Ольга Ерохина
НОЧЬЮ НА КОЛОКОЛЬНЕ
Оп. 16.5.2002, "Русский журнал" http://religion.russ.ru/other/20020516-erohina.html
Ее мемуар о похоронах Меня, 1997.
Ее же: о Юлии Рейтлингер.
Автор: жена Михаила Завалова. Брат: Вл.
Ерохин.
...Ночь нахлобучена на дорогу,
по которой мы идем почти вприпрыжку, все убыстряя шаги, ночь сама
несет нас к храму. Темные крыши. Заборы. Не останавливаться - милицейский
патруль на дороге. Стволы. Калитка. Еще милиция. Не останавливаться.
Когда тебя хватают за рукав, не останавливаться. "Мы на клирос".
Не останавливаться и не отпускать рук, держаться вместе. Звездный
купол погружен в черное небо, а дверь дышит теплом свечей и ладана.
Красные платы - взамен черных, и чей-то голос, молодой и взволнованный,
читает: "Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и
возгласил им: мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! Сие да
будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы
думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком
Иоилем...". Родные лица, бешено колотящаяся в грудную клетку
- изнутри и снаружи - радость: добрались. Все будет.
Плащаница, вся в белых цветах, как знак скорби и близящейся радости,
ибо знаем уже: "Его здесь нет...". Перелом - где-то в незримом
мире и здесь - ощутим был уже нынче утром, в субботу, на клиросе,
когда в какой-то момент службы старушки вдруг стали надевать белые
платки, сняв темные, в которых прожили весь долгий Пост. А тетя
Клава сказала: "Можно уже снимать. Уж и священники в белом. Сегодня
Господь спит. Отмучился. А скоро - рай откроется! И ад - откроется!"
(видением мне - вертикаль, в высоту "до чистоты", как дочь моя говорила
в 4 года, и в бездонность "до дна", пронизавшая мир вертикаль света,
в которой шум и шорох крыл, и переполненная тишина - громче звуков).
...В какой-то миг все вдруг приходит в движение: сдвигаются с места
и качаются над головами хоругви, иконы на шестах; дядя Сережа выносит
из алтаря разноцветного стекла фонарь на длинной палке, приоткрывает
дверцу и поправляет свечу внутри. "Ну, иди, уже пора, только
оденься" - это мне. Пробираюсь навстречу лицам, в открытом дверном
проеме - исчерна синяя ночь, двор, люди. Свечки уже зажжены. И -
внезапное одиночество в кромешной темноте и тишине. Крутая лестница
вверх, снизу всегда почему-то уставленная ведрами и швабрами, так
что первую ступеньку надо нащупать, стараясь не попасть ногой в
ведро. Так. Ступеньки. Далее! Люк, нащупываем задвижку. Тьма. Не
уронить дверь люка на голову! (падать высоко и круто). Приподнимаю
ее плечом, впуская в вертикальную тьму ночной небесный свет, прикручивая
проволокой к гвоздю, чтобы не упала. Еще дверь - и, на карачках
почти, выбираюсь в остро свежее ночное подколокольное пространство,
полное звезд. Небо близко. Проверяю веревки. Две в правую руку,
одна, от большого колокола, - в левую. Вдали кладбище. Его можно
угадать - легким облаком - над дорогой. А где-то рядом, почти под
колокольней, лежит мать Феодора, монахиня-алтарница, говорившая
мне, что в пасхальную ночь, если приложить ухо к земле, можно услышать
- когда священник в первый раз возглашает "Христос воскресе!"
- как все мертвые отвечают: "Воистину воскресе!". Только,
говорила, я-то все время занята в алтаре...
...Где-то там, в ветвях ее могилка. Она спала одетая - на случай
внезапного конца света, второго пришествия. Чтобы встать и идти.
Как солдат. В сторожке, когда бы мы ни сидели там, ожидая отца и
друг друга, распивая чай, слоняясь, разговаривая, - она всегда была
с раскрытой на коленях огромной книгой, читая - невозмутимо, неосудительно
- незыблемо. Во время службы всегда была в алтаре. А когда отец
Александр выносил чашу, она всегда была рядом - с алым платом
в руках. Где-то у меня хранится рисунок тех лет, где и отец Александр
с чашей, и мать Феодора встречает у чаши каждого, кто приобщается
Святых Тайн, и святой Никола смотрит с большой иконы на причастников,
на всех нас.
А однажды приезжаю и вижу ее на своем неизменном диванчике - только
лежа, и книга закрытая, с закладкою, рядом на стуле. "А я чуть
на Пасху не померла. «Скорая помощь» помешала. Отец Стефан говорит
- ну живи теперь еще до Пасхи..." - мать Феодора лежит
в черном своем облачении на диванчике, рядом - ее черные с бабочками
тапочки. "Да... все Валентин. Ты, говорит, никуда из дому не
ходи, жди. Я и жду - куды ж я из дому, ноги не ходят. А он на машине
из Москвы еще двух докторов привез. Из Москвы. Да. Чуть-чуть не
померла…" (вздыхает с скрытым сожалением - как бы хорошо на
Пасху-то умереть - не повезло...).
