Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

Свящ. Андрей Берман

Христос-купец и корабль-церковь. К вопросу об источниках хлыстовского мотива о "богатом госте".

2013 год

Важнейшим источником по истории раннего сектантства являются духовные стихи. Важность этого источника определяется еще и тем, что это единственный нарратив, который исходит из самих сектантских общин. Видимо наиболее ранними текстами данного характера являются стихи, вошедшие в сборник, принадлежавший фигуранту следственного дела о московских хлыстах 1745 г. Василию Степанову [1]. Особый интерес, на мой взгляд, может представлять стих № 13. В сборнике Василия Степанова этот стих имеет заголовок: «Сия песенка—как Сын Божий призывал вол(ъ)ных людей охотников на большей корабль». Далее сектантская община предстает в виде корабля, который управляется «богатым гостем» - Христом. «Богатый гость» сзывает на корабль «вольных людей», «охотничков» и предлагает покупать «товары бесценные» не за золото и жемчуг, а за духовные подвиги и радения:

Государь ты наш батюшка, богатый гость,

Нет тебя государя богатее

Ни на небе, а ни на земле.

У тебя же, сударя, бол(ь)шой корабль,

Богатый гость по кораблю покатывает,

В золоту трубочку вострубливает,

Воскликивает своих людей вол(ь)ных:

«Подите ко мне, люди вол(ь)ные все охотнички,

Подите ко мне на большой корабль,

Покупайте товары безценныя,

Безценныя-драгоценныя,

Не златом покупайте, ни серебром,

Не крупныем акатистым жемчугом,

Покупайте товары безценные,

Безценные-драгоценные

Вы верою и радением,

Сердечным своим попечением,

Вы слезным своим и течением

И нощным, други, умолением».

Слава тебе, Царю Небесному.

Значимость этого текста отмечает и А. Панченко: «Образ корабля имеет чрезвычайно важное значение для всей культуры русских сектантов-экстатиков. Кораблем называется и сектантская община, и один (по-видимому, наиболее ранний) из видов радения» [2]. В своей книге о культуре русских мистических сект А. Панченко посвящает специальный параграф символике корабля и плаванья в фольклоре русских мистических сект, в которой имеется ряд очень ценных наблюдений и замечаний [3]. Автор проводит параллели между сектантской лирикой и произведениями древнерусской литературы (Послание новгородского архиепископа Василия Калики о рае) и былинами (Василий Буслаев). Опираясь на исследования В. Проппа и Т. Новичковой А. Панченко приходит к выводу о том, что и в Послании Василия Калики и былине о Василии Буслаеве и в хлыстовских песнях тема плаванья на корабле к берегам Святой Земли может символизировать путешествие в потусторонний мир или в Царство Небесное. Панченко отмечает, что в русских фольклорных текстах фигурантами такого плаванья чаще всего оказываются купцы или разбойники, что, по мнению автора, можно объяснить особым, потусторонним статусов купцов и разбойников в русской народной культуре. Этот статус А. Панченко связывает с особым статусом денег и богатства в крестьянской среде. На мой взгляд, этот статус надо скорее связывать с потусторонним статусом самой дороги (частным вариантом которой является море) и путешественников [4]. Чрезвычайно важной представляется гипотеза А. Панченко о связи т.н. «корабельного радения» и народной драмы «Лодка»: «...Все разбойники садятся на пол, образуя между собою пустое пространство (лодка), в котором расхаживают Атаман и Эсаул. ... Гребцы снимают шапки и крестятся; затем начинают раскачиваться взад и вперед, хлопая рукою об руку (изображается гребля и плеск весел)» [5]. Ну и наконец, сам автор признает, что вышеописанная символика может быть не единственным фактором повлиявшим на формирование сектантской обрядности. В качестве еще одного возможного источника «корабельной» символики А. Панченко указывает на иконографический сюжет, где церковь представлена в виде корабля [6]. На этой теме я хочу остановиться подробнее, однако перед этим хотелось бы сделать некоторое замечания по поводу самого фольклорного сюжета о корабле и гостях. На мой взгляд, следует обратить внимание на то, что указанные А. Панченко «Послание о рае» Василия Калики и былина о Василии Буслаеве происходят из Новгорода. Кроме того, оба памятника объединяет тема паломничества в Иерусалим. Помимо указанных произведений можно назвать еще несколько происходящих из Новгорода хождений к святым местам – в Иерусалим и Константинополь – это «Книга Паломник» архиепископа Новгородского Антония, «Странник» Стефана Новгородца. Архимандрит новгородского Юрьева монастыря, побывавший в Иерусалиме в 1134 г. по поручению посадника Мирослава Гюрятинича привез «доску оконечную» гроба Господня, которая послужила основанием для создания в Софийском соборе «кувуклии» – копии часовни Воскресения [7]. На мой взгляд, такое количество средневековых литературных памятников, связанных с паломничеством происходящих из Новгорода не является случайным. Известно, что основу экономики Новгорода составляла торговля, причем большая часть торговых маршрутов проходила по воде, по рекам и далее морским путем. То же самое можно сказать и о паломнических маршрутах. Очевидно, что паломнические путешествия для новгородцев были продолжением их торговых предприятий. Таким образом, торговля и паломничество оказываются тесно связанными. Характерно, что с конца XIV до середины XVII вв. обычной среди русских паломников является фигура купца (дьяк Александр, Позняков, Коробейников, Василий Гагара).

