К оглавлению
ВСЛУШИВАЯСЬ В СЛОВО:
ТРИ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОМ
СТИХЕ ПЕРВОГО ПСАЛМА -
ТРИ СТУПЕНИ ЗЛА
Как единодушно отмечают комментаторы, и старые, и новейшие,
первый псалом — это вступление ко всей Псалтири в целом. Среди других псалмов
ему принадлежит особое место .
По-еврейски Книга Псалмов называется, как называлась уже во времена Кумранской
общины ,
Книгой Хвалений (sēfer tehillīm); но ведь Псалом 1 — если
и «хваление», славословие Богу, то лишь косвенно, не в узком и строгом смысле.
Другое, может быть, еще более древнее наименование Книги Псалмов, сохраненное в
Иерусалимском Талмуде (YerBer 4, 3, 7b-8а; YerŠab 16, 1, 15с; YerTaa 2, 2,
65с) и отразившееся в родственной языковой традиции сирийских христиан, — Книга
Песнопений (sēfer mizmōrōt, сир. ktaba d-mazmūrē);
но согласимся, что псалом 1 не назовешь без оговорок и «песнопением», что его
облик мало типичен для богослужебно-гимнографического жанра .
Скажем шире, этот псалом — не совсем молитва; то есть не один из тех
громогласных, страдальчески-просительных или благодарно-ликующих воплей к Богу,
из каковых состоит большая часть Псалтири. Его назначение — другое. Он
предпослан всем последующим псалмам, как произносимой молитве предпосылается
размышление в тишине. Можно вспомнить еврейские предания о великих древних молитвенниках,
которые не дерзали приступить ни к вечерним, ни к утренним, ни к дневным
молитвам, не приготовив себя длящейся по целому часу безмолвной медитацией .
Это же самое можно высказать и чуть иначе. Тема других псалмов —
жизнь человека перед лицом Бога. Не только радости и огорчения, победы и скорби
(или, как в Пс. 50/ 51, вина и раскаяние) составляют ткань этой жизни. В ткань
эту, в ткань молитвы, могут по-своему вплетаться и размышления. Молитвенный
контекст их выражен через прямые обращения к Богу: «Что есть человек, что Ты
помнишь его?» (Пс. 8:5, ср. 143/144:3); «Господи! кто может пребывать в жилище
Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» (Пс. 14/15:1) ;
«Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс. 18/19:13). Все
вообще так называемые жизненные вопросы в таком контексте — вопросы человека,
живущего жизнью перед Богом, к своему Богу. Равным образом поучения, время от
времени встречающиеся в Книге Псалмов, обращены к людям от лица этого человека,
а в конечном счете — от лица этого Бога, включены в контекст длящейся беседы их
двоих; таковы, например, Пс. 52/53 или 77/78. Но тема псалма 1 — сам
такой человек. Описывается это «блаженство» ,
коренящееся в радостном и охотном, великодушно-добровольном соединении его воли
с законом и наставлением Бога, осуществляющееся в неторопливом возрастании, подобном возрастанию
насыщенного влагой, зеленеющего дерева, и увенчивающееся живым общением с Богом .
Именно потому в псалме 1 нет внешних примет диалога между Богом и человеком,
что он как раз в этот диалог и вводит.
Однако прежде чем речь дойдет до позитивного раскрытия
«блаженства» праведника, всем утверждениям предпосланы три отрицания. На самом
пороге того словесного аналога Скинии или Храму, какой представляет собою Книга
Псалмов, отсекаются три возможности зла. Носителю православной традиции трудно
не вспомнить троекратное отречение от диавола и всех дел его, приготовляющее
крещаемого к Таинству Крещения.
По так называемому Синодальному переводу: «Блажен муж, который
не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании
развратителей».
Читатель, не знающий языка подлинника, может, в общем, принять
этот перевод как исходную точку для размышлений; дополнительные сведения о
нюансах лексики подлинника уточняют и углубляют предлагаемый им смысл, но не
отменяют его. Добросовестности ради упомянем радикальный пересмотр значения
слов «стоит на пути», предложенный католическим библеистом и угаритологом М.
Дахудом, чей комментарий к псалмам известен обилием интересных, но чрезмерно
рискованных гипотез :
основываясь на том, что угаритское слово drkt означает «престол»,
«власть», «господство», из чего, по его мнению, само собой вытекает значение
«собрания», он предлагал понимать сходное по звуковому облику библейское derek не как «путь», а как синоним упоминаемых в разбираемом нами стихе «совета» и
«собрания» .
