Ги Бедуэлл
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
К оглавлению
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Giuseppe Alberigo «Methodologie de I'histoire de I'Eglise en Europe», Revue d'histoire ecclesiastique, 81 (1986), pp. 401 - 420. На протяжении уже тридцати лет продолжается дискуссия между теми, кто рассматривает историю Церкви как дисциплину, одновременно историческую и теологическую, и теми, кто признает за ней лишь полностью и исключительно историческую природу. Это не абстрактный и не сугубо формальный вопрос. Обе эти позиции, как одна, так и другая, имеют далеко идущие следствия (р.409).
2 Yosef Hayim Yerushalmi «Zakhor, Histoire juive et memoire juive», Paris, 1984. В раввинском иудаизме, пронизывающем собой жизнь евреев во всем мире, история перестала писаться уже давно, несмотря на то, что вера в ее осмысленность сохранилась... Но это никоим образом не мешает передаче из поколения в поколение живого иудейского прошлого. Иудаизм не утратил ни своей связи с историей, ни основополагающего для него исторического измерения. Сложность, сопровождающая осознание этого кажущегося парадокса, объясняется бедностью языка, который вынуждает нас, за неимением лучшего, использовать слово история для обозначения как прошлого, исследуемого историками, так и прошлого иудейской традиции (р. 42).
3 Церковь верит, что ключ, центр и конец всей человеческой истории пребывает в ее Господе и Учителе. Gaudium et Spes № 10, 2. См. также энциклику папы Иоанна Павла II «Redemptor hominis».
4 Oscar Cullmann «Christ et le temps», Neuchatel, 1947.
5 Именно об этом говорит Пеги, в частности, в «Le Mystere de la Charite de Jeanne d'Arc».
6 Charles Harold Dodd «Conformement aux Ecritures», trad. de I'anglais, Paris, 1968, p.128.
7 В этом смысле можно говорить о начале времени и истории как о протяженности Бога вовне. Мах Seckler «Le salut et I'histoire. La pensee de S. Thomas sur la theologie de I'histoire», trad. de I'allemand, Paris, 1967.
8 Dodd, op. cit, p.129.
9 Seckler, op. cit, для святого Фомы спасение может быть понято лишь как спасение в истории и как исцеление истории и никогда как спасение вне истории или освобождение истории (р. 83).
10 S. lrenee «Adversus Haereses», IV, 33, 7-8 (trad. A. Rousseau).
11 Henri-lrenee Marrou «Theologie de I'histoire», Paris, 1968, p. 25.
12 Holderlin «An die Deutschen», vers 43-44.
13 Hans-Urs von Balthasar «De I'integration», trad. de I'allemand, Paris, 1970, p. 132.
14 Jean Danielou «Essai sur le mystere de I'histoire, Paris, 1953.
15 «Somme de theologie», la llае, qu. 106, art. 4. См. также Joseph Ratzinger «La theologie de I'histoire de saint Bonaventure», Paris, 1988.
16 Seckler, op. cit., p. 208.
17 Marrou, op. cit., p. 82.
18 По этому вопросу см.: David Belbington «Patterns in History. A Christian Perspective on Historical Thought», Leicester, 1979.
19 Documentation catholique, 1965, col. 1799.
20 Irenee Dalmais «Le temps de I'Eglise», a Eglise et les Eglises, Chevetogne, 1954, t. 2, p. 87-103 (cit. p, 96).
21 Dalmais, art. cit., p. 99.
22 art. cit, p. 92.
23 Alain Birou «Histoire et eschatologie. Propos pour notre temps», Revue thomiste, 98 (1990), p. 409-435.
24 Jaroslaw Pelikan «Jesus through the Centuries», New York, 1987.
25 Данная глава повторяет в общих чертах нашу работу «L'Histoire de I'Eglise. Science humaine ou theologie?», Paris, Mentha, 1992. Итальянское издание: Milan, Jaca Book, 1992.
26 Origines du culte chretien, 1899, 3 ed. 1903; Fastes episcopaux de I'ancienne Gaule 1893-99; Liber Pontificalis 1886-92; Histoire ancienne de I'Eglise, v. 1-2, 1906-08; русск. пер. «История древней Церкви», т. 1-2, М., 1914. - Ред.
27 Documentation catholique, t.70 (1973), pp. 556-557. См. также: Jacques Prevotat «Les lectures francaises de J. B. Montini», Instituto Paolo VI- Notizario, №. 7, pp. 96-97. Папа произнес эту речь по-французски.
28 Выражение Анри Бергсона (лат. - Homo faber). См.: Бергсон А. «Творческая эволюция», СПб., 1914, с.124-127. -Ред.
29 Jacques le Goff, Pierre Nora «Faire de I'histoire», III, Paris, 1974.
30 Этот процесс прослежен в пространном введении, которое монсеньор Г. Йедин предпослал своему учебнику по истории Церкви: «Handbuch der Kirchengeschichte», H. Jedin (ed.), tome I, Freiburg ... 1965, pp. 17-55 (учебник был переведен на многие языки, но не на французский).
31 Иоахим Флорский оказал влияние на некоторых представителей «нового религиозного сознания» в России в начале XX в., в частности, на Д. С. Мережковского. - Ред.
