СИМВОЛ ВЕРЫ
См. теодицея.
Творения святаго Григория Чудотворца,
епископа Неокесарийскаго. Пер. проф. Николая Сагарды. – Петроград:
Типография М. Меркушева, 1916. – С. 57.
Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного.
Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного, и Бессмертный Бессмертного, и Вечный Вечного.
И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся (людям), Образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, Виновник живущих, (Источник святой), Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все.
Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая.
Посему нет в Троице ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица.
КАНОНИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Творения святаго Григория Чудотворца,
епископа Неокесарийскаго. Пер. проф. Николая Сагарды. – Петроград:
Типография М. Меркушева, 1916. – С. 58-61.
В составе канонов оно же.
1. Не пища удручает нас, святый отец, если пленники ели то, что подавали им победители их, особенно, когда все согласно утверждают, что варвары, совершившие набег на наши страны, не приносили жертв идолам. Апостол же говорит: пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6, 13). Но и Спаситель, очищающий [1] всякую пищу, говорит: не то, что входит, сквернит человека, но то, что исходит [2]. [Подобное] и относительнаго того, что плененныя женщины растлены, так как варвары надругались над их телами. Но если и прежде была зазорна жизнь какой-нибудь из них, потому что она ходила к след очей блудодействующих (Чис. 15, 39; Иез. 6, 9), по написанному, то ясно, что любодейная наклонность подозрительна и во время плена, и таковых не скоро следует допускать к общению в молитвах. Если же какая жила в совершенном целомудрии и на деле доказала свою прежнюю жизнь чистою и вне всякаго подозрения, а теперь подверглась поруганию по насилию и принуждению, то [относительно такого случая] имеем пример во Второзаконии (22, 25-28) в лице отроковицы, которую человек встретил в поле и, принудив ее силою, преспал с нею: отроковице не делайте, говорит, ничего; на отроковице нет смертнаго греха, потому что [это то же], как если бы какой-либо человек возстал на своего ближняго и умертвил душу его, — так [и] это дело: отроковица кричала, и не было помогающаго ей. Так [следует поступать] в подобных случаях.
2. Но ужасно любостяжание, и невозможно в одном послании привести места
божественных писаний, в которых провозглашается, что отвратительно и
гнусно не только грабить, но и вообще быть любостяжательным и посягать
на чужое ради постыднаго прибытка; и всякий таковой [т. е. виновный в
этом] должен быть публично объявлен изгнанным из Церкви Божией. А
что во время [вражескаго] нашестия, среди столь великаго стенания и столь
многих слез, некоторые осмелились время, угрожающее всем гибелью, считать
для себя временем корысти, то это свойственно людям нечестивым и богоненавистным
и таким, которых низость не может быть превзойдена. Поэтому мы решили
объявить всех таковых отлученными, чтобы гнев не пришел на весь народ
и прежде всего на самих предстоятелей, потому что они не принимали решительных
мер. Ибо я боюсь, как говорит Писание, чтобы нечестивый не погубил
вместе с собою праведнаго (Быт. 18, 26). Ибо блуд, говорит, и
любостяжание, — ради них приходит гнев Божий на сынов противления.
Итак не будьте сообщниками их. Ибо вы некогда были тьма, а теперь свет
в Господе: как чада света ходите, — ибо плод света [состоит] во
всякой благости, праведности и истине, — испытывая, что благоугодно
Господу. И не участвуйте в безплодных делах тьмы, напротив того, и
обличайте, ибо о том, что происходит от них тайно, стыдно и говорить;
все же обнаруживаемое светом делается явным (Ефес. 5, 3. 6-13), Это
[говорит] апостол. Если же некоторые, подвергшиеся наказанию за прежнее
любостяжание, бывшее во время мира, в самое время гнева снова обратились
к любостяжанию, ища корысти от крови и погибели людей изгнанных, или
плененных, или убитых, то чего иного нужно ожидать, кроме того, что подвизающиеся
за любостяжание соберут гнев и самим себе и всему народу?
3. Вот, не Ахар ли, сын Зары, прегрешил [взяв] от заклятаго, и не пришел ли гнев на все сонмище Израилево? Он один только согрешил, [но] не один только умер в своем грехе. Но нам подобает в это время почитать заклятым всякое стяжание, если оно составляет не нашу собственность, а чужую. Ибо как тот Ахар взял часть добычи, так и эти теперь [взяли] из добычи; но тот [взял] принадлежавшее врагам, а эти теперь [взяли] принадлежавшее братьям, ища выгоды в погибельной корысти.