Этот домысел находится в самом решительном несогласии не только с единодушным
суждением традиционной экзегезы, как христианско-святоотеческой ,
так и еврейской ,
всегда исходившей из особого значения образа пути в этом месте; не только с
контекстами, внутри которых появляется слово derek в других
местах Ветхого Завета (например, Втор. 30:19, Иер. 21:8); не только с
Септуагинтой, всегда передающей это слово как ὁδός, но и с целым
рядом древних ближневосточных параллелей (в эпосе о Гильгамеше, в египетской
гимнографии и т.п.). В конце концов, образ пути принадлежит к разряду
фундаментальных общечеловеческих символов, какие Карл Густав Юнг называл
архетипами. Не приходится поэтому удивляться, что позиция М. Дахуда в этом
вопросе, как и во многих аналогичных вопросах, встретила убедительную критику.
Тем спокойнее можем мы оставаться при традиционном понимании.
Итак, перед нами три отрицания: «не ходит» — «не стоит» — «не
сидит». Присмотримся к ним пристальнее.
Глагол с основой hlk,
переведенный как «ходить», имеет в библейском языке исключительно широкое
значение. В буквальном смысле он означает действие совершения пути,
направленного движения: человек идет, зверь бежит, змея ползет, вода течет,
корабль плывет и т.п. — но все эти роды движения передаются тем же глаголом. В
расширительном смысле он выражает идею волевого усилия, деятельной инициативы.
С этим связано его употребление при других глаголах в повелительной форме в
качестве усиливающего приглашения, призыва, побуждения к действию (наподобие
того, как в разговорном, отнюдь не «библейском» русском языке употребляется
императив «давай!» / «давайте!», или как в обиходе более литературном и слоге
более высоком можно добавить к повелительной форме эмфатическое «же»). Наконец,
глагол употребляется для обозначения всей суммы поведения человека, прежде
всего поведения религиозного, обрядового и нравственного: «Кто ходит в правде»
(Ис. 33:15); «Тот, кто ходит непорочно и делает правду» (Пс. 14/15:2). От этого
глагола образован, между прочим, иудаистический термин «галаха», означающий
свод правил правоверного еврея. Как мы видим, диапазон лексических значений
слова весьма широк; но во всех случаях инвариантом остается смысловой момент
динамики, движения.
И здесь мы ощущаем явственный контраст с двумя другими глаголами
трехчленной формулы. Глагол с основой Imd означает «стоять», также
«становиться, вставать, оставаться»; лексикон Келера (см. прим. 6) дает даже
значение «переставать двигаться, останавливаться». Наконец, глагол с основой jšb означает «садиться, сидеть», но также и «постоянно
селиться, постоянно пребывать» (т.е. «быть, становиться оседлым»). Он делит с
предыдущим глаголом значение «оставаться».
«Ходить» — «стоять» — «сидеть». Первый глагол дает образ
движения, устремления, но в то же время нестабильности, а потому
неокончательности. Второй глагол — переход к стабильности. Третий глагол
добавляет к стабильности — успокоение. Как выражается упомянутый выше Давид
Кимхи, сидеть — все равно, что лежать.
А теперь приглядимся к контексту, в котором вводится каждый из
глаголов.
Существительное 'ēdā (cs. 'odot),
как и русское «совет», может означать и совет-внушение, и совет-собрание; кроме
того, опять-таки наравне с русским словом (хотя бы только в старинном или
специфически церковном слоге), оно порой означает «намерение», «план»,
«умысел», даже что-то вроде заговора. А потому смысл сочетания слов в
подлиннике (букв, «ходить в совете») обнимает не противоречащие друг другу, а
скорее дополняющие друг друга смысловые возможности: «действовать по
совету-внушению», «посещать совет-собрание», наконец, «вступать в
совет-сговор». Во всех этих возможностях общим знаменателем является тема
непродолжительного контакта — с кем? Существительное rešā'īm,
передаваемое в Синодальном переводе с ориентацией на греческую лексику
Септуагинты как «нечестивые» — одно из главных библейских обозначений носителей
вины, греха, преступления. Специфический для него смысловой момент, отмечаемый
на основе анализа контекстов некоторыми комментаторами, — враждебность Богу и
Его народу .