32 См. Shafer Williams «The Oldest Text of the Constitutum Constantini», Traditio, 20 (1964), pp. 448-461.
33 «Handbuch der Kirchengeschichte», p. 41.
34 Пытались «определить дату» этого фольклорного измышления. Легенда эта была убедительно опровергнута еще протестантом Д. Блонделем (1590-1655), а в XIX в. - И.ф. Деллингером. Тем не менее, она до недавних пор продолжала кочевать в различных светских атеистических изданиях. - Ред.
35 Alain Boureau «La papesse Jeanne», Paris, 1988.
36 Andre Vauchez «La saintete en Occident aux derniers siecles du Moyen Age», Rome, Ecole francaise de Rome, 1981. Можно также сослаться на работы П. Делоза по социологии святости.
37 См. нашу работу: «La morale devant la nouvelle histoire. L'Eglise et I'enfant des Reformes aux Lumieres», dans Novitas et Veritas vitae. Melanges offerts a S. Pinsckaers, Fribourg/Paris, 1991, pp. 23-35.
38 См. М.Вебер «Протестанская этика и дух капитализма (1904-1905)» и «Хозяйственная этика мировых религий (1916-1919)». - Ред.
39 Например, «La Peur en Occident», Paris, 1978.
40 Блаженства как конечной цели человека, состоящей в самой превосходной деятельности, а именно в познании Абсолютной Истины, т.е. Бога. Сущность этики св. Фомы Аквината в учении о сущем как благе и о Боге - абсолютном благе. - Ред.
41 Прямо противоположное мнение см. в: Pierre Chaunu «Histoire quantitative, histoire serielle», Paris, 1978.
42 Palimpsestes. La litterature au second degre, Paris, 1982.
43 Заслуга в подготовке издания, показывающего эволюцию типографского облика Annotationes принадлежит Anne Reeve и Michael Screech. О работе над «паратекстом» в эпоху Возрождения см. «L'Ecrivain face a son publique en France et en Italie a la Renaissance» C.A. Forato et J. C. Margolin (ed.), Paris, 1989, и «Le temps des Reformes et la Bible» G. Bedouelle et B. Roussel (ed.), Paris, 1989, особенно стр. 157-197.
44 A Study of History, 12 vol., 1932-1961.
45 «L'Eglise aux tournants de I'histoire. De Jerusalem vers Jerusalem». Курс, прочитанный в Анвере в 1897-1898 гг.; переиздан во Фрибурге (Швейцария) с предисловием П.де Лобье, 1985.
46 Ор. cit., pp. 11-12.
47 Salomon Wittmayer Baron «Histoire d'lsrael», t. I, Paris, 1986, p. 232.
48 Ср. с т.н. оглашенными в Православной Церкви. - Ред.
49 По-видимому, неканонические Книги Маккавейские, в особенности 2-я и 4-я (приписываемые Иосифу Флавию), повествующие о страданиях за преданность вере ветхозаветных мучеников: старца Елеазара, Соломонии и семи ее сыновей. - Ред.
50 На эту тему, масштабом своим выходящую далеко за рамки настоящей работы, см. Jean Miguel Garrigues (et autres) «L'Unique Israel de Dieu», Limoges, 1987.
51 Erik Peterson «Le mystere des Juifs et des Gentils dans I'Eglise», pref. de J. Maritain, Paris, s.d. (немецкое заглавие: «Die Kirche aus Juden und Heiden»).
52 Irenee «Adversus Haereses» IV, 21, PG 7, col. 1043-1046; Cyprien «Testimonia ad Quirinum» I, 19, CCSL 3, 19; Tertullien «Adversus Judaeos» I, CCSL 1, 1339-1341.
53 Анализ этого аспекта Деяний Апостолов, а также отношения ап. Луки к проповеди язычникам см. в кн.: Bruno Wildhaber «Paganisme populaire et predication apostolique», d'apres I'exegese de quelques sequences des Actes, Geneve, 1987.
54 Franz Cumont «Les religions orientales dans le paganisme romain», Paris, 1966, p.237 (cf. Wildhaber, op. cit, p.171).
55 Robin Lane Fox «Pagans and Christians in the Mediterranean World from the second century A. D. to the conversion of Costantin», London, 1982, p. 23.
56 Немецкий романист Альфред Деблин в романе, созданном им в 1949 году, после собственного обращения, замечательно описал царящее в душе обращенного язычника смятение; хотя это описание и принадлежит целиком к сфере художественного вымысла, создатель его, тем не менее, опирался на историю подлинного исторического персонажа - некоего Этарии, в конце IV века описавшего свое паломничество в Иерусалим: «Die Pilgerin Aetheria», Olten, 1978: французский перевод, Aetheria, Lagrasse, Verdier, 1991.
57 Histoire des religions, t. 2, (Encyclopedie de la Pleiade, 34), Paris, 1972, pp. 77-78. Michel Meslin «Realites psychiques et valeurs religieuses dans les cultes orientaux», Revue historique, 512, octobre-decembre 1974, главным образом см. стр. 308-314; автор данной работы основной акцент делает на сосуществовании и соперничестве этих культов с христианством.