Теперь вернемся к мотиву корабля в хлыстовской поэзии. Образ церковной общины как корабля спасения представляет собой контаминацию ветхозаветного образа Ноева ковчега и новозаветного – ладьи Петровой. Специфической особенностью хлыстовских стихов является то, что в качестве «богатого гостя», т.е. купца, выступает сам Христос. Насколько я могу судить в древнерусской литературе образ Христа в качестве купца, да еще и богатого не встречается. Купец фигурирует в Евангелии от Матфея, в притче о драгоценной жемчужине [8], однако там отсутствуют какие-либо намеки на путешествие или на корабль. Отсутствие образа Христа в качестве купца в средневековых русских литературных памятниках, впрочем, не удивительно, если учитывать тот факт, что сама по себе торговля не очень-то вписывалась в средневековую картину мира в качестве социально престижного занятия (за исключением разве что Новгорода, где торговля составляла основу экономики). Однако по мере того, как значение торговли в жизни христианских стран начинает возрастать, появляются и попытки оправдать торговую деятельность с точки зрения христианской морали. Идеологической основой этих попыток стало учение святого Августина об искуплении. Иаков Ворагинский, в «Золотой легенде» прибегает к текстам Августина для того, чтобы объяснить читателям то, каким образом Иисус спас род человеческий. В трактате о «Страстях Господа нашего» Иаков цитирует Августина: «И святой Августин говорит, обращаясь к тем, кто отвергает примирение (с Богом – А.Б.), говорит от лица Иисуса Христа упрекая их: когда ты был врагом Отца Моего я примирил тебя, когда ты был изгнан я выкупил тебя…» [9]. По словам А. Гуревича «автор знаменитой «Золотой легенды», уподоблял купцу самого Христа: на корабле креста Он приплывает, дабы дать людям возможность обменять земные преходящие вещи на вечные» [10]. Не будет лишним отметить, что «Золотая легенда» была известна на Руси. В XV в., через Польшу она попала в Новгород, в XVII в. была среди источников, которыми пользовался Димитрий Ростовский при составлении Четьих Миней [11].