Мать Феодора, казалось мне, была всегда, и всегда казалось, что
никуда она не денется - непонятно, сколько же ей было десятков лет,
она была из того вида крепких старушек, что кажутся без возраста
(от забвения - когда родились? в каком десятилетии?) и без болезни
(все болеют, непрестанно болеют - и, болея, живут, так что болезнь
- не событие, а оболочка жизни, будто болезнью за здешнюю жизнь
и держатся, не было бы ее - улетели бы от бесплотности, высушенности,
нечем было бы за землю зацепиться) и уж подавно - никогда не могут
умереть (потому что по этой грани десятилетиями ходят).
"Живи теперь еще до Пасхи..." А ведь она действительно может
умереть - когда-нибудь... - это меня поразило. Вечная Феодора может
уйти?..
Кладбище - облако летящее. От колокольни (в подколоколье, в ободе
чугунного - над головой - вероятия звука, в ветре, вьющем колокольную
пеньку) - вольная изгибами дорога на кладбище. Через луг к лесу.
Оттого что оно к горизонту ближе - поднимается, очевидно: оно не
вдали на земле - но вблизи над землей, - с колокольней, колоколами
вровень. Если с земли смотреть, от церковной калитки - все равно
оно парит, - голубым туманцем оград. Ограды. Могилы - гряды, грядки.
В которые положено, посеяно, которое потом цветами оттуда
прорастает. Цветы, решетки, деревья. Сад. Кладбищенские цветы -
анютины глазки. Глядят – оттуда. Единственно неестественное, нездешнее
- надгробия - не дают этому цветочному решетчатому ажурному облаку
взлететь - тяжелы. Держат - до времени - над ("В час, когда протрубит
труба..."). Кресты не мешают: во-первых, они - подобие деревьев
- ветвями вверх, в стороны, - и даже помогают рвению, подобные планерам
и каркасам бумажных змеев (противоположность конусу - вниз - памятнику),
во-вторых, не монолитны (памятник), но ажурны и легки, как оградочное
облако, конструкцией - каркас летать умеющего аэроплана. Фотографические
лица из листвы и травы. Птицы.
Она умерла на Пасху, как и хотела, и ее обносили вокруг храма -
кажется, даже трижды, - под веселый пасхальный трезвон (звонил рыжий
загорский монах, - на колокольню забравшись, взял у меня веревки
из рук и поднял трезвон плясовой. Никакой скорби. Сплошное ликование).
А деревенские говорили: "Хорошо похоронили. Так - никого не хоронили.
Так - только Иисуса Христа хоронили". И мы с дочкой делали крест
из прутиков - пока пели пасхальные стихиры. Муж ее погиб еще в первую
мировую войну ("Я еще в том веке родилась"). Ясный ум, расположенность
к людям. Отец Александр: "Я смотрел на мать Феодору и думал -
куда идут поколения. С каждым поколением все хуже. Одна надежда
- что эта порода возродится". Жила она в Заветах. Добираясь
в храм, ловила такси на дороге - на нашем уголке, а огурцы ее славились
по всему Пушкино и Заветам - которые, по аберрации, именовались
среди нас - Новая Деревня - Заветы Ильича - Новыми Заветами. Прожила
97 лет - это по документам, а может, отец Александр говорил, и больше...
"Богослуживым чай надо..." - "Мы люди второго сорта, - нам можно
и беленького..." - "Николай Осипович из Загорска. Вот это была октава!.."
Поминки. Внучка Нина: глаза прекрасные, немного безумные - или сверх-ясные
(Феодорина порода). Нос, лепка - ее. Белизна, прозрачность лица
- как бы светящееся. Та же порода. Оказывается, она просила похоронить
себя в ограде храма.
И теперь, каждую Пасху, ночью, когда священник впервые восклицает
"Христос воскресе!" - я верю, что она-то уж, лежа вблизи
храма - со стороны правого придела, где так часто раздавала воду,
- она-то уж точно отвечает, с сонмом зде лежащих и повсюду - "Воистину
воскресе!". Только вот ухо к земле приложить - не удается мне
- в этот момент я всегда на колокольне...
"Ангел седяй на камени гробнем..." До недавнего времени
я была убеждена, что это народное такое песнопение, пока не услышала
его в "оперном" исполнении, как должно и как написал его автор-итальянец,
- так по-деревенски истово и тепло пели его у нас в Новой Деревне.
И я всякий год особенно ждала, когда запоют - после пережитого,
после скорби и слез поста - ликующее, как общий вздох, "Радуйтеся,
людие!"
Я вглядываюсь вниз, зажав колокольные веревки в руках. Внизу свечное
море. Где-то там, в ветвях, справа от храма - ее могилка. Когда
выйдут первые люди из храма, должен прозвучать первый удар большого
колокола.
Новая Деревня - Москва
|