гнусном и беззаконном мздоприятии, то и сей, если из клира,
да будет низвержен с своего степени, если же мирянин или монашествующий,
да будет предан анафеме (2 правило 4-го Собора).
Прекрасны и весьма благочестивы заповедания сего правила святых
Отцов, всякое нашествие сатанинское и всякое покушение диавольское,
устремляющееся на духовный дар, отражающие и пресекающие. Ибо отнюдь
не допускают, чтобы производство рукоположения за деньги было совершаемо
или предприемлемо как совершающим оное, так и восприемлющим производство
рукоположения. Но ни ранее времени рукоположения, ни чрез некоторое
время по рукоположении, ни при самом рукоположении не позволяют
давать мзду за рукоположение, поскольку совершенно воспрещают в
сем деле быть угождению дарами. Однако поскольку в настоящее время,
при сих столь явных запрещениях, некоторые в Галатии усмотрены,
ради скверного прибытка и сребролюбия, пренебрегающими и преступающими
сии спасительные и человеколюбивые заповеди, то за благо признали
мы со святым Собором, пребывающим в сем царствующем новом Риме,
возобновить оные, дабы не допуская никакого ухищрения, никакого
предлога и никакого мудрования, сей гнусный и нечестивый обычай,
не известно каким образом вторгшийся в святейшие Церкви, совсем
пресечь, дабы при истинно неподкупном и чистом провозглашении, бывающем
от архиереев над рукополагаемыми, нисходила на них свыше благодать
Святого Духа, ибо ныне при совершении производств за деньги и при
действии руки нечистой - не знаю, нисходит ли на производимого,
по провозглашению, и не отталкивается ли паче благодать Святого
Духа. Поэтому ведай, муж по всему благочестивейший, что всякий,
кто бы он ни был, изобличенный в чем-либо таковом, епископ или хорепископ,
или благочинный, или пресвитер, или диакон, или кто-либо иной из
находящихся в церковной должности, или мирянин, по общему определению
и общему приговору архиереев осуждается, как о сем и вышеприведенное
правило святых Отцов глаголет. Ибо благодать долженствует быть благодатью
и сребро нигде не должно быть для нее посредником. Итак, да будет
и есть отвержен, и всякого священного достоинства и служения чужд,
и подвержен проклятию анафемы, как мнящий стяжать оную за деньги,
так и обещающий за деньги преподать оную, клирик ли то будет или
мирянин, изобличен ли будет, или не изобличен в деле сем. Ибо невозможно
придти когда-либо в единение несоединимому и мамоне согласиться
с Богом, или служащим ей служить Богу. Господне есть и это изречение
непререкаемое: не можете Богу работать и мамоне (Мф. 6:24).
На сих словах утверждаясь по силе и им повинуясь, с изрекшим оные
Господом, мы постановили решение о виновных в таковых преступлениях.
Да потщится же и твое благочестие, творя это со всяким радением,
соделать это чрез списки известным и подчиненным тебе боголюбезнейшим
епископам и периодевтам, и всем прочим, да единым духом и единою
душою все мы вкупе христиане, укрепившись против общего врага, возможем
с помощью Божиею иссечь насажденный им между нами корень сребролюбия
со всеми злыми отраслями. Все сущее с тобою о Христе братство приветствуем.
Возмогая о Господе, молись о нас, боголюбезнейший брате.
К этому слову послания, вместе с самим Геннадием,
подписались также семьдесят три епископа.
Ср. Ап. 29; 4 Всел. 2; 6 Всел.
22 и 23; 7 Всел. 4, 5 и 19; Василия Вел. 90; Тарасия Посл.
Вернуться к описи материалов по церковной
истории
|