Сочинения Иакова Ворагинского, надо полагать, повлияли на становление иконографии, изображающей корабль церкви. Видимо одним из ранних подобных изображений является миниатюра из т.н. «Бревиария Пикколомини» из Pierpont Morgan Library (MS 799, fol. 234v) изданный в Ломбардии ок. 1475 г. [12]. Миниатюра аллегорически изображает церковь в виде корабля, управляемого апостолом Петром. Петр, в данном случае, символизирует римского папу. Вместо мачты на корабле установлен крест с распятым Христом. Интересно, что в данном случае в роли враждебных церкви сил выступают не турки и не еретики (Рефомация еще не началась), а войско неаполитанского короля Фердинанда I Арагонского, прославившегося своей жестокостью и распутством [13].

 

В 1492 г. истекала седьмая тысяча лет, рассчитанная богословами согласно Библии. В связи с этим в христианских странах стали ожидать конца света. Сюжет церкви-корабля, на котором спасутся праведники, стал использоваться для иллюстрации эсхатологических ожиданий. В 1508 г. ученик Дюрера Ханс Зюсс фон Кульмбах украсил подобной гравюрой изданное в Нюрнберге эсхатологическое сочинение историка Йозефа Грюнпека «Speculum naturalis caelestis et propheticae visionis omnium calamitatum quae super omnes status stirpes et nationes Christiani reipublicae proximis temporibus venturae sunt», т.е. «Зеркало всех стихийных бедствий приходящих свыше, всех пророческих видений о том, что должно произойти в последнее время с христианскими государствами, странами и народами». На гравюре изображается развалившийся пополам корабль церкви, идущий ко дну во главе с духовенством. Мачту корабля венчает парус, с изображением распятия. Гравюра, судя по всему, носит антиклерикальный характер [14].

Особую актуальность сюжет корабля-церкви во главе с Христом и крестом вместо мачты приобретает в период Реформации и религиозных войн. В результате изобретения книгопечатания появляется возможность тиражировать данный сюжет в массовом порядке. Противоборствующие в ходе Реформации партии с активно используют эту иконографию в своих целях.

Сюжет, использованный Кульмбахом, судя по всему, лег в основу печатного листа, изданного в 1545 г. немецким художником Маттиасом Герунгом в серии гравюр посвященных апокалипсису [15]. На этой гравюре изображение Христа или Распятия отсутствуют. Видимо художник стремился показать, в соответствии с протестантскими воззрениями, что католическая церковь вообще непричастна Христу

В середине XVI в. известный немецкий гравер Ханс Вайгель Старший издал большой печатный лист, изображающий корабль церкви. Композиция гравюры Вайгеля отличается большой сложностью. В отличие от предыдущих изображений Христос изображен не распятым, а как бы воскресшим, держащим крест, который является одновременно мачтой корабля. На корме судна расположились апостолы, в центре, рядом с крестом-мачтой совершаются таинства церкви – крещение и евхаристия. Носовым рулем управляет апостол Петр, на веслах сидят святые, вести корабль помогают святые. Рядом с кораблем, в воде, судя по всему, тонут разного рода ересиархи. Из морской пучины, на конях, в одежде турецких воинов выскакивают враги церкви. На заднем плане, в левом верхнем углу изображен Иерусалим с угадывающимися очертаниями храма Воскресения Христова [16].

Сходной по композиции является еще одна гравюра, явно восходящая к эпохе барокко [17].

Особенностью этого изображение является отсутствие фигуры Христа. Центральное место в этой гравюре принадлежит апостолу Петру, что можно объяснить полемикой против протестантов, отрицавших власть римских пап, обоснованием которой служило учение о примате Петра.

В 1620 г. Пьер Фиренс, фламандский художник, работавший во Франции, вернулся к традиционной композиции, с распятым Христом на кресте, установленном вместо мачты. Гравюра Фиренса носит название «Торговое судно». Кораблем управляет ангел, парус образует сень над сидящей Марией с младенцем. В центре выставлены «товары», которые везет корабль: святые Дары, семь сосудов, символизирующих таинства церкви [18].