58 Jerome Murphy O'Connor «Corinthe au temps de S. Paul», Paris, 1966. Основополагающей работой на эту тему до сих пор остается Andre - J. Festugiere «L'ideal religieux des Grecs et I'Evangile», Paris, 1932. См. также завершающие главы небольшой работы того же автора «L'enfant d'Agrigente», Paris, 1941.
59 Daniel Bourgeois «La sagesse des Anciens dans le mystere du Verbe». Evangile et philosophie chez saint Justin., philosophe et martyr, Paris, 1981.
60 Endre von Ivanka «Plato christianus». La reception critique du platonisme chez les Peres de I'Eglise., trad. de I'allemand, Paris, 1990 (немецкое изд: «Einsiedeln», 1964).
61 Jean-Michel Poffet «La methode exegetique d'Heracleon et d'Origene», commentateurs de Jean 4; Jesus, la Samaritaine et les Samaritains, Fribourg, 1985.
62 Robin Lane Fox «Pagans and Christian», op. cit., p. 202s; 647-651; 681. Из христианских апологетов сивиллины пророчества использовал, в частности, Лактанций (+ ок. 325). См. также A. de Waal «Ara Coeli oder die Sibylle des Augustinus», 1902.
63 Orpheus «The Metamorphosis of a Myth, ed. by John Warden», Toronto, 1982. В домашней часовне императора Александра Севера (+ 235) изображения Христа и Орфея непосредственно соседствовали одно с другим.
64 Как рассказывает Плутарх [(+ 125) «Почему оракулы молчат?», гл. 17], в царствование Тиберия некий корабельщик по имени Тамус, проплывая мимо острова Паксы, услышал громовой голос: «Великий Пан умер!..». Это означало конец прежнего мировосприятия.
65 О взаимоотношениях христиан с окружающим миром в этот период см. Roland Minnerath «Les chretiens et le monde», Paris, 1973.
66 Apologie, 50, 13 (Apologeticum), CCSL, 1, p. 171.
67 Jacques Moreau «La persecution du christianisme dans I'Empire romain», Paris, 1956. William Hugh Clifford Frend «Martyrdom and Persecution in the early Church. A study of a conflict from the Maccabees to Donatus», Oxford, 1965.
68 Послание Игнатия к Ефвсянам, 11.
69 Послание к Филиппийцам, 1,1.
70 Первое Послание св. Климента, 60, 4 - 61,1.
71 lenri-lrenee Marrou «Autour du monogramme constantinien», Melanges Gilson, Paris, 1959, pp. 403-414.
72 По преданию, перед битвой император Константин увидел на небе сияющий крест, изображенный звездами, с надписью: «Сим побеждает!». Ночью ему явился в видении Христос и повелел сделать знамя (лат. Labarum) с изображением креста. Отсюда и монограмма, сочетание букв Р и X, начального слога имени Христос. - Ред.
73 Если не считать 70-летних гонений на христиан, воздвигнутых атеистическими властями большевистской России (СССР) в 1917-1987 гг. - Ред.
74 Дар Константина (Donation Constantini) - подложный документ, согласно которому Константин Великий, перенося столицу на Восток, в Константинополь, якобы передал во владение Папе Сильвестру I Рим, все города и провинции Италии и западные области империи. Подложность этого документа доказал в XV в. Л. Валла. - Ред.
75 «О Константин, каким злосчастьем миру Не к истине приход твой был чреват, А этот дар твой пастырю и клиру!» Ад. XIX, 115-117. (Перевод М. Лозинского}. Цит. по: Данте Алигьери «Божественная комедия», М., 1967, с. 87. См. также: Чистилище 32, 124-129; Рай 20, 55-60; De Monarhia, III, 10.
76 Представляется уместным напомнить читателям хронологию Семи Вселенских Соборов: 1. I Никейский, 325 г. - осуждение арианства; 2.1 Константинопольский, 381 г. - довершение осуждения арианства; 3. Эфесский, 431 г. - против несторианской ереси; 4. Халкидонский, 451 г. - против ереси т.н. монофизитов; 5. II Константинопольский, 553 г. - довершение осуждения монофизитов; 6. III Константинопольский, 680 г. - против ереси монофизитов (утверждавших единство божественной воли Христа); 7. II Никейский, 787 г. - осудивший иконоборчество. Среди многочисленных ценных исследований по истории Вселенских Соборов отметим выдающийся обобщающий труд лютеранского историка и богослова Jaroslav Pelikan «The Christian Tradition I», The Emergence of the Catholic Tradition (100-600), Chicago, 1971. См; также: Alois Grillmeier «Le Christ dans la tradition chretienne», t. 2/1: Le Concile de Chalcedoine (451) Reception et opposition (451-513), trad. de I'allemand, Cerf, 1990 (немецкое заглавие: «Jesus der Chistus im Glauben der Kirche»).
77 Henry Chadwick «The Origin of the Title 'Oecumenical Council'«, Journal of Theological Studies, n. s., 23 (1972), pp. 132-135.
78 Удобное издание этих текстов см. в I томе «Decrees of the Ecumenical Councils», Norman P. Tanner (ed.), London-Washington D.C., 1990.