Итак, первая ступень зла — великая духовная неразборчивость.
Кто находится на ней — нарушает верность Богу, без различения якшаясь с Его
врагами, ища себе места на их собрании, принимая их мысли, их волю, их умысел
как ориентир для своего действия. Это уже худо. Но поскольку речь идет еще о
«хождении», ситуация еще не совсем устойчива, не совсем стабильна.
Окончательный выбор представляется еще не сделанным.
Увы, очень скоро его приходится сделать: «встать на путь». Но
чей это путь? В существительном hattā'īm, еще одном из более или
менее синонимических обозначений грешников, важен смысловой момент «огреха»
(этимологически присутствующий и в русском слове «грешник»), отклонения от
цели, от должного направления, от пути .
Итак, речь идет о пути сбившихся с пути, о пути «беспутных». Мы
вспоминаем слова Христа: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и
многие идут ими» (Мф. 7:13). А Учение Двенадцати Апостолов, или Дидахе, один из
древнейших памятников христианской литературы, открывается кратким, но очень
весомым вступлением: «Два есть пути, путь жизни и путь смерти; и велико
различие между ними». О ситуации вставшего на недолжный путь
святоотеческая экзегеза говорит так: «И не стоит на пути грешных». Не сказано:
«не приходил».
Нет никого, кто не приходил бы на путь грешных: самый закон
естества и смерти приводит нас туда. Сказано: «не стоит», сиречь, не остается.
Стоит и остается тот, кто отягощен тяготою грехов» .
Итак, недолжный выбор сделан: уже нет иллюзии свободного
движения между добром и злом с легкостью возврата от одного к другому. «Тягота
грехов», сумма внешних и внутренних последствий сделанного сковывает грешного,
прикрепляя к «пути грешных», не давая с него сойти. Это ли не конец? Что еще
осталось?
Очевидно, пока человек стоит, хотя бы там, где стоять не должно,
в его осанке сохраняется хотя бы толика трудного напряжения (увы, пропадающего
втуне на пути беспутства). В оборотах, связанных с метафорой «стояния» — «на
том стою», «такова моя позиция» и проч., — может присутствовать гордыня,
закоренелость, даже остервенелость, но еще не слышится нотки цинизма. Воля
направлена ложно, однако пока еще остается волей. История предлагает нам в
изобилии примеры подобного состояния — героические террористы, готовые на
самопожертвование убийцы, смертельно серьезные безбожники. Но долго так не
простоишь.
И потому последняя ступень зла, описываемая в заключительной
части трехчленной формулы, характеризуется новым сравнительно с предыдущими
ступенями настроением покоя. Это поистине шедевр сатаны — адская пародия на
благодатное успокоение, обретаемое в Боге. Недаром здесь употреблен тот же
самый глагол, который в зачине знаменитого псалма 90/91 передает безопасность и
защищенность «под кровом Всевышнего». Как говорят наши современники,
«расслабьтесь»; в определенный момент ад говорит то же самое своему адепту.
Некуда больше ходить, ни к чему больше стоять. Кто созрел для последней ступени
зла, оказывается в особой компании: это не просто противники дела Божия, как на
первой ступени, не просто сбившиеся с пути беспутники, как на второй, — это
циничные «насмешники», «кощунники», lecim. Их глумливая болтовня, их
сумасшедший смешок, их расслабленное и расслабляющее суесловие — разве мы не
видели, разве мы не насмотрелись до тошноты, как это приходит на смену более
«серьезным» и даже «героическим» стадиям зла? А на смену цинизму не приходит
больше уже ничего. Ибо в нем выражает себя последнее, окончательное,
безнадежное растление.
От него же да избавит Господь нас обоих: тебя, читающего, и
меня, пишущего.
*
ТИХОЕ ПРИСУТСТВИЕ СЕРГЕЯ АВЕРИНЦЕВА
«Блажены нищие духом,
ибо их есть Царство Небесное»
(Мф. 5, 3)
Есть люди, чье тихое присутствие делает нашу жизнь более радостной и содержательной. Благодаря им вдруг понимаешь, почему нам так дорог не совсем точный перевод греческого «Свете Тихий», хотя, казалось бы, можно было перевести иначе — «свете радости». Слово «тихий» не только таит в себе пронзительную радость. Оно указывает на тот путь, которым эта радость приходит — путь самоумаления. Бог, самая большая радость нашей жизни, входит в нее как бы «украдкой», прячась в тишину, чтобы сохранить свободу человека. Небесный царь оказывается «тишайшим», то есть смиренным, постоянно истощающим Свое бытие.
