Cм. указатель к канонам в целом.
Послание Свят.
Афанасия Великого к монаху Аммуну.
Св.
Афанасий Великий родился в Александрии в 293 г., где и получил
образование. Особенно тщательно он с юности изучал Священное
Писание. В сане диакона он со своим Архиепископом Александром
был на 1 Вселенском Соборе, деятельно участвуя в прениях с Арием.
Вследствие свое учености и высшей добродетели он после кончины
Архиеп. Александра был избран единодушно на кафедру Архиеп.
Александрийского, будучи 28 лет. Он прославился своими богословскими
творениями и неопустительной борьбой с арианством, терпеливо
перенося почти непрерывные гонения, неоднократно вынуждавшие
его к жизни в изгнании. Многочисленные творения Св. Афанасия
относятся к области апологетической, полемической, историко-догматической
и нравственной. В каноны вошли три послания его. Преставился
Св. Афанасий 80 лет, в 373 году.
Все творения Божий добры и чисты. Ибо ничего неполезного
или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание
есть мы в спасаемых, по Апостолу (2 Кор. 2:15). Поскольку же различны
и многообразны суть стрелы диавола и непорочно мыслящих доводит
он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения,
всевая в них помышления нечистоты и осквернения, то, по благодати
Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщение да отженем,
и мысль простейших да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же
и совесть осквернися и все (Тит. 1:5). Удивляюсь же ухищрению диавола,
что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления
чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо,
как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного
попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает
он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а
только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно.
Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного
или нечистого какое-либо естественное извержение, как например,
если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей
и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях
чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по
Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих,
то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если
мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28),
то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся,
когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит
какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими
подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной.
Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более
же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское,
что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и эту
нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить. Во-первых,
они и Писания, по невежеству своему, как неутвержденные, превратно
употребляют.
Разум же Божественного Слова есть следующий: когда
некие, подобно сим, сомневались о пище, тогда сам Господь, разрешая
их неведение, или более того, обличая заблуждение, сказал: не
входящее сквернят человека, но исходящее (Мф. 15:11). Посем
прилагает: откуда исходящее? от сердца. Ибо ведает, что там суть
злые сокровища скверных помыслов и иных грехов. Короче же Апостол,
этому наученный, глаголет: пища нас не поставит пред Богом
(1 Кор. 8:8). Благословно может кто сказать в настоящем случае;
естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может
быть, и врачи (да убедятся хотя внешними прекословящие) в защищение
сего скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для
отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, каковы
суть излишества главы власы и влажности, из главы отделяющиеся,
и исходящее из чрева, также и оной избыток в семенных сосудах. Итак,
боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, когда Сам создавший
животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели таковые
исходы? Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать:
поэтому не будет грехом и самое употребление, когда орудия Творцом
устроены. Таковых вопрошениям заставим умолкнуть, глаголя на это:
о каком употреблении глаголешь? о законном ли? о том ли, которое
Бог позволил, глаголя: "раститеся и множитеся, и наполняйте землю"
(Быт. 1:28), о том ли, которое Апостол допустил, глаголя: честна
женитьба, и ложе нескверно (Евр. 13:4); или о том, которое бывает
между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно? Ибо и в других
случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам,
например: не позволительно убивать; но убивать врагов на войне -
и законно, и похвалы достойно.
Так великих почестей сподобляются доблестные в брани,
и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким
образом, одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах
- непозволительно, а в других обстоятельствах - и благовременно,
допускается и позволяется. Так же рассуждать должно и о телесном
совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет
естество к деторождению. Но если к любострастию, то блудники и прелюбодеи
подвергаются казни, возвещенной Апостолом (Евр. 13:4). Ибо два пути
в жизни, относительно сего предмета. Один - обыкновенный и житейский,
то есть брак, другой же - Ангельский, и коего нет превосходнее,
то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то
не подлежит порицанию, но не получит стольких даров, хотя, впрочем,
получит некие, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Если же
кто восприял чистый и премирный путь, хотя путь его жесточе и труднее
первого, но таковой приемлет более чудные дарования, ибо принес
плод совершенный, сторичный. Так нечистые и лукавые их вопрошания
имеют собственные решения, Божественными Писаниями древле предуготовленные.
