Правила Гангрского собора
Год, когда состоялся Гангрский
Собор, историками точно не установлен. Даты указываются от 340
до 376 г. Вероятнее всего, в 341 году. Созван он был
в Гангре, главном городе Пафлагонии, по поводу действий полуарианина
Евстафия, епископа Севастийского и его последователей. На Соборе
председательствовал епископ Евсевий Никомидийский с участим
13 епископов. Кроме 21 Правила, сохранилось послание Гангрского
Собора, не вошедшее в Книгу Правил, в котором отцы объясняют
причины, вызвавшие необходимость этого Собора: Евстафий и его
последователи осуждали брак и учили, что состоящие в браке не
не спасутся. Последователи Евстафия носили особую одежду и постились
в воскресные дни. Вообще под видом благочестия они выступали
против всего церковного строя и образа жизни..
1. Если кто порицает брак, и гнушается верною
и благочестивою женой, с совокупляющеюся своим мужем или её порицает,
как немогущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой.
Ср. Ап.5 и 51;6 Всел.13; Гангр.
4, 9, 10 и 14.
2. Если кто-либо осуждает человека, с благоговением
и верою вкушающего мясо (кроме крови, идоложертвенного и удавленины),
как не имеющего упования по причине его вкушения - да будет под
клятвой.
Ср. Ап. 51 и 53; Анкир.14; Св.
Василия Вел. 86.
3. Если кто-либо под предлогом благочестия
учит раба презирать своего господина, уклоняться от служения и не
с усердием и всякой честью служить своему господину - да будет под
клятвой.
Ср. Ап. 82.
4. Если кто-либо о женатом пресвитере рассуждает,
что он не достоин причащаться Приношения, когда таковой совершил
Литургию - да будет под клятвой.
Ср. Ап. 5; 1 Всел. 3; 6 Всел.
13; Гангр. 1, 9 и 10.
5. Если кто-либо учит невозбранно пренебрегать
домом Божиим и бывающими в нем собраниями - да будет под клятвой.
Правило издано против секты евстафиан,
отрицавших потребность храмов для молитвы. Ср. Гангр. 20; Сардик.
11.
6. Если кто-либо вне церкви составляет особые
собрания и, презирая церковь, церковное творить хочет, не имея с
собой пресвитера по воле епископа, - да будет под клятвой.
Правило тоже издано против секты
евстафиан, которые устраивали молитвенные собрания с неженатыми
пресвитерами по своему выбору, не считаясь с епископом. Их собрания
подходят под определение Св. Василия Великого того, что называется
самочинным сборищем (пр. 1). Ср. Ап. 31; 2 Всел. 6; 4 Всел.
18; 6 Всел. 31 и 34; Антиох. 2 и 5; Карф. 10 и 11; Двукр. 13,
14 и 15.
7. Если кто-либо хочет принимать или раздавать
церковные плодоприношения вне церкви - без воли епископа или того,
кому поручены таковые, и хочет творить не по воле его - да будет
под клятвой.
Ср. Ап. 38 с толкованием и параллельными
правилами. Настоящее правило подтверждает принцип, что вся хозяйственная
жизнь Церкви тоже должна управляться епископом. Противление
его воли является грехом.
8. Если кто-либо дает или приемлет плодоприношения
мимо епископа или поставленного управлять благотворениями, то и
дающий, и приемлющий да будет под клятвой.
См. пояснение к предыдущему правилу.
9. Если кто-либо девствует или воздерживается,
удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и
святыни девства, да будет под клятвой.
Ср. Ап. 5 и 51 с пояснением и
параллельными правилами.
10. Если кто из девствующих ради Господа
будет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет под клятвой.
См. примечание к предыдущему правилу.
11. Если кто презирает творящих вечери любви
по вере и созывающих братию в честь Господа и не хочет иметь общение
в приглашениях, низким почитая творимое, да будет под клятвой.
Здесь речь идет не о трапезах
любви по вере, упоминаемых в 27 и 28 Лаод., а о трапезах, устраиваемых
во имя Господа. Это было делом благотворительности, но евстафиане
осуждали такие трапезы и запрещали посещать их.
