СЛОВО 2.
О беспристрастии, то есть, отложении попечений
и печали о мире.
Кто истинно возлюбил Господа, кто истинно желает и ищет будущего царствия, кто
имеет истинную скорбь о грехах своих, кто поистине стяжал память
о вечном мучении и страшном суде, кто истинно страшится своего
исхода из сей жизни, тот не возлюбит уже ничего временного, уже
не позаботится и не попечется ни об имениях и приобретениях; ни
о родителях, ни о славе мира сего, ни о друзьях, ни о братьях,
словом ни о чем земном, но отложив все мирское и всякое о нем
попечение, еще же и прежде всего, возненавидев самую плоть свою,
наг, и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая
на небо и оттуда ожидая себе помощи, по слову святого, сказавшего:
прилепе душа моя по Тебе (Пс. 62, 9); и по изречению иного
приснопамятного: аз же не утрудихся, последуяй тебе, и дне,
или покоя человека не пожелах, Господи (Иер. 17, 16).
Великий стыд нам, оставившим все вышеозначенное, после призвания, которым Господь,
а не человек, нас позвал, заботиться о чем-нибудь таком, что не
может принести нам пользы вовремя великой нашей нужды, то есть
во время исхода души. Сие то значит, как Господь сказал, обратиться
вспять, и не быть управлену в царствие небесное. Господь наш,
зная удобопоползновенность нашу в новоначалии, и что мы, живя
и обращаясь с мирскими, легко можем опять возвратиться в мир,
сказавшему: повели мне пойти погребсти отца моего, говорит:
остави мертвыя погребсти своя мертвецы (Луки, 9, 59. 60).
Бесы, по отречении нашем от мира, внушают нам ублажать милостивых и сострадательных
из мирян, а себя окаявать, как лишивших себя таковых добродетелей.
Намерение же сих врагов наших то, чтобы чрез ложное смирение или
в мир возвратить нас, или, если останемся в монашестве, низринуть
нас в отчаяние. Иное дело, по высокомерию своему уничтожать живущих
в мире; а иное в удалении от них, охуждать их, с тем, чтобы избежать
отчаяния и стяжать надежду спасения.
Итак, услышим, что Господь сказал юноше оному, по-видимому исполнившему все
заповеди: единаго ти недостает, продать имение и раздать нищим
(Лук. 18, 22), и самого себя сделать нищим, приемлющим милостыню
от других.
Все желающие с пламенным усердием проходить подвиг (иночества), рассмотрим внимательно,
как Господь всех пребывающих в мире и живых назвал мертвыми, сказав
некоему: оставь мертвым, то есть мирянам, умершим в суете мирской,
погребать мертвых телом (Лук. 9, 60). Богатство нисколько не препятствовало
оному юноше приступить ко крещению. Посему напрасно некоторые
думают, что Господь ради крещения повелевал ему продать богатство.
Этого свидетельства Христова да будет довольно для совершенного
уверения нас в величайшей славе монашеского звания.
Должно исследовать, почему живущие в мире, и пребывающие в бдениях, в постах
и злострадании, когда, по удалении из мира, приступают к монашескому
житию, как к месту испытания и подвижническому поприщу, не проходят
уже прежнего своего подвига, ложного и притворного. Видел я весьма
многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими
людьми, и как бы от подземного стока нечистоты напаяемые тщеславием,
окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал; но они
скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, недоступную
для мирских людей, и не имеющую смрадной влаги тщеславия, ибо
любящие влагу растения не могут приносить плода в сухих и безводных
местах.