С. Л. Франк
о смерти Н. А. Бердяева (1948):
письмо к Е. Ю. Рапп
Оп.: Исследования по истории русской мысли. Ежегодник-1997. СПб.:
Алетейя, 1997. Нумерация страниц по этому изданию; номер страницы
предшествует тексту на ней.
- 275 -
Настоящее письмо, при всей его заурядности среди
многих других, полученных вдовой Бердяева весной 1948 года, выходит
за чисто некрологические рамки. В нем Франк, прежде державшийся
в стороне от «веховского» мифотворчества, впервые присоединился
к той мыслительной схеме, из которой впоследствии выросла формула
о Бердяеве, Булгакове, Струве и Франке как четырех «столпах религиозного
возрождения». Публикуется по рукописному оригиналу: РГАЛИ. Ф. 1496.
Оп. 1. Ед. хр. 990.
46, Corringham Rd London № 11
31 марта 1948
Дорогая Евгения Юдифовна,
Я был глубоко потрясен внезапной кончиной Николая Александровича
и даже как-то не сразу поверил этому известию. Я знал его и был
дружен с ним 45 лет. Можно сказать, вся жизнь прошла в каком-то
общении с ним, и хотя я часто и во многом расходился с ним во взглядах,
я не только всегда любил и почитал его (как и он относился ко мне
неизменно дружески), но и всегда чувствовал духовную солидарность
в самом основном — в свободном искании правды, в независимости от
общепринятых мнений, духовного консерватизма, основанного на оппортунизме
и духовном малодушии и робости. С его кончиной я чувствую себя духовно
осиротелым. Ушел последний товарищ из старой гвардии, которая почти
полвека тому назад начала борьбу за духовное возрождение.
- 276 -
Я написал некролог о нем в английский католический еженедельник
«The Tablett».
В Вашем горе о потере столь близкого Вам человека Вы должны находить
утешение в мысли, что имя его не забудется в духовной истории европейского
человечества 20-го века, в которой он был одним из самых выдающихся
вождей.
С искренней любовью жму Вашу руку
Ваш С. Франк.
Вряд ли стоит придавать большое значение этому письму в целом
и говорить о том, что Франк стал участвовать в некоем "веховском"
мифотворчестве - по той простой причине, что само существование
"веховского мифотворчества" есть исследовательская гипотеза,
нуждающаяся в доказательствах. Бердяев достаточно часто подчеркивал
свою автономию как мыслителя, чтобы быть свободным хотя бы от подобных
упреков, и уж совсем трудно представить себе, кто и когда мог счесть
Струве "столпом религиозного возрождения". - Прим. Я.Кротова,
4.2.2002.
|