И так утверждай, отче, подчиненное тебе стадо Апостольскими увещаниями,
Евангельскими утешениями, псаломскими советами, говоря ко Господу:
"оживи меня по слову Твоему" (Пс. 118:25). Слово же Его состоит
в служении Ему от чистого сердца. Ибо зная это, тот же Пророк, как
бы себя изъясняя, говорит: сердце чисто созижди во мне. Боже
(Пс. 50:12), дабы скверные помышления не возмущали меня. И вновь;
и Духом владычним утверди меня (Пс. 50:14) дабы, если когда
помышления и возмутят меня, мощная некая сила, от Тебя исходящая,
укрепляла меня, словно некая твердыня, Таковые и подобные советы
преподав и ты, глаголи тем, которые медленно покоряются истине:
научу беззаконныя путем Твоим (Пс. 50:15), и уповая
на Господа, когда убедишь их отступить от таковой злобы, воспевай:
и нечестивые к тебе обратятся. Да престанут злонамеренно
вопрошающие от такового суетного труда, а сомневающиеся по простоте
да утвердятся Духом владычним; вы же, которые твердо знаете истину,
содержите оную ненарушимо и непоколебимо, о Христе Иисусе Господе
нашем, с Ним же Отцу слава и держава, со Святым Духом, во веки веков,
аминь.
Аммун, к котором адресовано послание
Св. Афанасия, был знаменитым Нитрийским монахом. Поводом к написанию
его послужило то, что многие монахи сильно соблазнялись ночными
сновидениями и особенно поллюциями - непроизвольным истечением
семени. Аммун обратился за разъяснением к Св. Афанасию, который
подробно и глубоко развивает мысль, высказанную в 4 правиле
Св. Дионисия Александрийского. Ср. Ап. 5 и 51; 6 Всел. 3 и 13;
Тимофея Алекс. 12.
Послание Свят.
Афанасия Великого к Руфиниану.
Собор епископов "сошедшихся от
внешних стран," упомянутый в послании Св. Афанасия, состоялся
под его председательством в Александрии в 362 г. Кроме догматических
определений, направленных против арианства, он остановился на
вопросе о приеме в Церковь тех, Кто поддался принуждению присоединиться
к арианам в царствование Императора Валента. Собор снисходительно
отнесся к тем, кто внешне уступив арианам, на деле не были таковыми.
Послание св. Афанасия к Руфиниану трижды читалось на Седьмом
Вселенском Соборе.
Сыну и вожделеннейшему сослужителю, господину Руфиниану,
Афанасий, о Господе радоваться.
Ты пишешь к отцу, как прилично сыну возлюбленному.
Приближившегося убо чрез писание обнял я тебя, вожделеннейший мне
более всех Руфиниане. Мог бы и я тебе, как сыну, писать и в начале,
и в середине, и под конец, но удержался, да не по письмам познается
общение и свидетельство. Ибо ты - мое послание, по реченному в Писании
(2 Кор. 3:2), знаемое и читаемое в сердце. Так будучи расположен
(верь мне, ей верь), приглашаю и убеждаю тебя писать. Ибо делая
это, не мало, но много меня утешаешь. Поскольку же благолюбиво и
церковно (как и прилично твоему благочестию) вопрошал ты о увлеченных
нуждою, но не развращенных зловерием, и желал, чтобы я написал к
тебе, что положено о них на Соборах и повсюду, то знай, господине
мой вожделеннейший, что в начале, по прекращении бывшего насилия
(угнетение от ариан), был Собор епископов, сошедшихся
от внешних стран, был также и у сослужителей, обитающих в Элладе,
равным образом и у находящихся в Испании и в Галлии; и постановлено,
как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстателями нечестия
(нечестие - арианство; падшие -те, которые отступили
к обращению с арианами; предстатели нечестия - совратившиеся и привлекавшие
к арианству), являть снисхождение кающимся, но не давать
им места в клире; а не бывшим самовластными делателями нечестия,
но увлеченным нуждою и насилием, давать прощение, и иметь им место
в клире, особенно тогда, когда они принесли достойное веры оправдание,
и это учинено, по-видимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые
утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые,
соделавшись нечестивейшими, не расстроили церквей, почли за лучшее
уступить насилию и понести бремя, нежели погубить народ. Говоря
это, они, и по нашему мнению, говорили достойное приятия, ибо в
извинение себя представляли и Аарона, Моисеева брата, который уступил
в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении,
дабы народ не возвратился в Египет и не остался в идолослужении.
Ибо представлялось вероятным, что пребывая в пустыне, он может отойти
от нечестия, но, войдя в Египет, усилит и возрастит в себе нечестие.
По сей причине разрешено допускать таковых в клир, так как прельщенным
и насилие претерпевшим дается прощение. Сие объявляю и твоему благоговению,
и уповаю, что и твое благочестие примет постановленное и не осудит
снисхождения согласившихся так. Удостой же прочитать это и пред
священством, и пред народом, тебе подчиненным, дабы и они, зная
это, не сетовали, когда ты так расположен к таковым. Ибо не было
бы прилично мне писать тогда, как твое благоговение может и наше
к ним благорасположение возвестить им, и все недостающее восполнить.
