М. Геллер, А. Некрич
ИСТОРИЯ РОССИИ: 1917-1995
Утопия у власти
Книга первая. Социализм в одной стране
См. их курс истории до 1917 года.
ВВЕДЕНИЕ
Глава первая. КАНУНЫ
Глава вторая. ИЗ ЦАРСТВА НЕОБХОДИМОСТИ
В ЦАРСТВО СВОБОДЫ (1918–1920)
Глава третья. ПОИСКИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ
Глава четвертая. ПОИСКИ КОНФЛИКТОВ (1926
— 1928)
Глава пятая. ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ (1929 —
1934)
Глава шестая. СОЦИАЛИЗМ ЗАВОЕВАН (1935
— 1938)
Глава седьмая. НА РУБЕЖЕ
Глава восьмая. ВОЙНА (1941 — 1945)
Книга вторая. Мировая империя
Глава девятая СУМЕРКИ СТАЛИНСКОЙ ЭРЫ
(1945—1953)
Глава десятая ГОДЫ РАСТЕРЯННОСТИ И НАДЕЖД
(1953—1964)
Глава одиннадцатая ЭПОХА РЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИЗМА
(1965—1980)
Глава двенадцатая ПОСЛЕ БРЕЖНЕВА
Книга третья. Седьмой секретарь. Блеск и нищета Михаила Горбачёва
1. МУЖ СУДЕБ
2. КРИЗИС
3. РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ
4. ЧТО ДЕЛАТЬ?
5. КОЛУМБОВО ЯЙЦО ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ:
КАДРЫ
6. В ЗЕНИТЕ
7. ЗАКАТ ИМПЕРИИ?
8. ЭСКИЗ ПОРТРЕТА ВОЖДЯ
9. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
10. Послесловие: Что было
потом?
Из прошлого в будущее
Для удобства читателей, желающих воспользоваться справочным аппаратом, в скобках
даны страницы однотомного издания. Они соответствуют тем, которые указаны в разделах
«Примечания», «Хронология», «Именной указатель».
SBN 5-87902-086-Х
ISBN 5-87902-004-5
© М.Я. Геллер, А.М. Некрич
© Издательство «МИК»
© Оформление Н.Е. Эляшберг
Об авторах
МИХАИЛ ГЕЛЛЕР родился в 1922 году. По образованию историк, доктор исторических
наук. В конце 60-х г.г. вынужден был уехать из СССР. С 1969 года живет и работает
в Париже. Профессор Сорбонны. Автор ряда книг, исследующих различные аспекты русской
литературы и истории, в том числе. «Концентрационный мир и советская литература»,
«Андрей Платонов в поисках счастья», «Под взглядом Москвы», «Машина и винтики.
История формирования советского человека». Работы М. Геллера публиковались в Англии,
Франции, Польше и других странах.
АЛЕКСАНДР НЕКРИЧ (1920—1993 г.г.) — историк по образованию, доктор исторических
наук. С 1950 по 1976 год — старший научный сотрудник Института Всеобщей Истории
Академии Наук СССР Событием не только для ученых, но и широких кругов интеллигенции
стала публикация в Москве в 1965 году его книги «1941, 22 июня». После ее выхода
в свет А. Некрич был выдворен вначале из института, а затем и из страны.
С 1976 года он — научный сотрудник Русского Исследовательского Центра Гарвардского
университета в США. А. Некрич — автор многих работ по истории Великобритании,
СССР, международных отношений, второй мировой войны, в том числе: «Внешняя политика
Англии. 1939—1941г.г.», «1941, 22 июня», «Наказанные народы», «Отрешись от страха.
Воспоминания историка». Труды А. Некрича публиковались в СССР, США, Англии и других
странах.
НОВОМУ ЧИТАТЕЛЮ
«Утопия у власти» имела три русских издания, но публиковало «историю Советского
Союза с 1917 г. до наших дней» лондонское издательство. В 1992-1993 гг. «Утопия
у власти» была напечатана в приложении к парижской газете «Русская мысль». В 1982
г., когда книга была закончена, о московском издании речи, конечно, быть не могло.
«Утопия у власти» доходила на родину авторов, но одиночными экземплярами, которые
не рекомендовалось держать открыто на полках.
Первое московское издание приходит к новому читателю. Он новый, ибо может читать
историю Советского Союза, написанную свободно, без всякой цензуры, в России, которая
перестала — или почти перестала — бояться своего прошлого. Читатель новый и потому,
что он не живет в Советском Союзе. «Утопия у власти» заканчивалась констатацией
факта: в результате неудержимой, как тогда казалось, экспансии над советской империей
никогда не заходило солнце. СССР был супердержавой. Одной из двух, и шли споры:
какая — первая. Экспансия остановилась. Империя рухнула. Сегодня книгу держит
в руках новый читатель, гражданин России.
Александр Некрич, один из авторов «Утопии», умер в 1993 г.
Он был согласен с тем, что история Советского Союза, доведенная двумя авторами
до 1985 г. /третье издание/, будет дополнена «Седьмым секретарем», книгой о «блеске
и нищете Михаила Горбачева», написанной Михаилом Геллером. Таким образом читатель
получает историю самого значительного феномена XX в. — историю СССР со дня захвата
власти большевиками в октябре 1917г., до роспуска Советского Союза бывшими коммунистами
в декабре 1991г.
Авторам казалось важным продемонстрировать, что советский феномен не был только
главой русской истории. Он был явлением универсальным.