Перевод, особенно перевод таких текстов как Давидовы Псалмы, требует не только эрудиции библеиста, не только богословской одаренности и знаний, но и уникального слуха. Слуха не только поэтического, но и бытийного, сердечного. Псалмы Давида звучат изнутри нас, выражая всю полноту религиозного переживания — пронзительную радость и тихую печаль, одиночество, тоску богопокинутости и восторг встречи, безудержное восхищение Божиим миром и глубину покаяния в вопле отчаяния о самом себе, отторгающего нас от ставшего «своим» греха. Это не человеческий монолог, чудо Псалтыри в том, что здесь каждое слово вымолвлено перед лицом Живого Бога. Как пишет современный российский библеист, «здесь люди не говорят сами с собой в бесконечном монологе, но они рассказывают о своей жизни с ее высотами и глубинами Богу, носящему имя JHWH: «Я стану присутствовать для вас» (прот. А.Сорокин. Введение в Священное писание Ветхого Завета. К., 2003, с. 292).
Углубляя наш духовный опыт, священные слова Псалтыри влились в нас, стали глубоко личными, неотъемлемыми от нашего существования. Могли бы мы быть «самими собой», если бы в нашей душе не звучали Давидовы слова: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» или «Духа Твоего Святого не отыми от мене»? Кем бы я был, если бы православная традиция не вручила мне Давидов вопль к Богу «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»? Я специально привожу эти простые, внешне лишенные образности строки, в то время как в Псалтыри есть и другие, содержащие удивительные образы, например Пс. 109, 23.
«Яко сень, внегда уклонится ей, отъяхся:
стрясохся яко прузи,
(Я исчезаю, как уклоняющаяся тень:
меня гонят как саранчу)».
И я неслучайно привожу строки Давидовой поэзии на языке, на котором мы молимся — славянском. Этот язык обладает удивительной способностью точно, глубоко и поэтично передавать молитвенное движение человеческого сердца. Делаю для того, чтобы наш читатель понял всю сложность задачи, которую поставил перед собой Сергей Сергеевич: перевести Псалтырь на русский язык.
Псалтырь читают сердцем. Как же точно, как вдохновенно должен звучать перевод Псалмов на современный язык, чтобы сердце его не отвергло. Каким удивительным духовным слухом должен обладать переводчик. Какой целостностью, какой простотой должны обладать его мышление и чувство, чтобы создать новый канон, новую словесную икону Давидовой поэзии. Псалмы невозможно читать как «частное лицо». Как только мы погружаемся в первые строки, как только наше сердце включается в богочеловеческий диалог Псалтыри, мы сразу же ощущаем свою причастность к Церкви.
«Боже, Боже мой, к тебе утренюю, возжада тебе душа моя» (Пс. 62,1). Как передать смысл этих слов не на языке подлинника? Как можно выразить в словесном строе современного языка этот опыт дерзновенного полета, преодолевающего расстояние между Единым, к которому боялись прикоснуться мыслью язычники, и личным Живым Богом ветхозаветного откровения? «Первый раз, — пишет в своей статье «Слово Божие и слово человеческое» Аверинцев, — употреблено то имя Божие (Элохим), которое употребляется в...начальных словах Книги Бытия о сотворении небес и земли. «Элохим» — это, так сказать, Всебог, Единый, превышающий все «Цеваот»; Тот, о Ком даже боялись помыслить язычники, о Ком лишь в отвлеченных терминах («Единое» и т.п.) умствовали философы. И вот святое безумие и благословенная дерзость библейской веры говорит немыслимое: именно Он, превышающий все сущее, Он перед которым все «боги» — или слуги, или ложь, Он есть для меня «мой» Бог, Которому принадлежу я и Который принадлежит мне, интимнее, чем какие бы то ни было домашние божки язычества, «лары» и «пенаты», принадлежали миру домохозяина» (София-Логос. Словарь. К. 2001, с. 391).