Благодарение Господу, исполнившему тебя всяким словом и всяким ведением.
Кающиеся же явно да предают анафеме именно Евдоксиево и Евзоиево
зловерие. Ибо сии, богохульно именуя Слово Божие творением, обнаружили
себя защитниками Ариевой ереси; да исповедуют же веру, в Никее от
Отцов исповеданную, и никакого иного Собора не предпочитают этому
Собору. Приветствуй сущее с тобою братство, а сущее с нами о Господе
приветствует тебя.
Святого Афанасия
Великого о Праздниках.
Но поскольку упомянул я о еретиках, как о мертвых,
о нас же самих, как имеющих ко спасению Божественные Писания, и
боюсь, чтобы, как писал к Коринфянам Павел (2 Кор.11:10), некоторые
из простодушных не были уклонены от простоты и чистоты, хитростью
человеков, и потом не начали внимать иным книгам, так называемым
апокрифическим (по-гречески значит сокровенные, как
их называли еретики, чтобы уверить в их подлинности), будучи
обмануты единоименностью их с истинными книгами, то потерпите, молю,
если о известном вам еще и я воспоминаю, ради нужды и пользы Церкви.
Желая же о сем воспомянуть, употреблю, для оправдания моего дерзновения,
образ словес евангелиста Луки и реку и я: поскольку некоторые начали
слагать себе так именуемые апокрифические книги и смешивать оные
с Богодухновенным Писанием, о котором мы удостоверены, как и передали
Отцам от начала самовидцы и слуги бывшие Словесе, то изводилось
и мне, побужденному истинными братьями и дознавшему сначала по ряду
изложить, какие книги приняты в канон, согласно Писанию, почитаются
как Богодухновенные, дабы каждый обольщенный отверг обольщающих
и каждый пребывший чистым возрадовался о новом предостережении.
Итак, всех книг Ветхого Завета числом двадцать две, ибо столько
же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же
и по именам оные суть следующие: во-первых, Бытие, потом Исход,
далее Левит, посем Числа и, наконец, Второзаконие; за сими следует
Иисус Навин, Судии и потом Руфь; далее по порядку четыре книги Царств,
из коих как первая и вторая считаются за одну книгу, так равно третья
и четвертая - за одну; после сих Паралипоменон, первая и вторая,
также считаемые за одну книгу; далее Ездры, первая и вторая, также
за одну; после сих книга Псалмов и потом Притчи, потом Екклисиаст
и Песнь Песней. По сих Иов; наконец, Пророки двенадцать, считаемые
за одну книгу, потом Исаия, Иеремия и с ним Варух, Плач и Послание;
а по них Иезекииль и Даниил - эти составляют Ветхий Завет. Но должно
без укоснения сказать и о книгах Нового Завета. Они суть следующие:
четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; по сих
- Деяния Апостолов и семь так именуемых Соборных посланий Апостолов,
как то: Иакова одно, Петра два, потом Иоанна три и Иуды одно; к
ним четыренадесять посланий Апостола Павла, которые пишутся следующим
порядком: первое к Римлянам, потом к Коринфянам два, по сих к Галатам,
далее к Ефесеям, потом к Филипписиям, к Колосаям, к Солунянам два,
ко Евреем, к Тимофею два и к Титу одно, и последнее к Филимону одно;
и наконец, Апокалипсис Иоанна. Сии суть источники спасения, да сущими
в оных словесами жаждущий утолит жажду, в сих только благовествуется
учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет
от них что-либо. О сих Господь, посрамляя саддукеев, глаголал: прельщаетесь,
не зная Писаний, ни силы их (Мф. 22:29). Иудеев же увещевал:
испытайте Писания, ведь они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39).
Ради большей же точности, поскольку пишу ради нужды, присовокупляю
и это, что есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон,
но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться
словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова,
Есфирь, Иудифь и Товия, и так именуемое "Учение Апостолов," (постановления Апостолов) и Пастырь. Впрочем, возлюбленные, сверх
сих читаемых и оных канонических нигде не упоминается об апокрифических.
но это есть у мышление еретиков, которые пишут оные, когда хотят,
назначают и прибавляют им время, дабы представляя их, словно древние,
иметь способы к прельщению оными простодушных.
Ср. Ап. 60 и 85; Лаод. 60; Карф.
33; Григория Богослова и Амфилохия о книгах Св. Писания.
Вернуться к описи материалов по церковной
истории
|