79 Pierre-Th. Camelot «Les conciles oecumeniques», Paris, 1988, p. 27.
80 Capreolus de Carthage, Epitre 1, PL 53, col. 845.
81 Karl Schatz «Oecumenicite du concile et structure de I'Eglise a Nicee II et dans les Livres Carolins», Nicee II, 787-1987, ed. F. Boespflug et N. Lossky, Paris, 1987, pp. 263-270. Мы не рассматриваем здесь IV Константинопольский Собор (869-870), проходивший в условиях распри между Римом и Патриархом Константинопольским Фотием. В средние века на Западе этот собор считали вселенским, тогда как православные его категорически таковым не признавали. В отношении Соборов Римской Церкви последовавших за семью (или восьмью), происходившими на Востоке, Папа Павел VI ввел употребление термина «всеобщие».
82 Commonitorium 2, 3; CCSL 64 p. 149.
83 Hans Urs von Balthasar «Catholique», trad. de I'allemand, Paris, 1976, pp. 98-101.
84 Epitre V, 44 a Jean de Constantinople, CCSL 140, p. 332.
85 Послание 127 к Принципии, 12, CSEL 56, 154.
86 Введение к толкованию на Иезекииля, CSEL 75, 3.
87 Послание 128 к Пакатуле, 5, CSEL 56, 161.
88 Adversus Paganos, VII, 41, CSEL 5, 552-55.
89 Sermon 105, 9, PL 38, 623-24.
90 Sermon 81, PL 38, 505.
91 О том отвращении, которое порой внушали культурным римлянам варвары, можно судить хотя бы по следующим словам христианского поэта Пруденция (+ 415): «Sed tantum distant Romana et barbara, quantum quadruples abjuncta est bipedi vel muta loquenti» (Contra Symmachum), II, 816-817) - «To же расстояние пролегает между римлянином и варваром, что и отделяющее двуногого от четвероногого; того, кто наделен даром речи, от того, кто этого дара лишен».
92 Jaroslav Pelikan «The Excellent Empire. The Fall of Rome and the Triumph of the Church», San-Francisco, 1987.
93 Historia Francorum, PL 71, 276 с.
94 Claude Dagens «Saint Gregoire le Grand. Culture et experience chretiennes», (Etudes augustiniennes), Paris, 1997.
95 Послание 1, 30, CCSL 140, 37.
96 Historia ecclesiastica Gentis Anglorum, I, 22 (e 1, 4), PL 95, 52 (6 30).
97 Ibidem, I, 30, PL 95, 70-71.
98 Текст опубликован: E. Caspar «Gregor II und der Bilderstreit», Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 52 (1933), p. 84-89. Перевод на фр. см.: Hugo Rahner «L'Eglise et I'Etat dans le christianisme primitif», trad. de I'allemand, Paris, 1964, p. 337.
99 Jean Batani «Des 'trois fonctions' aux 'trois etats'?», Annales, 18 (1963), p. 933-938.
100 Carmen ad Robertum Regem, Huckel (ed.), «Les poemes satiriques d'Adalberon de Laon», Paris, 1901, p. 155-156. Ср. Claude Carozzi «Les fondements de la tripartition sociale chez Adalberon de Laon», Annales, 33 (1978), p. 683-702.
101 Mythe et Epopee, 3 vol., Paris, 1968-73. Для Жоржа Дюби эта схема является скорее идеалом и средством анализа, чем реальным разделением общества: Georges Duby «Les trois ordres ou I'ordre imaginaire du feodalisme», Paris, 1978.
102 Земельное владение, которое вассал получал в пожизненное пользование от короля или крупного феодала на определенных условиях. - Ред.
103 В связи с политическим августинианством. См. сноску к этой главе.
104 «Coronations: Medieval and Early Modern Monarchic Ritual», Janos M. Bak (ed.), Berkelev, 1990.
105 PL 104, 126.
106 Alain Boureau «La papesse Jeanne», Paris, 1988.
107 «Recueil des Chartes de Cluny», A. Bruel (ed.), Paris, 1876,1, 124.
108 Monumenta Germaniae Historica «Constitutiones Imperatorum», I, Hanovre, 1892, p. 159-161.
109 Etienne Gilson «Les metamorphoses de la Cite de Dieu», Louvain/Paris, 1952 e Henri Xavier Arquilliere «L'augustinisme politique», Paris, 1934.
110 Yves Christe «Les grands portails romans», Geneve, 1969.
111 Hugues Delautre «Per visibilia ad invisibilia. Solstices a Vezelay», Zodiaque, ni. 122, octobre 1979. См. также J. Cobreros Aguirre «San Juan de Ortega ou le miracle de la lumiere d'equinoxe», Zodiaque, no. 142, octobre 1984.
112 Marie-Madaleine Davy «Initiation a la symbolique romane (XII siecle)», Paris, 1977, p. 51-52.
113 Leopold Genicot «Les lignes de faite du Moyen Age», 1968.
114 Marcel Reinhard, Andre Armengaud, Jaques Dupaquier «Histoire generale de la population mondiale», Paris, 1968, p. 88. Ср. также Genicot, op. cit, p. 52.
115 De consideratione IV, 3, PL 182, 776.
116 Maurice Denis «Histoire de I'art religieux», Paris, 1939, p. 64.
117 Автор «Concordantia discordantium canonum» (Согласование расхождений в канонах), в котором упорядочены в один свод апостольские постановления, папские декреты, определения Вселенских Соборов. - Ред.
