СУММА ТЕОЛОГИИ
Часть III, вопрос 42, глава 4 .
"Должен ли был Христос передавать свое учение посредством письма?"
I. Кажется, что Христос должен был передавать Своё учение посредством
письма. Ведь письмо было изобретено, дабы учение было памятно и в
будущем. Но учение Христа было предназначено, чтобы сохраняться в
вечности, согласно Луке : небо и земля прейдут, но мои слова не прейдут.
Следовательно, как кажется, Христос должен был передавать Своё учение
посредством письма.
2. Кроме того, Ветхий Закон был предзнаменованием (in figura praecessit)
Христа, согласно [посланию] к Евреям : Закон имеет тень будущих
благ. Но Ветхий Закон был написан Богом, согласно Исходу : дам тебе
две скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал. Следовательно,
как кажется, Христос также должен был передавать Своё учение посредством
письма.
3. Кроме того, Христу, Который пршел, дабы просветить сидящих во
тьме и тени смертной, как говорится у Луки , надлежало устранить
случаи заблуждения и открыть путь к вере. Но Он свершил бы это,
если бы записывал Свое учение; ведь говорит Августин в [книге] "О
согласии Евангелистов", что есть обыкновение у некоторых задаваться
вопросом - почему наш Господь ничего не написал, так что необходимо
верить другим, которые писали о Нем? Особенно те язычники задают
этот вопрос, которые не решаются обвинять или поносить Христа, и
приписывают Ему наиболее превосходную мудрость, но только как человееку.
Они говорят, что ученики Его приписывали своему Учителю, что он
больше, чем был [на самом деле], когда они называли Его Сыном Божиим
и Словом Божиим, Которым всё было сотворено. И после он добавляет
: они, кажется, готовы были бы поверить тому, что Он написал бы
о Себе, но не тому, что другие, согласно своему суждению, проповедовали
о Нем. Следовательно, как кажется, Христос Сам должен был передавать
свое учение посредством письма.
Но этому противоречит следующее: в каноне Писания нет книг, написаннх
Им Самим. Отвечаю: следует сказать, что было вполне подобающим,
чтобы Христос не передавал Своё учение посредством письма.
Во-первых, по причине Его достоинства. Ведь более превосходному
учителю подобает более превосходный способ учения. И поэтому Христу,
наиболее превосходному учителю, соответствовал способ учения, запечетлевающий
Его учение в сердцах слушающих Его; поэтому говорится у Матфея ,
что Он учил их, как власть имеющий. Ведь даже Пифагор и Сократ,
которые были наиболее превосходными учителями среди язычников, не
желали ничего писать. Ведь письмо направлено, как на цель, на то,
чтобы запечатлеть учение в сердцах слушающих.
Во-вторых, из-за превосходства учения Христа, которое не может
быть выражено в письме (litteris), согласно Иоанну, в конце : многое
и другое сотворил Исус; но если бы писать о том подробно, то, думаю,
и самому миру не вместить бы написанных книг. Однако, как говорит
Августин, нам следует считать не то, что мир не мог бы их вместить
в отношении пространственного места, но, что способность читающих
не могла бы их постичь. И если бы Христос вверил Своё учение письму,
то ничего более высокого об этом учении люди не разпознали , чем
из того, что содержится в Писании.
В-третьих, чтобы от Него учение достигало бы всех согласно порядку:
а именно, Он Сам непосредственно учил Своих учеников, которые впоследствии,
словом и письмом, преподали [учение] другим. Если же Он писал бы
Сам, то Его учение достигло бы всех непосредственно. Поэтому о премудрости
Бога говорится в Притчах , что она послала слуг своих провозгласить
с возвышенностей городских.
Но следует разуметь, как говорит Августин в "О согласии Евангелистов",
что некоторые из язычников полагали, что Христос написал некоторые
книги, содержащие некую магию, посредством которой Он свершал чудеса,
каковые христианское учение осуждает. И все же те, кто утверждает,
что читали такие книги Христа, не свершают ничего такого, что якобы
сотворено [согласно] этим книгам. Ведь они заблуждаются в отношении
Божественного суждения (iudicio), ... когда утверждают, что эти
книги, озаглавлены как служащие письмами к Петру и Павлу ... потому
что они видели, в некоторых местах, изображенных их с Христом...
Не удивительно, что измышляющее [это] были обмануты живописцами.
Однако всё то время, когда Христос пребывал в смертной плоти с Его
учениками, Павел не был Его учеником.
1. Относительно первого следует сказать, как говорит Августин в
той же самой книге : Христос как бы глава всех Его учеников, как
членов Его тела. Поэтому, когда те описывают, что Он явил и сказал
им, то ни в коем случае не следует говорить, что Он не написал ничто:
поскольку Его члены делали то, что они познали из сказанного Главой.
Поскольку же Он желал, чтобы мы читали о сделанном и сказанном Им,
Он повелел описать им это, как бы Своим рукам.
2. Относительно второго следует сказать, что поскольку Ветхий Закон
давался в чувственных образах, то подобало, что он был написан чувственными
знаками. Но учение Христа, которое есть закон духа жизни , должно
было быть написанно не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях
каменных, но на плотяных скрижалях сердца, как говорит Апостол во
втором [послании] к Коринфянам .
3. Относительно третьего следует сказать, что те, кто не желал
верить написанному апостолами о Христе, отказались бы верить в написанное
Христом, о Котором они полагали, что Он творил чудеса магическим
искусством.
Перевод К. Бандуровского
|