В период английской революции, в 1648 г. Роберт Уолтон-Томасон издал печатный лист под названием «Невидимое оружие или Триумф истины над заблуждениями». Текст этого отпечатка перечисляет не менее тридцати девяти таких заблуждениями и опровергает их с цитатами из Библии, которую сама Церковь, сидя под навесом в центре палубы, держит на ладони. Лодку церкви пытается одолеть пестрое собрание тиранов, ересиархов и сектантов, с протестантской точки зрения, конечно: Нерон и Домициан, Арий, папа, турок, шейкер, арминианине, социниане, фамилисты, иезуиты, «паписты» и т.д. [19].

Вариантом изображения церкви-корабля является аллегорическое изображение ордена августинианцев, отпечатанное в 1580 г. Гравюра, в целом, повторяет устоявшуюся композицию с кораблем в центре, только вместо апостолов или святых на веслах сидят монахи-августинианцы, а в качестве капитана корабля, вместо Иисуса или апостола Петра выступает святой Августин. Отпечаток носит название «Admiranda beati Avrelii Avgustini». Особенностью этой гравюры является соединение в одну композицию и мотива корабля и мотива Страшного суда. В нижней части отпечатка имеется фигура Христа, отделяющего праведников от грешников, причем грешники сразу отправляются в ад, который должно символизировать морское чудовище с открытой пастью, изображенное в нижнем левом углу [20].

 

Ну и наконец, надо упомянуть, что композиция с кораблем в центре в период Реформации и религиозных войн используется не только для визуализации религиозных идей, но и для иллюстрации политических реалий. Изданный в 1646 г. листок под названием «Englands Miraculous Preservation Emblematically Described, Erected for a perpetuall Monument to Posterity», изображавший английское государство в виде корабля носимого бурными волнами революции и разделенного на три отсека или палубы. Три палубы символизировали Палату лордов, Палату общин и Вестминстерскую ассамблею, созданную для реформы английской церкви. На привычном месте врагов церкви, в данном случае находятся видные роялисты: принц Руперт Пфальцский и Уильям Говард, виконт Стаффорд [21].

 

Говоря о распространении сюжета о корабле-церкви, нельзя не сделать еще одно важное замечание. Появление печатных картинок с указанным сюжетом было вызвано не только Реформацией и религиозными войнами. Этот период вошел в историю еще и как эпоха великих географических открытий. Морские суда, предметы заморской торговли, сами моряки становятся привычной составляющей европейской жизни. Появившись в Италии, которая издавна была связана с морем, сюжет особенно широко распространяется в странах северной Европы, откуда происходит большая часть представленных изображений. Неудивительно, что в условиях бурного развития мореплавания данный сюжет приобретает популярность для иллюстрации религиозных и политических разногласий [22].

Широко распространенные в Западной Европе листы с изображениями церкви-корабля попадают и в православные земли. Особенно удобной в этом отношении была Речь Посполитая, в составе которой проживало и католическое и протестантское и православное население. Определенное количество подобных картинок вместе с латинскими богословскими книгами видимо имелось в обиходе украинского духовенства.

В 1666 г., уже после присоединения части Украины к Московскому государству, в Киеве выходит в свет сочинение епископа Черниговского Лазаря (Барановича) «Мечь духовный». На титульном листе этого издания, в нижней части сложной композиции имелось изображение церкви-корабля во главе с Христом в качестве кормчего. Собственно говоря, эта гравюра изображала морское сражение двух кораблей: корабля Христова – Церкви и корабля антихристова, украшенного парусом с изображением змеи. Христов корабль побеждает врагов словом Божиим, о чем должна свидетельствовать цитата из послания апостола Павла к евреям (Евр. 4, 12) «Слово Божие и действенно, и острейше всякого меча обоюдуостра». В подтверждение данного тезиса изо рта Иисуса исходит меч [23].