118 Jacques Heers «La ville au Moyen Age en Occident». Paysages, pouvoirs et conflits, Paris, 1990.
119 «Histoire de I'art. L'art medieval», Paris, 1964.
120 Georges de Lagarde «La naissance de I'esprit laique au declin du Moven Age», 5 vol., Louvain/Paris, 1956-1970.
121 «The King's Two Bodies». A study in Medieval Political Theology, Princeton, 1957 (прежде всего гл. 5). См. также Ralph Giesey «The Royal Funeral Ceremony in Renaissance France», 1960 {Le Roi ne meurt jamais, Paris, 1987).
122 Guillaume d'Ockham «Dialogus», I, VI, гл. 100.
123 Philip Ziegler «The Black Death», London, 1969.
124 Кардинал Бальтазар Косса был избран Папой Иоанном XXIII лишь частью кардиналов в 1410 г. во время великого Западного раскола и был низложен в 1415 г. Умер в 1419г. примирившись с Церковью, в сане кардинала-епископа Тускулумского. В списке пап в качестве законного Папы его имя отсутствует. В историю Церкви под именем Папы Иоанна XXIII вошел Анжелло Джузеппе Ронкалли (род. 25.ХI.1881), избранный Папой в 1958 г. (11963), созвавший II Ватиканский Собор.- Ред.
125 «О подражании Христу» и его возможных французских источниках см. Jaroslav Pelican «Jesus through the Centuries». His Place in the History of Culture, Newhaven (Conn.), 1985 (гл. 11: The Divine and Humam Model).
126 Charles Journet «Saint Nicolas de Flue», Neuchatel, 1947.
127 Carlo Ginzburg «Enquete sur Piero della Francesca», trad. adaptee de I'italien, Paris, 1983 (Turin,1981).
128 Michael Baxendall «L'oeil du Quattrocento», trad. de I'anglais, Paris, 1985. См. также: «Patronage, Art and Society in Renaissance Italy», F. W. Kent, P. Simons (ed.), Oxford, 1987.
129 Lucien Febvre et Henri-Jean Martin «L'apparition du livre», Paris, 1958 (переизд. 1971).
130 См. работы Pierre Chaunu, в частности, его «Le temps des Reformes», Paris, 1975.
131 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, MANSI I.D. (ed.), XXXII, 912-913.
132 «L'homme de la Renaissance», E. Garin (ed.), Paris, 1990.
133 Мы имеем в виду знаменитую Донну Велата из Палатинской галереи во Флоренции. Та же особа послужила моделью для хранящейся в том же музее Мадонны делла Седиа и для Сикстинской Мадонны (Дрезденская художественная галерея). Все эти работы созданы приблизительно в один период.
134 См. работы Бруно Нарди (Bruno Nardi): «Saggi sull'aristotelismo padovano dei secolo XIV al XVI», Firenze, 1958; и «Studi su Pietro Pomponazzi», Firenze, 1965.
135 Служебное покровительство родственникам, а данном случае, римских пап, для укрепления собственной власти. - Ред.
136 См. Ludwig von Pastor «Geschichte der Papste seit dem Ausgang des Mittelalters», 1886-1933. Книга эта была переведена на многие европейские языки.
137 Donald Weinstein «Savanarole et Florence», trad. de I'anglais, Paris, 1973.
138 Charles Journet, предисловие к «En Prison - derniere meditation», Savonarole (Fribourg, 1943).
139 Ronald Lightbown «Botticelli», 1990.
140 Marcel Bataillon «De Savonarole a Louis de Grenade», Revue de litterature comparee. 16(1936), pp. 23-39.
141 Henri de Lubac «Pic de la Mirandole», Paris, 1974.
142 Так озаглавлен первый том исследования Henri Bremond «Histoire litteraire du sentiment religieux», Paris, 1914. Подробнее о парадоксальной сущности гуманизма см.: Pierre Chaunu «L'Aventure de la Reforme», Bruxelles, 1992.
143 Люсьен Февр, к примеру, подчеркивал: «Обычно говорят: Предреформация, Реформация, Контрреформация, а я бы сказал по-другому: Нововведения, Революции, Ревизия».
144 Mansi, XXXII, col. 672.
145 Nelson H. Minnich «Concepts of Reform proposed at the Fifth Lateran Council, Archivium Historiae pontificiae», 7 (1969), p. 163-251 (p. 238).
146 Weimarer Ausgabe, 54, p. 179-187.
147 Georges Chantraine «Erasme et Luther. Libre et serf arbitre», Paris/Namur, 1981.
148 Jaques Courvoisier «De la Reforme au protestantisme. Essai d'ecclesiologie reformee», Paris, 1977.
149 Это наблюдение содержится в его знаменитой статье 1929 года «Une question mal posee: les origines de la Reforme francaise et le probleme de la Reforme», впоследствии перепечатанной в Au coeur religieux du XXIe siecle, Paris, 1957, pp.3-70.