12. Если кто из мужей, ради мнимого подвижничества,
употребляет суровую верхнюю одежду и, якобы от сего получая праведность,
осуждает тех, которые со благоговением носят шелковые одеяния и
употребляют общую и обыкновением принятую одежду, да будет под клятвой.
Под шелковым одеянием, носимым
"со благоговением" по-видимому надо понимать церковные облачения,
поскольку вслед затем упоминается, что те же лица "употребляют
общую и обыкновением принятую одежду." Это правило тоже направлено
против евстафиан и их протестантских тенденций. Ср. 6 Всел.
27 и 7 Всел. 18.
13. Если некая жена, ради мнимого подвижничества,
переменит одеяние и, вместо обыкновенной женской одежды, облечется
в мужскую, да будет под клятвой.
Ср. 6 Всел. 62.
14. Если какая-нибудь жена оставит мужа и
отойти восхочет, гнушаясь браком, да будет под клятвой.
Ср. Гангр. 1 и параллельные правила.
15. Если кто детей своих оставляет, и не
питает и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию,
но, под предлогом отшельничества, нерадит о них, да будет под клятвой.
Правило направлено тоже против
евстафиан, учивших, что родители должны оставлять детей для
того, чтобы отдаваться аскетической жизни. Ср. Карф. 44.
16. Если какие-нибудь дети, под предлогом
благочестия, оставят своих родителей, особенно верных, и не воздадут
подобающей чести родителям, да будут под клятвой. Впрочем, правоверие
да будет ими соблюдаемо предпочтительно.
Если родители под предлогом благочестия
не должны покидать детей, то и дети обязаны заботиться о родителях
и почитать их - даже и в том случае, что они еретики. Только
если действительно перед детьми станет вопрос о том, кому повиноваться:
Церкви или родителям, требующим от них чего-либо несогласного
с Православием, они должны предпочтительно соблюдать правоверие.
Ср. пр. 17, 18 и 19.
17. Если какая-нибудь жена, ради мнимого
подвижничества, острижет свои волосы, которые Бог дал ей в напоминание
подчиненности, то таковая, как нарушающая заповедь подчиненности,
да будет под клятвой.
Женщины не должны стричь своих
волос по указанию Апостола Павла в знак подчиненности (1 Кор.
3 и сл.). Евстафиане, отрицая брак, побуждали жен бросать своих
мужей во имя ложно понятого аскетизма и в знак независимости
позволяли им стричь волосы.
18. Если кто, ради мнимого подвижничества,
постится в воскресный день, да будет под клятвою.
Ср. Ап. 64 с толкованием и параллельными
правилами.
19. Если кто из подвижников без телесной
нужды, кичась, разрешает посты, преданные к общему соблюдению и
хранимые Церковью, пребывая, притом, в полном разуме, да будет под
клятвой.
Евстафиане отвергали посты по
гордости, считая, что уже достигли совершенства и не нуждаются
в покаянии. Ср. Ап. 69 и параллельные правила.
20. Если кто-либо, придя в надменное расположение,
гнушаясь осуждает собрания в честь мучеников и совершаемые в оных
служения и памяти их, да будет под клятвой.
Ср. Гангр. 5.
21. Сие же пишем, поставляя преграды не тем,
которые в Церкви Божией, по Писанию, подвижничествовать желают,
но тем. которые подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся
над живущими просто и, вопреки Писаниям и церковным правилам вводят
новости. Таким образом, мы и девство, со смирением соединенное,
чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем,
и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное
сожительство почитаем, и богатства с правдою и благотворением не
уничижаем; и простоту и малоценность одежд, употребляемых только
ради попечения о теле неизысканного, похваляем, а изнеженного в
мягкой одежде хождения отвращаемся. И дома Божий почитаем,
и собрания, бывающие в них, как святые и полезные приемлем, не заключая
благочестия в домах, но почитая всякое место, созданное во имя Божие,
и хождение в церковь Божию на пользу общую приемлем; и избыточествующие
благотворения братии, по преданиям, посредством Церкви нищим бывающие,
ублажаем; и, да речем вкратце, желаем, да бывает в Церкви все, принятое
от Божественных Писаний и Апостольских Преданий.
Правило подводит итоги всем указаниям
предыдущих правил, изданных против учения евстафиан.
|