Гравюры из «Меча духовного» оказались очень популярными среди русских иконописцев и сюжет церкви-корабля стал использоваться уже в русской религиозной полемики между староверами различных согласий между собой и господствующей церковью. Концом XVII – нач. XVIII в. датируется старообрядческая икона «Образ гонения на церковь Божию». На иконе изображен корабль с мачтой в виде креста, ведомый самим Иисусом Христом, окруженным апостолами, вероучителями и мучениками. Плавание совершается в бурном житейском море, где последователей Христа подстерегают бесчисленные опасности: тут и известные своей растленностью вавилоняне, и римские императоры-язычники, и древние ересиархи, и более близкие по времени деятели «поповщины» и «нетовщины» [24].

В середине XVII в. трудами местных купцов в Ярославле была построена знаменитая церковь Ильи-пророка. Около 1716 г. галерея церкви была украшена стенной росписью, источником которой стала книга Лазаря (Барановича) «Меч духовный» [25].

Во время следствия по делу о «квакерской ереси» 1745 – 56 гг. у Василия Степанова, вместе со сборником духовных стихов было изъяты два письма содержание которых, думаю, следует привести целиком:

1. «Пишем к вашей любви послания, достойныя служителем столпам непоколебимым Божиим рочителем воеводам духовным евангельских словес хранителям во свете предстоятелям и в мыслех крепко разумных и истину пути Божия любителям чисто сердечным и имеющим дерзновение ко Святому духу сиятелем сильныя земли християнския, богохранимых стран ярославских и молитвою своею добре к Богу насажденныя, от единородного Отца происшедшим, но от Единыя Государыни нашея матери рожденным от небытия в бытие от тмы во свет, пришедшим птицам богопарным ластовицам златообразным, кореню превысочайшему драгим ветвиям, нищелюбцам и страннолюбцам в тишине живущим в добродетелех цветущим насыщающимся благодати Святаго Духа звездам поднебесным о Христе собранным иноческого пребывания.

От пустынных горлиц заклеванных голубиц от сирот победных от смутных утроб наших и от птиц, неимущих гнезда своего ни солнечного сияния без тихаго пристанища неимущих где главы преклонить от победных братий и сестер ваших от сильного царства Московского и от любви нашея христианския ныне промеж нас снедает печаль утробу нашу и просим от вас слезного моления духовного благословения:

Не ясен сокол к вам с Москвы летит по широкой по троицкой дороженьке до Ярославля до города по уездам окольным, приходит к вам печальная грамотка с дворца Государева, ко совету братей и сестер духовных буди вам неложное известия, что у нас превысочайший житель гора Сионская сердечных очей наших насладитель, солнце пресветлое, древо златоверхое Государь наш паче всех человек пресветлой ясно зритель от невежествия к разуму всех производитель великий наш пастырь и учитель своего стада словесных овец преславный светильник и пресловущий образ, корабль драгоценный, житель неизглаголанныя радости Вышняго Иерусалима; поднялся от земли на небо, аки солнце закатилось, ко отцу своему небесному, ко творцу превышнему ко Утешителю благому ко Духу Святому блаженному, а вам оставляет благословение, душам вашим прощение и грехам отпущение. Приказал наш Государь Батюшка во одной любви жить на сырой земли, не тронуть бы костями его вогробовой доски, не держаться гневу и ярости и удаляться мирския прелести, поминать бы постом и молитвою и сердечным попечением слезным течением, а укатился наш Государь Батюшка от воплощения Сына Божия 1732 году мес. ноября 9 числа, на другой день Михайлова дня т.е. 4-м – 5-м часу нощи, а погребение его было Государя Батюшки в третий день недельный в воскресенье 12 числа».