Николай Бердяев, бывший свидетелем революции в России, изгнанный Лениным из
строившегося земного рая, писал, что человечество всегда мечтало об идеальном
государственном и общественном строе и боялось только, что реализовать утопию
невозможно. В 1922 г. русский философ предупреждал: утопию можно построить. И
это его очень пугало. Николай Бердяев надеялся, что наступит век, когда будут
найдены средства избежать утопии и вернуться к обществу менее идеальному, но более
свободному.
Возможно, мы стоим перед этим новым веком. «Утопия у власти» — история строительства
«идеального» мира, стоившего непересчитанных поныне жертв. Одновременно — это
история трансформации человека в ходе строительства. Все знают сегодня, что история
ничему не учит. Но всем знакомо предупреждение мудреца: те, кто не знают своего
прошлого, осуждены вновь его пережить.
Человек будущего — это тот, у кого окажется самая долгая память.
Фридрих Ницше
«Горе побежденным», — говорили еще древние римляне. Горе побежденным означало, и означает, не только истребление побежденных или превращение их в рабов. Оно означало, и означает, что победитель пишет историю победоносной» войны, овладевает прошлым, овладевает памятью. Джордж Орвелл, единственный, быть может, западный писатель, понявший глубинную суть советского мира, создал формулу четкую и беспощадную: тот, кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Но английский писатель не был первым. До него первый русский историк-марксист М. Н. Покровский утверждал: история есть политика, опрокинутая в прошлое.
С древнейших времен историю писали победители. История Советского Союза не просто еще один пример, подтверждающий правило. Здесь в наивысшей степени история сознательно и последовательно была поставлена на службу власти. После Октябрьского переворота происходит не только национализация средств производства, национализируются все области жизни. И прежде всего — память, история.
Память делает человека человеком. Лишенный памяти, человек превращается в бесформенную массу, из которой те, кто контролирует прошлое, могут лепить все, что им угодно. Граф Бенкендорф писал: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более, чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». Именно с этой точки зрения, полагал он, «русская история должна быть рассматриваема и писана».
[7/8]
Первый шеф корпуса жандармов был твердо убежден в справедливости этой точки зрения. А. М. Горький, учивший: «Нам необходимо знать все, что было в прошлом, но не так, как об этом уже рассказано, а так, как все это освещается учением Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина»1 — был твердо убежден в необходимости этой точки зрения. Фундаментальное учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, как бы опираясь на благие пожелания графа Бенкендорфа, сумело лишить народ памяти. На протяжении нескольких послереволюционных лет была разработана техника манипулирования прошлым, контроля над историей, неизвестная ранее человечеству. Манипулируется и контролируется, как российское прошлое — история России и входивших в состав империи народов, так и советское прошлое — история СССР. Впрочем, история СССР, государственного объединения, возникшего в 1922 г., начинается в советских учебниках с истории государства Урарту. Таким образом, судя по этим учебникам, триумфальное шествие к сияющим вершинам зрелого социализма началось у подножья озера Ван в 9-м веке до нашей эры.
Многие западные историки, на словах отвергающие официальную точку зрения советской историографии, в действительности принимают ее. Истоки 1917 г. они ищут в неурядицах киевских князей, в татарском иге, в жестокости Ивана IV и беспощадности Петра I, в разорванных Анной Иоановной в 1730 г. «кондициях», ограничивающих монархическую власть, или в подписании Петром III в 1761 г. манифеста о дворянской вольности. Уход в далекое прошлое позволяет советским историкам доказывать, что мечту о социализме лелеяли еще смерды Юрия Долгорукого, а московский князь Иван Калита готовил будущий расцвет столицы первой в мире страны победившего социализма. Уход в далекое прошлое позволяет западным историкам тянуть прямую линию от Ивана Васильевича к Иосифу Виссарионовичу, от Малюты Скуратова к Юрию Андропову, легко доказывая таким образом, что Россия — со скифских времен — неудержимо шла к Октябрьской революции и советской власти. Ибо — таков национальный характер русского народа. Нигде больше, по мысли этих ученых, подобное невозможно.
Не подлежит сомнению, что исторические события сказываются на жизни народов не только непосредственно, но и много, иногда столетия спустя. Совершенно очевидно, что при изучении истории необходимо учитывать географию, климатические условия, характер почв, национальные черты жителей, формы правления. Сходны для всех современных обществ такие постоянные факторы, как индустриализация, урбанизация, демографические циклы.
[8/9]
Учет всех этих факторов оказывается недостаточным при изучении истории советского государства. Специфическая особенность — тотальное воздействие правящей партии на все области жизни в размерах никогда в прошлом неизвестных — определило характер всех советских институтов и характер Гомо Советикус, советского человека. Это тотальное воздействие исказило ход нормальных процессов, присущих современным обществам, и привело к возникновению небывалого в истории общества и государства.
Переход от дооктябрьской России к СССР был, как выразился А. Солженицын, «не продолжением, но смертельным изломом хребта, который едва не окончился полной национальной гибелью». История Советского Союза это — история превращения России, страны не лучше и не хуже других, со своими особенностями, но сравнимой во всех отношениях с другими европейскими государствами, в СССР — явление неизвестное ранее человечеству.
25 октября 1917 г. начинается новая эпоха. История России кончилась. Ее место заняла история СССР. Новая эпоха начинается для всего человечества, ибо последствия Октябрьского переворота ощутил — и ощущает — весь мир. «История Гомо Сапиенс, напишет Артур Кестлер, — началась с нуля». И, можно добавить: отсюда же началась и история Гомо Советикус.
Примечания
|