Привожу это пространное высказывание, чтобы мы отдавали себе отчет, сколь глубоко знает Сергей Сергеевич Писание, и с какой ответственностью он подошел к делу его перевода. Насколько же должно быть чисто сердце переводчика, который трудится над этим текстом. Как искренен должен быть его поиск личного Бога. Как дерзновенно должен звучать не только в тексте перевода, а в нем самом, его существе, призыв Давида о том, чтобы Бог посетил его и сделал «новой тварью», сотворил обновленное благодатью — «чистое сердце». (Слово «созижди», употребляется в других местах Писания, когда речь идет о воссоздании, благодатном обновлении твари).
Псалмы глубоко личны, это, прежде всего, личная молитва. И как таковые они столь драматичны, столь движимы энергией сердца. Но это еще и очень «простая» поэзия: простая как в смысле метафизическом (в ней благодатно преодолена сложность, разделенность), так и в смысле поэтическом. Ведь в Псалмах нас удивляет не только глубина и интенсивность религиозного переживания, не одна лишь удивительная точность, с которой вербально выражен молитвенный опыт, но и простота — гениальная простота Давидовой поэзии, благодаря которой она стала «иконой» для религиозного переживания народа, словесным каноном всего «благочестивого рода христианского». Недаром душа народа так любит псалмы и так часто им подражает (здесь уместен пример Тараса Шевченко). В этой ошеломляющей, чудесной простоте псалмы походят на заключенную в бесцветии белого полноту цвета. Неожиданно возникший из глубин существа молитвенный вздох превосходит нашу сложность, приобщая нас к целомудрию: цельному, простому существованию. Существованию в Боге. Мысль и чувство, крик и шепот, покой и движение — все это объединено Псалмопевцем в единый сплав, в единую мелодию сердца, которая по своей непосредственности и простоте напоминает звуки пастушьей флейты. Все приходит к простоте, к святой песне простоты.
Поэзия Давидова — это «вечер невечерний», закат солнца, обратившийся «вспять» — к Востоку Востоков. Трагедия человеческого существования в Псалмах преодолена...
Но вернемся к человеку, который так вдохновенно переводит поэзию XX века и стихи Библии. Многим киевлянам памятна его тихая речь, трогательная, граничащая с какой-то беззащитностью, сутулость, вдумчивый, чистый взгляд. После прочтения доклада в стенах Киевской Духовной Академии он вдруг неожиданно для многих попросил: «помолитесь о мне, отцы и братья, я многое не понимаю». Это было сказано так искренне, так конкретно, так просто...
Простота — вообще очень характерна для Аверинцева (и это при том, что его мысль столь симфонична). Многих давних читателей удивляет кристальная ясность стиля «позднего Аверинцева», прозрачность его мысли, ее очевидность, естественность, гармоничность, - скажу более: какая-то детская беззащитность мысли, ее благодатная, экзистенциальная «нищета».
Еще более удивительно то, что этот человек так кроток в общении. Христос заповедовал нам — «будьте как дети», и мы видим немало подлинно-детских лиц в Церкви. Но каждому, кому довелось общаться с «академиком Сергеем Аверинцевым» знает, что в этом человеке как-то особенно явственна кротость и простота. Это не особенности его натуры, не только свойство ученого и поэта — быть простым и кротким. Библейская простота обнаруживает в нем человека Церкви. И для нас очень радостно общение с такими людьми, ибо мы знаем, откуда она, от Кого она происходит. Эта кроткая простота существует только в глубинах Церкви. Она может сосуществовать только с человеком, который глубоко церковен, ее невозможно сымитировать, ее нельзя «заслужить», это — дар Божий.
Сергей Сергеевич Аверинцев, который всю жизнь писал научные труды и является сегодня одним из самых известных в мире христианских ученых, в конце концов, оставил высокий академический стиль и стал писать размышления, которые соединяют глубину мысли с ранящей сердце простотой. Это не стиль, не какой-то формальный способ, которым можно завладеть при помощи интеллектуального усилия или даже таланта. Эта — морская — прозрачность мысли проявляется только там, где состоялось чудо явления смысла, логоса, где человек постигает то, что находится за пределами собственно человеческого.
Ведь когда человек, его мысль, дух, чувство приходит к некой полноте, он становится для других «малой тайной». И еще: его смиренное присутствие приносит нам радость, мы рады нашему общению.
Свящ. Петр Зуев |