2. «По милости Божией и великих святителей Московских Чудотворцев пишем от нарицаемого града Ярославля и от любви нашея християнския в Богохранимый и царствующий град Москву безначального Царя священным предстоятелем и великим пастырям и учителям Христова стада словесных овец, преславным и великим столпам церковным земнаго Серафима носящи и великий образ Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа, и дивным чесным святителем, еже Бога достойным, святительским чесным саном Богом преукрашенным и Богом направляемым корабль правительствующим, изрядным християнского рода щедраго и великаго Бога призывателем и Его непостидным милосердием почтенным и страшного престола Божия достойным служителем, трисвятую песнь приносителем вомного словущим и везде именитующим и богом строенным ко спасению идущим и желателям неизглаголанным и радости вышняго Иерусалима о Христе собранным иноческого пребывания евангельского гласа пространного жития клонителям и молитвою своей аки копием диавала побеждаеши пустынным жителям весело образным и умильно гласным в ответе умным и в речах поспешным вмыслех крепким и Богом превознесенным и в человецех избранным держащим подвиг ко Спасу и Пречистей Его БогоМатери хвалителем Тройцы Отца и Сына и Св.-Духа и Его блаженныя и вечно достойныя памяти Государя нашего Батюшки и раднова солнышка и заповедям Божиим всем хранителем благо корене родившегося и воблагочестии воспитанным яко праведному Иеву от многия философии наученным к истинному пути Божию любовь и чистосердие имеюще ко Св.-Духу многословесным и в речах наказателем и учителем нашего младоумия аки Иосифу Прекрасному в лепоте лица Твоего от великого царства Российского от сильныя земли християнския от нарицаемого града Ярославля в богохранимый и в царствующий град Москву всем братиям и сестрам от мала до велика по нискому поклону и благодарны мы за ваше великое милосердие и за вашу любовь. Братия и сестры исполать вам братия Московския что вы горозди Богу молитися познали вы Его блаженное и вечно достойныя памяти вознесение, а мы грешныя согрешили об нас пожалейте помолитеся и изволите про нас уведать и про наше суетное житие и мы аки корабль впучине морской волнами потопляемся и трудно страждущих и како братия и сестры впрежнее время и впрошедшия дни и часы ради всевышнего бога и святаго дуза и ради троицы нераздельныя и его ради Государева милости любви кнам грешным претворили и нас привремени не покидали тако квам инапредни пожалуйте любовь сотворите и воспомяните нас грешных на своих праведных честных молитвах а мы грешныя вашей любви желатели и искатели и неоставления вашего всеусердно и единокупно желаем о мала и до велика вашего милосердия любвения ради человеческаго всепокорне кланяемся 1732 месяца декабря в 12 день» [26].

Основным содержанием писем является сообщение о смерти в Москве сектантского лидера Прокопия Лупкина. Как видно из писем, одним из адресатов была община в Ярославле. Согласно подсчетам Нечаева сектантская община в Ярославле и Ярославском уезде была второй по численности после московской [27]. Ярославль в XVII – нач. XVIII вв. занимал важное место в формировании всероссийского рынка. От Ярославля начиналось «большое» судоходство на Волге, город был важным пунктом на Волжском торговом пути. По объему товарные партии ярославских людей, предназначенные на рынок Астрахани, примерно на 2/3 состояли из продуктов западноевропейского происхождения. Ярославские купцы выполняли посредническую функцию между северным и южным портами России, являясь поставщиками западноевропейских товаров на рынки Ирана и Средней Азии. Аналогичную функцию ярославцы осуществляли и в обратном направлении, распространяя товары восточных стран во внутренних областях России и осуществляя их доставку к северным портам страны – Архангельску [28]. Не удивительно, что ярославские купцы, украшая церковь Ильи Пророка обратились к образу корабля-церкви. Из следственного дела 1733 г. известно, что один из лидеров секты хлыстов Прокопий Лупкин был «купецкой человек» [29]. В 1717 г., оказавшись под следствием в Угличе, Лупкин мог дать подьячему воеводской канцелярии в качестве взятки за свое освобождение значительную, по тем временам, сумму 200 рублей [30].