150 H. O. Evennett «The Spirit of the Counter Reformation», Cambridge, 1968.
151 Louis Chatellier «L'Europe des devots», Paris, 1987.
152 Giovanni Bricci «Relatione sommaria del solenne apparato e cerimonia...», Roma, 1622.
153 Вдохновленный высказыванием Цицерона - Sue cuigue civitati religio - этот принцип был сформулирован канонистом лютеранином Иоахимом Стефани (+1623) в 1559 году. См.: Иосиф Леклер «Истоки и смысл выражения: «Cujus regio, ejus religio»«, Recherches de science religieuse, 38 (1951), стр. 119-131.
154 Allen S. Weiss «Miroirs de I'infini». Le jardin a la francaise et la metaphysique au XVII siecle, trad. de I'americain, Paris, 1992.
155 Гуго Гроций явился апологетом светского государства, доказывая, что авторитет Папы и императора должен отступить перед естественным стремлением людей к разумно устроенному общежитию, естественные нормы которого общеобязательны для всех людей, независимо от их религиозной и национальной принадлежности. Эти нормы, по Г. Гроцию, существовали бы, если бы даже не было Бога. - Ред.
156 Политику кольбертизма (разновидность меркантилизма) проводил министр финансов Франции Жан Кольбер (1619-1683).
157 A. Garuti «II Papa Patriarca d'Occidente», Studio storico-dottrinale, Bologna, 1990.
158 Автор книги «Reflexions morales». См. Джордан Омэнн «Христианская духовность в католической традиции», Рим-Люблин, 1994, с. 298. - Ред.
159 Yves Congar «L'Eglise de saint Augustin a I'epoque moderne», Paris, 1970, p. 372.
160 Jean-Robert Armogathe «L'Eglise catholique et la revocation de I'Edit de Nantes», Paris, 1985.
161 Письмо Кристине Лотарингской, великой герцогине Тосканской (май 1615). Galileo Galilei «Opere», Edizione nazionale, Florence, V, стр. 309-348. Французский перевод в кн.: Francois Russo «Galilee, aspects de sa vie et de son oeuvre», Paris, 1968, стр. 331-359. Это письмо нужно сравнить с письмами Галилея к Benedetto Castelli, (21 декабря 1613), Edizione nazionale, V, стр. 280-288 и монсеньору Piero Dini, (16 февраля 1615), там же, стр. 291-295. Недавнее издание заслуживает внимания особенно из-за того, что известно, что у книги были со временем проблемы , Pietro Redondi «Galilee heretique», trad. de I'italien, Paris.1985.
162 Le soulier de satin, deuxieme joumee, scene V.
163 Alain Merot «Nicolas Poussin», Paris, 1990.
164 Paul Benichou «Morales du Grand siecle», Paris, 1948.
165 Louis Chatellier «L'Europe des devots», Paris, 1987 e Francois de Dainville «L'education des Jesuites (XVII-XVIII siecle)», Paris, 1978.
166 Paul Hazard «La crise de la conscience europeenne» 1680-1715», nouvelle ed., 1961, p.7.
167 Piero Camporesi говорит о барочной антропологии и богословии: «L'officine des sens», trad. de I'italien, Paris, 1989; «L'enfer et le fantasme de l'hostie», Paris, 1989.
168 Jean Deprun «Classicisme et Baroquisme religieux: la controverse Bossuet-Leibniz», dans La predication au XVII siecle: journees Bossuet. Acte du Colloque de Dijon 1977, T. Goyet / J. P. Collinet (ed.), Paris, 1980, стр. 361-373. См. того же автора: «La philosophie de l'inquietude en France au XVIII siecle», Paris.1979.
169 «Histoire du Vieux Testament», Rotterdam, ed. 1685, Preface, p. 3.
170 Имеется русский перевод, изданный в Москве в 1903 г. - Ред.
171 Jean-Pierre Jossua «Pierre Bayle ou I'obsession du mal», Paris, 1977.
172 См.: Проф. В. В. Светловский «Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVIII веке», Петроград, 1924. - Ред.
173 Etiemble «L'Europe chinoise», t. l, Paris, 1988 e G. Minamiki «The Chinese Rites Controversy», Chicago, 1985.
174 F. Boespflug «Dieu dans I'art. «Sollicitudini nostrae» de Benoit XIV et I'affaire de Crescence de Kaufbeuren», Paris, 1984.
175 Екатерина II не позволила распустить орден иезуитов в Белоруссии, входившей в состав Российской империи. - Ред.
176 Robert A. Kann «A study in Austrian Intellectual History», New-York, 1972.
177 «Lettres du cure Barbotin», A. Aulard (ed.), Paris, 1911, p. 26.
178 «Те Deum», пропетое в Нотр-Дам де Пари 4 августа 1789 года и 14 июля 1790 года на празднике Федерации.
179 Неудовольствия были высказаны в папском послании Пия VI «Quod aliquantum» от 10 марта 1791 года.
180 «Зондербунд» (нем. Sonderbund) - объединение семи протестантских кантонов (округов) в Швейцарии. - Ред.
181 «Культуркампф» (нем. Kulturkampf) - борьба канцлера Бисмарка с католицизмом в Германии. - Ред.
182 «La condamnation de Lamennais», M. J. et L. Le Guillou (ed.), Paris, 1982.
183 Hans Maier «L'Eglise et la democratie. Une histoire de l'Europe politique», trad., de l'allemand, 1992.
184 См.: Антонио Сикари «Портреты святых», т. 1,1987, Милан, пер. с итал., стр. 121-150. -Ред.
185 См.: Там же, т. 1, стр. 81-100. -Ред.
186 См. о ней: «Портреты святых», т. 2, Милан, 1991, пер. с итал., с. 97-112.
187 См. о ней: Там же, с. 129-148. - Ред.
188 Со списком 65 заблуждений модернизма. - Peд.
189 См. о ней: Антонио Сикари «Портреты святых», т. 1, Милан, 1987, пер. с итал., стр. 181-202.-Peд.
190 Там же, стр. 165-180. - Ред.
191 В энциклике «Ad Petri cathedral» 29 июня 1959 г. - Ред.
192 В отличие от того правила, которого мы придерживались в других главах, нами было отдано предпочтение тому, чтобы не приводить здесь названия особенных монографий. Можно найти многочисленные справки в L'Histoire du Christianisme des origines a nos jours, t.12: «Guerres mondiales et totalitarismes 1914-1958», J.-M. Mayeur (ed.), Paris, Desclee-Fayard, 1990.
193 С 717 года, когда Лев III, первый иконоборческий император взошел на престол и до 843 года, когда был установлен праздник Торжества Православия, знаменующий собой победу святых изображений и Семи Вселенских Соборов.
194 Francis Dvornic «Le schisme de Photius», trad. francaise, Paris, 1950.
195 Jean Meyendorff «S. Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe», Paris, 1959. См. также: Marie-Helene Congourdeau «Histoire du Christianisme», Paris, 1990, tome V, pp. 557 ss.
196 Meyendorff, op. cit., p. 111 et 122.
197 Dialogue contre les heresies, PG 155, col. 140.
198 Книга Николая Лосского «Опыт мистического богословия Восточной Церкви», Париж, 1944, одна из наиболее ярких работ, объясняющих Православие, показывающая его расхождения с католическим богословием.
199 Doukas «Histoire», 38, ed. Bonn, 1834, стр. 264.
200 Ernst Benz «Wittenberg und Byzanz», Marbourg, 1949.
201 Французский перевод «Исповедания» Кирилла Лукариса можно найти в книге J. Aymon. «Monuments authentiques de la religion des Grecs», La Haye, 1708. См. Richard Schlier «Der Patriarch Kyrill Lukaris von Konstantinopolen: sein Leben und sein Glaubensbekenntnis», Marbourg, 1927.
202 Заявление от 17 декабря 1975 года.
203 Заявление от 17 декабря 1975 года.
204 Jean Meyendorf «L'Eglise orthodoxe, hier et aujourd'hui», Paris, 1960, p. 93. О первых веках евангелизации см. «Premiers chretiens de Russie», textes presentes par R. Marichal, Paris, 1966.
205 На эту тему см. специальный номер журнала «Istina», 35. (1990), pp. 3-107.
206 Bohdan R Bociurkiw «Le synode de Lviv», Istina, 34 (1989), pp. 266-289, (trad. de I'anglais: Ukrainian Churches under Soviet Rule: Two Case Studies, Cambridge (Mass), 1986).
207 Pierre Pascal «Avvakum et les debuts du Raskol», Paris-La Haye, 1963 (2).
208 Dimitri Pospielovsky «The Russian Church under the Soviet Regime, 1917-1982», 2vol., New-York, 1984.
209 Мы предпочитаем употреблять этот термин, поскольку он более общий и более симпатичный, чем наименование «униаты», которое может быть воспринято, теми, кого обозначает, как пренебрежительное.
210 Сведения, приведенные здесь, взяты в большинстве своем из двух великолепных книг: Aziz S. Atiya «History of Eastern Christianity», Klaus reprint, Millwood, 1980 (3), и из «Petit Dictionnaire de I'Orient chretien», Julius Assfalg et Paul Kruger, ed. Brepols, 1991 (traduction Kleines Worterbuch des Chritlichen Orients, Wiesbaden, 1975).
211 H. Lammens «Frere Gryphon», Revue de I'Orient chretien, 4 (1899), pp. 68-104.
212 P. Raphael «Le role du College maronite romain dans l'orientalisme au VII et XVIII siecles, Beyrouth, 1950.
213 P. Manfoud «Joseph Simon Assemani et la celebration du concile libanais maronite de 1736», Rome, 1965.
214 Constantin G. Patelos «Vatican I et les eveques uniates», Louvain, 1981, p. 298.
215 Joseph Hajjar «Le patriarche Maximos III Mazlum, un lutteur infatigable», Harissa, 1957. Православные мелкиты, наоборот, разделились на три группы в соответствии с традиционными патриархатами.
216 Patelos, op. cit., pp. 480-485; 494-495.
217 «Patriarcat de I'Eglise melkite, Voix de I'Eglise en Orient. Voix de I'Eglise melkite». Choix de textes du patriache Maximos IV, Paris, 1962.
218 «Sur I'Eglise copte», Dictionnaire de theologie catholique X/2, Paris, 1929, art. Monophysite (Eglise copte) par M. Jugie.
219 Patelos, op. cit., pp. 55 ss.
220 Слово «якобитский», как название этой общины происходит от Якова Барадеуса (+ 578), основателя монофизитской Церкви.
221 P. Dib «L'Eglise maronite», 3 vol., Paris-Beyrouth, 1930-1973 и Michel Hayek «Liturgie maronite, histoire et textes eucharistiques», Tours, 1963. См. также «Dictionnaire de theologie catholique», X/1, Paris, 1928, art. Maronite (Eglise) par P. Dib.
222 Patelos, op. citп pp.441 ss.
223 См.: «II Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации», Брюссель, 1992. CTp. 143-152. - Peд.
224 В русском переводе издана в 1996 г. издательством «Жизнь с Богом». - Peд.
225 Yves Congar «Diversites et communion», Paris, 1982, pp. 126-137.
226 Emile G. Leonard «Histoire generale du Protestantisme», 3 volumes, Paris, 1961-1964. Очень хороший обзор богословия протестантизма уже довольно давно был написан Henry Strohl «La pensee de la Reforme», Neuchatel-Paris, 1951. Также по-французски в «I'Encyclopedie des religions», в издании «Bibliotheque de la Pleiade», au tome II (pp.911-1012), Paris, 1972, Richard Stauffer дает замечательное изложение основных исторических направлений этой темы.
227 Pseudo-Augustin «Hypomnesticon», III, 5, 5, PL 45, col. 1623.
228 Эти тексты можно найти в «Bekenntnisschriften der evangelisch-lutherischen Kirche», Gottingen, reed. 1986 и в «La foi des Eglise lutheriennes» A. Birmele et M. Lienhard, Paris et Geneve, 1991.
229 E. G. Leonard «Histoire generale du protestantisme», t. 2, Paris, 1961, стр. 187-188.
230 Ее можно найти вместе с другими фундаментальными текстами кальвинистской традиции в «Confessions et catechismes de la foi reformee», Olivier Fatio (ed.), Geneve, 1986.
231 C. Borgeaud «Histoire de I'Universite de Geneve», 4 vol., Geneve, 1900-1932.
232 Olivier Fatio «Methode et theologie. Lambert Daneau et les debuts de la scolastique reformee», Geneve, 1976.
233 Richard Stauffer, op. cit., p. 974.
234 «Olivetan, traducteur de la Bible», actes du colloque Olivetan, Noyon, mai 1985, G. Casalis et B. Roussel (ed.), Paris, 1987.
235 John H. R. Moorman «The Anglican Spiritual Tradition», London, 1983, pp. 1-12.
236 Ibidem, p. 11.
237 Джон Уэсли - англиканский священник, основатель методизма. - Ред.
238 «La poursuite de la catholicite», название книги George Tavard (Pans, 1965), в которой прослеживается эволюция богословской англиканской мысли со времени Кранмера об этом понятии (концепте) католицизма.
239 Процитировано J. Moorman «A History of the Church in England», p. 311.
240 Эта эволюция описана A. M. Allchin «The Silent Rebellion. Anglican religious communities 1845-1900», London, 1958.
241 Об этом движении см. труд E. Cassirer «Die Platonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge», Leipzig, 1932.
242 E. R. Norman «Church and Society in England, 1770-1970», London, 1976.
243 Owen Chadwick «Michael Ramsey. A. Life», Oxford, 1990.
244 Jacques Gres-Gayer «Paris-Cantorbery (1717-1720). Le dossier d'un premier oecumenisme». Paris, 1989.
245 Archbichop Methodios Foukas «Orthodoxy, Roman Catholicism and Anglicanism», Oxford, 1972.
246 B. Sundkler «Nathan Soderblom. His Life and Wokr», Lund-London, 1968.
247 W. A. Visser't Hooft «Le temps du rassemblement», Paris, 1975.
248 «Le mendiant ingrat», Paris, 1949, p. 2603-2605.
249 «Le Desespere», Paris, 1933, p. 130-131.
250 «L'Histoire et ses trois niveaux d'historicite» в «La Dialectique des Exercices spirituels de Saint Ignace de Loyola», t. III. Paris, 1984; ранее опубликовано в «Sciences ecclesiastiques», Montreal, 18(1966), 3, pp. 329-357.
251 Париж, 1959 и 1960.
252 «De I'actualite historique», tome 1, p. 77-93 (le texte cite se trouve aux p. 88-89).
253 Voir aussi Nova et Vetera 41 (1966), p. 285-295.
254 Руководствуясь теми же идеями, этот учебник истории серии «АМАТЕСА» был включен в трактат о тайне Христа и Церкви.
255 t. III, p. 567-574.
256 Братья Карамазовы, часть 2, книга 5, глава 5.
257 «L'Eglise du Verbe incarne», t. III, p. 586 et p. 637.
258 «Approches sans entraves», Paris, 1973, p. 532-595.
259 «Essai sur le mystere de l'histoire», Paris, 1953.
260 «L'Eglise du Verbe incarne», t. III, p. 690-691.
261 Перевод с немецкого, Париж, 1970.
262 «De l'integration», p. 531.
263 S. Thomas «Somme de theologies, lla llae, qu. 83, art. 16, ad. 3.
264 «Diaologue», ch. 86.
265 P. M. Emonet «Le Cardinal Charles Journet. Portrait interieur», Chambray-les-Tours, 1983, p. 160.
|