4. Никто пусть не обольщает себя даже под тем предлогом, что он нашел; ибо непозволительно, чтобы даже нашедший получал корысть. Второзаконие говорит: если увидишь тельца брата твоего и овцу, блуждающую на пути, то не оставляй их без внимания, но повороти их и направь к брату твоему; если же брат твой не приходит к тебе, и если ты не знаешь его, то ты собери их, и пусть они будут у тебя, пока не будет искать их брат твой, и возврати их [ему], и так поступай и с ослом его, и так поступай с одеждою его, и так поступай со всякой потерей брата твоего, что бы ни было потеряно им, и ты найдешь это (Втор. 22, 1-3). Так Второзаконие. А в книге Исход [то же сказано] не только [относително такого случая] если кто найдет принадлежащее брату, но и врагу: обратив, говорит, возврати его в дом господина его (Исх. 23, 4). Но если, таким образом, во время мира не позволительно искать выгоды от брата или врага, который ведет жизнь беззаботную и изнеженную и не печется о своей собственности, то насколько больше в том случае, когда он находится в несчастии и убегает от врагов и по нужде оставляет собственность.
5. Другие же обольщаются, удерживая чужое, которое нашли, вместо своей
утраченной собственности, чтобы, после того как Ворады и Готы причинили
им то, что связано с войною, им самим сделаться Ворадами и Готами для
других. Итак, ради этого мы послали к вам брата и со-старца Евфросина,
чтобы он по здешнему образцу и там установил подобным образом, и чьи
обвинения должно принимать и кого объявить отлученным от молитв.
6. Далее, возвещено нам также нечто невероятное, происшедшее в вашей стране, без сомнения, от [людей] неверных и нечестивых и не познавших даже имени Господа, именно, что некоторые дошли до такого безчеловечия и жестокости, что насильно держат у себя некоторых убежавших пленников. Пошлите кого-нибудь в страну [для разследования и устранения этого], чтобы молния не упала на совершающих таковое.
7. Тех же, которые примкнули к варварам и с ними, находясь в плену, принимали участие в нападении, забывши что они были понтийцами и христианами, и настолько одичали, что убивали единоплеменников или деревом или удавлением, и показывали не знающим [местности] варварам или пути или жилиша [христиан], этих должно удалить даже от слушания, пока сошедшимся святым угодно будет вынести о них какое-нибудь решение и прежде них Святому Духу.
8. Тех, которые отважились напасть на чужие дома, если обвиненные будут
изобличены, не должно удостоивать даже слушания; но если они сами объявят
о себе и возвратят [похищенное], то они должны в чине обращающихся припадать.
9. Тех, которые на поле или в своих собственных домах нашли что-нибудь,
оставленное варварами, если обвиненные будут изобличены, подобным образом
[должно считать] среди припадающих; если же сами объявят о себе
и отдадут, то должно удостоить их и молитвы.
10. Но должно, чтобы исполняющие эту заповедь, исполняли ее без всякой постыдной корысти, не требуя награды ни за указание вещи, ни за сохранение, ни за обретение, ни [за что-либо подобное] каким бы именем оно ни называлось.
11. (Плач бывает вне врат молитвеннаго дома, где стоя согрешающий должен просить входящих [в храм] верных, чтобы помолились за него. Слушание — внутри врат в притворе, где согрешивший должен стоять до молитвы об оглашаемых и затем уходить. Ибо, — говорит, — слушающий Писания и учение должен быть изгнан и не удостоиваться молитвы. Припадание же [состоит в том], чтобы стоящий внутри врат храма выходил вместе с оглашаемыми. Стояние вместе [состоит в том], чтобы [согрешивший] стоял вместе с верными и не выходил с оглашаемыми. В конце — участие в святых таинствах).
Примечания:
[1] Объявляющий чистою всякую пищу.
[2] Οὐ εἰς πορευόμενον, ϕησὶ, ϰοινοῖ τὸν ἄνϑρωπον, ἀλλὰ τὸ ἐϰπορευόμενον; ср. Матф. 15, 11: οὐ τὸ εἰσερχόμενον εἰς τὸ στόμα ϰτλ.