Характерно, что эпитет «корабль» в письмах употребляется трижды. Трижды используется в письмах топика Иерусалима и Сиона. Очевидно, что и образ корабля и топика Иерусалима с Сионской горой представляли для адресатов большую важность. Как выяснилось в ходе работы следственной комиссии 1733 г. Лупкин во время собраний говорил, что «Христос де ходил по морю и рекам Вавилонским со ученики и в корабли плавал; такожде и нам подобает сие творити» [31]. Надо полагать, что образы корабля и Иерусалима в хлыстовской мифологии были тесно связаны.

Таким образом, подводя итог очерку о хлыстовском сюжете о «богатом госте» можно сделать следующие выводы:

• мотив Христа-купца, приплывающего на корабле, скорее всего, имеет западное происхождение и восходит к учению об искуплении Иисусом грехов, сформулированного святым Августином;

• данный мотив начинает широко использоваться в гомилетических целях католическими проповедниками, особенно Яковом Ворагинским, в связи с ролью морской торговли в экономике некоторых католических стран, в частности в Италии;

• бурное развитие мореплавания вызывает к жизни визуализацию мотива о Христе приплывающем на корабле;

• особенную популярность данный мотив получает в связи с эсхатологическими ожиданиями конца XV – нач. XVI вв. и начавшейся Реформацией;

• благодаря развитию книгопечатания и граверного дела мотив распространяется по всей Европе и попадает через Украину в Россию (возможно и непосредственное знакомство русских с печатной продукцией европейского производства);

• в России сюжет о церкви-корабле во главе с Христом находит отклик в купеческой среде, а так же в группах религиозных диссидентов, в частности старообрядцев;

• русские религиозные диссиденты используют мотив корабля для того чтобы подчеркнуть положение своей группы по отношению к господствующей религии. Другими словами данный мотив является одним из средств конфессиализации диссидентских движений.

• пространственно-временной точкой соприкосновения мотива о церкви-корабле и хлыстовского движения является Ярославль, игравший важную роль в торговых связях России как с европейскими, так и с восточными странами;

• в хлыстовских текстах мотив плаванья на корабле пересекается с топикой Иерусалима и Сиона.

Примечания

1. Сборник полностью опубликован дважды. См. Айвазов А. Материалы для исследования русских мистических сект. Вып. 1. Христовщина. Т. 1. – Пг.: Тип. П.Я. Синченко, 1915. – С. 5 – 35; Панченко А.А. Указ соч. – С. 427 – 462. О Василии Степанове см. Нечаев В.В. Дела следственных о раскольниках комиссий в XVIII веке // Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства Юстиции. Кн. 6. – М.: Тип. И.М. Кушнерев,1889. – С. 169 – 172.

2. Панченко А.А. Указ. соч. – С. 461.

3. Панченко А.А. Указ. соч. – С. 290 – 297.

4. Теме дороги и путешествия посвящена монография Т. Щепанской: Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX – XX вв. – М.: Индрик, 2003.

5. Панченко А.А. Указ. соч. – С. 295.

6. Панченко А.А. Указ. соч. – С. 297.

7. Кочеляева Н.А. Памятники русской паломнической письменности (XII – XVII вв.) в мемориализации христианского культурного наследия. Дис. … канд. ист. наук. – М.: РГБ, 2005. – С. 256.

8. Мф. 13, 45 – 46.

9. Jacobus de Voragine, Archbishop of Genoa. The Golden Legend or Lives of the Saints. – Edinburgh: University Press, 1931. – Reprinted 1922. Режим доступа - http://saints.sqpn.com/the-golden-legend-the-passion-of-our-lord/, свободный. <13.08.13>.

10. Гуревич А. Я. Средневековый купец // Одиссей. Человек в истории. 1990. – М.: Наука, 1990. – С. 97 – 132. Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/18.php, свободный. <13.08.13>.

11. Нарусевич И. В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского // Studia philologica: Сб. науч. ст. Вып. 5 / Под ред. Г. И. Шевченко. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2002. –202 с. – Стр. 29 – 45. Режим доступа – http://www.agiograf.globalfolio.net/dimitriy/month/magdala_narusevich.htm, свободный. <13.08.13>.

12. Режим доступа - http://utu.morganlibrary.org/medren/single_image2.cfm?imagename=

m799.234v.jpg&page=ICA000194088, свободный. <14.08.13>.

13. Фердинанд I (король Неаполя). Режим доступа - http://ru.wikipedia.org/wiki/

%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%

D0%BD%D0%B4_I_%28%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%

BB%D1%8C_%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%

BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%

B8%D0%B9%29, свободный. <14.08.13>.

14. Режим доступа - http://dfg-viewer.de/show/?set[image]=12&set[mets]=

http%3A%2F%2Fdaten.digitale-sammlungen.de%2F~db%2Fmets%

2Fbsb00011099_mets.xml&set[zoom]=

default&set[debug]=0&set[double]=0&set[style]= , свободный. <14.08.13>.

15. Режим доступа – http://kk.haum-bs.de/?selTab=3¤tWerk=

18088&PHPSESSID=60a8ffd5395b850cada8b8bd667fd270&PHPSESSID=

60a8ffd5395b850cada8b8bd667fd270, свободный. <16.08.13>.

16. Режим доступа – http://www.art-wallpaper.com/24759/Weigel+Hans/The+ship+of+the+Church?Width=1680&Height=1050, свободный; Аntiklerikale Karikaturen und Satiren XVII: Reformation und Gegenreformation – режим доступа –http://www.payer.de/religionskritik/karikaturen17.htm, свободный. <15.08.13>.

17. Режим доступа – http://latin-history.limarevvn.ru/start2.htm, свободный. <16.08.13>.

18. Режим доступа – http://www.zvab.com/advancedSearch.do?

title=%22Navis+Institoris%22++Das&author=, свободный. <15.08.13>.

19. Englands Miraculous Preservation Emblematically Described, Erected for a perpetuall Monument to Posterity (1647). Режим доступа - http://www.bpi1700.org.uk/research/

printOfTheMonth/december2008.html, свободный. <15.08.13>.

20. Режим доступа – http://www.flickr.com/photos

/daan_goor/4235239114/in/photostream/lightbox/, свободный. <16.08.13>.

21. Englands Miraculous Preservation Emblematically Described, Erected for a perpetuall Monument to Posterity (1647). Режим доступа - http://www.bpi1700.org.uk/research/printOfTheMonth/december2008.html, свободный. <15.08.13>.

22. Можно было бы еще упомянуть, что в этот период широко распространяются печатные листы с изображением кораблей светского характера, которые использовались для украшения домов и рекреационных мест (кабаков, таверн и пабов). Однако рассмотрение подобных изображений сделало бы статью неимоверно длинной.

23. Епископ Лазарь (Баранович). Меч духовный. Киев // Официальный сайт Троице-Сергиевой лавры. Режим доступа – http://old.stsl.ru/manuscripts/

staropechatnye-knigi/371, свободный. <16.08.13>.

24. Икона Корабль Веры // Справочно-информационный портал Алчевского благочиния Украинской православной церкви Московского патриархата. Режим доступа - http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/

ikona-korabl-very.html, свободный. <16.08.13>.

25. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Фрески. Приделы и галереи. Режим доступа – http://www.projects.uniyar.ac.ru/Elijah/rus/fresco2_r.htm, свободный. <16.08.13>.

26. Айвазов А. Указ. соч. – С. 1 – 4.

27. Нечаев В.В. Указ. соч. – С. 160 – 169.

28. Шаброва О.Г. Торговля Ярославля в XVII веке. Режим доступа – http://www.yaroslavskiy-kray.com/158/torgovlya-yaroslavlya-v-xvii-veke.html, свободный. <17.08.13>.

29. Чистович И.А. Дело о богопротивных сборищах и действиях // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1887 год. Книга вторая. – М.: Университетская типография (М. Каткова), 1887. – С. 27.

30. Там же. – С. 8.

31. Чистович И.А. Указ. соч. – С. 4.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова