|
Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
ИСТОРИЯ РОССИИ.
К оглавлению
ГЛАВА 7 КУЛЬТУРА РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
1. Особенности развития русской культуры в пореформенную эпоху.
В истории русской культуры весь XIX век характерен своей неповторимой цельностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе и искусстве, которые складывались в первой поло вине XIX в., получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период. Она выражалась также и в том, что творчество многих деятелей русской науки, литературы и искусства пришлось как на дореформенную, так и пореформенную эпохи. Таким образом, эти деятели культуры в своем творчестве как бы воплощали живую связь эпох и вместе с тем являлись хранителями традиций своих предшественников или старших современников.
Однако русская культура пореформенного периода имеет и свои особенности, обусловленные объективными факторами исторического развития страны. В первую очередь изменилась сама историческая обстановка. Реформы 60-70-х годов XIX века явились настоящим переворотом, вследствие которого произошли кардинальные изменения в экономической, социальной, политической сферах и вообще во всей народной жизни, что не могло не отразиться на развитие культуры и самого быта.
Падение крепостничества произвело не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы и вместе с тем и возможности их удовлетворять. Неизмеримо расширился и круг лиц интеллигентного труда -носителей культуры.
Интенсивно шел процесс демократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинулась тема "мужика", страдальца, кормильца и защитника страны. В нем видели также главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей. Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственного труда все более вовлекаются представители из непривилегированных сословий.
Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором и показателем культурного развития.
Пореформенная эпоха характерна дальнейшим расширением культурных связей России с другими странами и народами; шло взаимное обогащение культурными достижениями. Весь XIX век справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре.
2. Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать.
Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта, внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники требовали расширения народного образования. Само осуществление реформ в сфере управления, судопроизводства, в военном деле и т.д. было невозможно без увеличения числа грамотных людей, без подготовленных специалистов и, следовательно, без расширения сети специальных учебных заведений. Само правительство, исходя из возросших потребностей иметь образованные кадры, было заинтересовано в расширении системы образования. Народное образование находилось под контролем соответствующих правительственных органов и вместе с тем служило важным средством идеологического воздействия на народные массы.
Проведение школьных реформ в 1862-1864 гг. ( см. главу 2) существенно расширило систему начального и среднего образования. Численность начальных и средних школ (училищ и гимназий) в России воз росла с 1856 по 1896 гг. с 8 тыс. до 79 тыс., а число учащихся в них с 450 тыс. до 3,8 млн. Проходило обучение грамоте и солдат в армии. Важно отметить, что в широких массах крестьянства все более развивалось сознание практической необходимости в приобретении хотя бы элементарной грамотности. Несмотря на рост различных типов начальных школ (государственных, или "министерских", подчиненных Министерству народного просвещения, земских, т.е. учреждаемых земствами, и церковноприходских при церковных приходах), их остро нехватало для удовлетворения крестьян в грамотности. По своему почину они образовывали свои, "домашние школы грамотности". Обычно обучение в такой школе проходило в крестьянской избе. За вознаграждение теплой печкой, куском хлеба и немногими медными грошами приглашали знающих грамоту отставного солдата, бывшего семинариста или же сельского дьячка. В 80-90-х годах многие такие "школы грамоты" были преобразованы в церковно-приходские, руководство которыми было передано местному приходскому духовенству.
Нельзя не отметить и самоотверженный подвиг передовой интеллигенции и учащейся молодежи (студентов, гимназистов и семинаристов старших классов), которые шли в земские школы в надежде быть идейными руководителями крестьянства и помощниками в его борьбе за лучшую жизнь. Согласно переписи населения 1897 г., удельный вес знающих грамоту составлял 22%.Но если учесть, что в середине XIX в. в государственной деревне грамотных было не более 4-6, а в крепостной 1-2%, то следует признать рост грамотности среди населения достаточно существенным.
В пореформенный период получило дальнейшее развитие общее и специальное высшее образование. В 1862 г. в Одессе был открыт Новороссийский, а в 1888 г. в Томске Сибирский университеты, в 1865 г. в Москве - Петровская земледельческая академия. В Москве, Петербурге и в некоторых крупных городах были открыты политехнические и технологические институты. В 70- годах XIX в. было положено начало высшему женскому образованию. Всего за эти годы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве было открыто 7 высших женских курсов различного профиля - гуманитарного, естественнонаучного, медицинского.
Во второй половине XIX в. особенно бурно развивались книгоиздательство и периодическая печать. Книгоиздательство превратилось в обширное предпринимательское хозяйство, с мощной и первоклассной издательской базой. Если в середине 50-х годов XIX в. в России нас читывалось 96 типографий и ежегодно выходило около 2 тысяч отдельных изданий (книг, брошюр и пр.), то к середине XIX в. число типографий возросло до 1300, а выпускаемых ими названий отдельных изданий - до 10700. Широкую известность получили книгоиздатели М.Ф. Вольф, Ф.Ф. Павленков, И.Д. Сытин, П.П. Сойкин, А.Ф. Маркс, издававшие большими тиражами научные, художественные и по дешевой цене популярные книги и для народа. В конце XIX в. Россия заняла третье, после Германии и Франции, место по количеству названий выпускаемой литературы.
Необычайно возросла периодическая печать - ведомственная, научная, литературно-художественная, общественно-историческая, политическая, церковная. Число периодических изданий за 40 пореформенных лет возросло со 104 до 800, и среди них ежедневных газет с 7
до 100. Широкую известность имели тогда "толстые" общественно-литературные журналы -"Вестник Европы", "Дело", "Отечественные записки", "Русская мысль", "Русское обозрение", "Русское богатство", "Мир Божий", "Слово", пользовавшийся большой популярностью иллюстрированный еженедельник "Нива", а из исторической периодики - "Русский архив", "Русская старина", "Исторический вестник", "Древняя и новая Россия".
3. Наука и техника
Вторая половина XIX в. особенно богата крупными достижениями мировой науки и техники, многими выдающимися открытиями и изобретениями, которые положили начало "второй технической революции". Существенный вклад в общемировой научно-технический прогресс внесли и русские ученые и изобретатели.
Наиболее значителен был прогресс в естественных науках - математике, физике, химии, биологии, медицине. В области математики выдвинулась петербургская школа во главе с профессором П.Л. Чебышевым, исследовавшим проблемы теории чисел и теории вероятностей, а также известным своими трудами по математическому анализу. Теоретические исследования в области математики Чебышев связывал с принципиальными вопросами естествознания и техники. Многие его труды были обусловлены прикладными задачами, главным образом разработкой теории механизмов. Труды Чебышева положили начало развитию многих разделов математики и получили широкое признание не только в России, но и за рубежом. Он был избран членом многих зарубежных академий, университетов и ученых обществ. Исследования Чебышева продолжили его ученики - A.M. Марков, А.М. Ляпунов и СО. Ковалевская.
Основоположником нового направления в физике - теории магнетизма и фотоэлектрических явлений - был профессор Московского университета А.Г. Столетов. Его ученик Н.А. Умов обосновал учение о движении энергии - один из центральных вопросов современной физики. Вы дающийся русский астроном Ф.А. Бредихин, директор Пулковской обсерватории, создал теорию кометных форм и происхождения метеорных по токов. Под его руководством проводились гравиметрические исследования в России. Его ученик А.А. Белопольский получил широкую известность как один из пионеров астроспектроскопии, примененной им в исследованиях Солнца, Юпитера, колец Сатурна, переменных и двойных звезд.
Крупнейшим русским химиком-органиком, создателем теории химических строений -основы современной органической химии - был профессор и ректор Казанского университета А.М. Бутлеров. Он создал теорию химических строений, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием, синтезировал ряд органических соединений. Теоретические исследования в этой области Бутлеров изложил в своем основном труде "Введение к полному изучению органической химии". В 1868 г. по инициативе Д.И. Менделеева Бутлеров был избран профессором Петербургского университета, где организовал лабораторию для занятий органической химией, подготовил большую группу химиков, продолжившую его труды, -"бутлеровское направление" (или "бутлеровская школа"). Основателем русской школы физико-химиков был академик Петербургской АН Н.Н. Бекетов. Он открыл новый способ восстановления металлов из их окислов, заложил основы алюминотерапии, обнаружил вытеснение металлов из растворов их солей водородом под давлением, организовал первую в Россию термохимическую лабораторию.
С именем великого химика Д.И. Менделеева (1834 - 1907), профессора и ректора Петербургского университета, связано создание в 1869 г. периодической системы элементов - фундаментальное открытие о тес ной взаимосвязи всех химических элементов и периодическом повторении их свойств, при расположении их в порядке возрастания атомного веса. Оно предоставило возможность, по словам Менделеева, "предугадать свойства неизвестных еще элементов" и, следовательно, дало ключ к их открытию. Его
главный труд "Основы химии" еще при жизни ученого был издан 8 раз и переведен на многие европейские языки. Менделеев был ученым разносторонних интересов. Его перу принадлежат свыше 500 научных трудов по химии, химической технологии, физике, гидродинамике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике и народному просвещению. Он выступил и как автор ряда технических предложений и изобретений: например, в области крекинга нефти, подземной газификации каменного угля, создании бездымного пороха. В 1875 г. он изобрел стратостат для изучения верхних слоев атмосферы. Менделеев явился инициатором создания в 1868 г. Русского химического общества, организатором и первым директором (с 1893 г.) Главной палаты мер и весов. Широкую известность он получил и как талантливый популяризатор научных знаний: под его редакцией выходила "Библиотека промышленных знаний". Его популярный труд "К познанию России" выдержал несколько изданий. Менделеев был избран почетным членом почти всех наиболее известных академий и университетов Европы и Америки. Но выдвинутый в 1880 г. в академики Петербургской АН он был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест.
Основоположником новой школы органической химии был A.M. Бутлеров, создавший теорию химического строения органических тел. Он синтезировал ряд важных органических соединений. Бутлеров выступал и как автор книг по сельскому хозяйству и пчеловодству. Ученик Бутлерова В.В. Марковников продолжил разработку структурной теории органических соединений, что имело большое значение для научного предвидения течения ряда химических реакций и создания полимерных соединений. Создателем русской физиологической школы был ИМ. Сеченов. В 1866 г. был опубликован его основной труд "Рефлексы головного мозга" (еще в 1863 г. ученый подготовил его к изданию в виде статьи для журнала "Современник", но цензура не пропустила ее). Сеченов обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. Исследования Сеченова в области физиологии и высшей нервной деятельности впоследствии были продолжены И.П. Павловым.
Одним из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и иммунологии был профессор Новороссийского университета И.И. Мечников. Он создал учение о защитных факторах организма, что легло в основу современной микробиологии и патологии. За свой основ ной труд "Невосприимчивость к инфекционным болезням" Мечников был удостоен Нобелевской премии. В 1886 г. он создал первую в России бактериологическую станцию, в 1888 г. был приглашен в Пастеровский институт (в Париже), в котором создал свою школу по иммунологии и патологии. Им была создана теория происхождения многоклеточных организмов, изданы многочисленные труды по проблемам кишечной инфекции, брюшного тифа, детской холере, внутрикишечному пищеварению.
Крупный вклад в развитие русской медицины внес профессор Медико-хирургической академии СП. Боткин. Ему принадлежат многочисленные труды по клинике и патогенезу заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфекционных болезней, анемии. В основанных им в 1862 и 1874 гг. клинико-экспериментальных лабораториях впервые в России были проведены исследования по клинике фармакологии и экспериментальной терапии. Он -основатель крупнейшей школы русских клиницистов. В течение многих лет состоял председателем Общества русских врачей, был избран членом 43 русских и иностранных научных учреждений и обществ, стал основателем "Эпидемиологического листка", "Еженедельной клинической газеты" и других специальных медицинских изданий. Именем Боткина названа крупнейшая клиника в Москве.
Важные теоретические были сделаны русскими учеными в геологии, палеонтологии, почвоведении, географии. В. О. Ковалевский явился основателем эволюционной палеонтологии, В.В. Докучаев - науки почвоведения. Широкую известность получил классический труд Докучаева "Русский чернозем"(1883), в котором он изложил основы генетического почвоведения. Он основал первую в России кафедру почвоведения.
Русское географическое общество организовало ряд экспедиций по исследованию Средней и Центральной Азии П.П. Семёнова-Тячн-Шанского и Н.М. Пржевальского, антропологические и этнографические исследования Н.Н. Миклухо-Маклая в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Семенов Тян-Шанский выступал как крупный организатор географической науки и статистической службы в России, государственный и общественный деятель. Он - активный участник подготовки крестьянской ре формы 1861 г., член Государственного совета, долгие годы возглавлял Центральный статистический комитет, Русское географическое и Русс кое энтомологическое общества. Он был одним из организаторов и активных участников проведения первой Всероссийской переписи населения 1897 г., руководил получившими широкую известность многотомными статистическими и географическими изданиями о России: "Географическо-статистический словарь Российской империи" (1863 - 1885, в 5-тит.), "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (1899 - 1914, в 30 т.), "Живописная Россия" (периодическое издание), являлся инициатором экспедиций Н.М. Пржевальского и Н.Н. Миклухо-Маклая. Пржевальский во время четырех экспедиций впервые описал природу многих ранее неисследованных районов в Монголии, Джунгарии, Тибете, Центральной и Средней Азии, открыл ряд хребтов и озер, собрал ценнейшие коллекции растений и животных.Миклухо-Маклай подробно изучил жизнь и быт коренного населения Океании и Новой Гвинеи, доказал видовое единство различных рас. Из своих многочисленных экспедиций он привез богатейший антропологический и этнографический материал, который передал в дар Этнографическому музею в Петербурге.
Достижения русских ученых в различных направлениях естественных наук имели большое прикладное значение для развития народного хозяйства. Кроме того, с развитием естественных наук был связан ряд технических открытий и достижений в России. Наиболее значительными из них были: изобретение в 1872 г. ученым-электротехником А.Н. Лодыгиным электрической угольной лампы накаливания (в 1879 г., это изобретение было повторено и усовершенствовано известным американским изобретателем Т. А. Эдисоном), в 1876 г. П.Н. Яблочковым дуговой лампы (получившей название "свечи Яблочкова"), в 1895 г. А. С. Поповым радиосвязи.
Широкое развитие во второй половине XIX в. в России получили гуманитарные науки: история, философия, филология, правоведение, статистические и экономические исследования. В области гуманитарных наук оформились различные научные школы и направления, Крупнейший историк дореволюционной России СМ. Соловьев (1820 -
1879) принадлежал к так называемой "государственной" школе в русской историографии. Общественный прогресс он усматривал в постепенном переходе от родового строя к государственному, подчеркивая решающую роль в истории государства. Отсюда главное место в процессе исторического развития он отводил возникновению и эволюции политических и юридических структур, на основе которых складывается государство. Историком было опубликовано свыше 300 работ. Среди них его знаменитая многотомная "История России с древнейших времен". Начиная с 1851 г., Соловьев ежегодно публиковал очередные тома этого труда. В год смерти ученого вышел 29-й том "Истории", доводивший изложение до 1775 г. (Соловьев намеревался завершить труд 35-м томом, доводящим изложение до конца царствования Екатерины II).
Не менее знаменитый В.О. Ключевский (1841-1911), ученик СМ. Соловьева, известный и как блестящий лектор, создал пятитомный "Курс русской истории", а также ряд трудов по истории сословий в России, историографии и источниковедению. В отличие от представителей "государственной" школы, Ключевский стремился представить русскую историю как процесс развития общественных классов, взаимоотношения и роль которых менялись в зависимости от экономического и политического развития страны.
История народа занимала центральное место в трудах историков демократического направления - А.П. Щапова, НИ Костомарова и особенно В.И. Семевского, создавшего фундаментальные исследования по истории русского крестьянства, которые по богатству
фактического материала, точности и объективности в изложении исторических фактов, не утрати ли своей научной значимости до нашего времени.
Из русских историков, занимавшихся в то время всеобщей историей, следует назвать В.И. Герье и его ученика Н.И.Кареева, известных своими фундаментальными трудами по истории Франции XYIII - XIX вв., а также О.М. Бодянского, положившего в середине XIX в. начало славяноведению в России..
В литературоведении, языкознании и фольклористики особенно выделяются имена В.И. Даля, ФИ. Буслаева, В.Ф. Миллера, ЯК. Грота и А.А. Шахматова. В.И. Даль первоначально выступал как писатель-очеркист, издававшийся под псевдонимом Казака Луганского. Впоследствии он занялся собиранием и изучением русского фольклора, этнографически ми и лексиографическими исследованиями. В 1861 - 1862 гг. Даль издал наиболее полное собрание "Пословицы русского народа". Наибольшую известность Далю принес его четырехтомный "Толковый словарь живого великорусского языка" (в него вошло до 200 тысяч слов), работе над которым он посвятил около сорока лет своей жизни. Крупный литературовед и лингвист академик Я.К. Грот известен своими трудами в области финно-угорской, шведской и русской филологии, но особенно по сравнительному языкознанию. Он установил нормы русского правописания, действовавшие до его реформы в 1918 г. Известный фольклорист, лингвист и этнограф А.Ф. Миллер разработал основы исторической школы в фольклористике. Он считается наиболее крупным специалистом в изучении русского былинного эпоса. Выдающимся исследователем русского языка и диалектологии был академик Петербургской АН А.А. Шахматов. Ему принадлежат классические труды по текстологии русского летописания. Шахматов заложил основы исторического изучения русского языка. Велики его заслуги и как редактора многотомного академи ческого "Словаря русского языка". Большой вклад в изучение русского языка, литературы и искусства внес академик Петербургской АН Ф.И. Буслаев. Широкую известность Буслаеву принесли его капитальные труды "Историческая грамматика русского языка" и "Исторические очерки русской народной словесности и культуры". Он также известен и как автор крупных исследований по истории русской и западноевропейской живописи, иконографии, миниатюры и орнамента, как издатель древнерусских письменных памятников. Русская философия в пореформенный период была представлена раз личными направлениями. Материалистическое направление получило выражение в трудах Н.Г. Чернышевского, Д.И Писарева, М.А. Антоновича, Г.В. Плеханова. Среди философов- "идеалистов" были знамениты религиозные мыслители - П.Д. Юркевич, Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев (сын историка СМ. Соловьева), оказавший значительное влияние на философскую мысль России конца Х1Х-начала XX вв.
4. Литература и искусство
Народная жизнь, общественно-политические направления и течения в пореформенной России получили свое отображение в литературе и искусстве. Именно эти сферы русской культуры особенно живо откликались на актуальные вопросы современности. Распространение в поре форменной России народнических идей оказало влияние на литературу и искусство. В литературе центральное место занимает тема "мужика", судеб русской пореформенной деревни.
Ведущим направлением в литературе того времени был критический реализм, для которого характерно объективное изображение "правды жизни" и вместе с тем острая критическая направленность против ее негативных сторон, в первую очередь социальной несправедливости, политического и духовного угнетения личности, правовой ее незащищенности. Характерной чертой критического реализма было также умение показать "типические черты жизненных явлений", типичные характеры в типичных обстоятельствах.
На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества выдающихся русских писателей Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, поэтов Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета (Леншина), А.К. Толстого.
Творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого представляет собой вершину критического реализма в русской литературе. В своих произведениях он изобразил почти вековую полосу русской жизни - от начала ХГХ-го до начала XX вв. В знаменитой эпопее "Война и мир" и в "Севастопольских рассказах" писатель показал национальный характер русского народа, его героизм в борьбе с внешними врагами, поставил философские проблемы о постижению внутренней сущности личности и поисках нравственного идеала. В романах "Анна Каренина" и "Воскресение" им раскрыты противоречия пореформенной жизни России, фальшь и разложение дворянского общества, комедия царского суда, лицемерие церкви и светских властей. В повестях, драмах и рассказах о народном быте он ярко отразил настроения миллионов крестьян, их стихийный протест против угнетения и произвола. В начале 80-х годов происходит разрыв Толстого с той средой, к которой он принадлежал по своему происхождению и воспитанию, отказ от прежнего образа жизни. Он обосновывает свое миропонимание в "Исповеди", "Критике догматического богословия", "Соединении и переводе четырех евангелий" и особенно в трактате "В чем моя вера?" Толстой создает свою религиозно-философскую систему, получившую наименование "толстовства". Оно вызвало в России и за рубежом религиозно-утопическое общественное движение последователей Толстого. Толстовство призывало к преобразованию общества путем морально-религиозного самоусовершенствования, отказа от всякого насилия, проповедуя тезис "непротивления злу насилием". Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей в России, Западной Европе, в Индии, Японии и др. странах. Он много сделал и как просветитель: в своем тульском имении Ясная Поляна основал школу для детей, по его инициативе и на его средства в 1884 г. в Москве было основано просветительское издательство "Посредник", выпускавшее массовыми тиражами и доступные по цене для народа художественную и научно-популярную литературу, а также книги для детей.
Мастером классического реалистического романа был И. С. Тургенев. В романах "Отцы и дети", "Дворянское гнездо", "Рудин", "Дым", "Новь", "Накануне" писатель показал искания нового поколения русской интеллигенции 50-70-х годов, конфликт "отцов" и "детей", "хождение в народ", создал образы героических и самоотверженных русских женщин. Тургенев был большим мастером русского пейзажа, который изображен в его произведениях с лирической теплотой, тонкой наблюдательностью и проникновенностью.
М.Е. Салтыков-Щедрин был непревзойденным мастером сатирического жанра в русской литературе. В ранних повестях "Запутанное дело" и "Противоречия", в серии "Губернских очерков" и "Писем из провинции", в романах "Господа Головлевы", "Помпадуры и помпадурши" и "Господа ташкентцы" писатель-сатирик подверг уничтожающей критике жизненный уклад провинциального дворянства и чиновничества, нравы больших и малых сатрапов царской бюрократии, типы нарождающейся буржуазии -Разуваевых, Колупаевых, Деруновых. В пародийной "Истории одного города" в иносказательной и гротескно-сатирической манере он вывел галерею градоправителей (под которыми читатель угадывал характерные черты некоторых российских монархов). В "мелочах жизни" и знаменитых "Сказках" писатель представил "премудрых пескарей" либералов, трудяг-крестьян, паразитов-помещиков. В своем последнем романе "Пошехонская старина" Салтыков-Щедрин ярко изобразил быт помещичьей усадьбы в крепостное время.
Великий русский писатель Ф.М. Достоевский был непревзойденным мастером психологического романа. Мировую известность получили его романы "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Бесы", "Подросток", в которых писатель показал глубокий психологизм и трагизм личности, поиски героями романов общественной и человеческой гармонии, дал свое философское
осмысление нравственных и социальных контрастов. Произведения Достоевского проповедуют высокие нравственные ценности, исполнены болью за "униженных и оскорбленных", за судьбы "бедных людей" и вместе с тем верой в духовные силы человека. Достоевский выступал в печати также как блестящий публицист, литературный критик и религиозный мыслитель, переводчик лучших произведений западноевропейских писателей.
В пьесах великого русского драматурга А.Н. Островского, вступившего в русскую литературу в 50-х годах, обличалось "темное царство" купечества, с его ханжеством и самодурством, забитость и безысходность зависимых от своих хозяев людей. С большой обличительной силой Островский выводил и типы самодовольного барства. С неизменным со чувствием драматург изображал персонажи крестьян, ремесленников, бедных мещан, трудовой интеллигенции, которые были им представлены как подлинные носители правды и гуманности.
В творчестве поэта-демократа Н.А. Некрасова получили яркое изображение нелегкая крестьянская доля, тяжкий сельский труд, и вместе с тем поэт описал лирические сцены из сельской жизни, создал замечательные образы русских женщин. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов дал широкую картину пореформенной русской деревни, представил галерею крестьянских образов, которых противопоставлял крепостникам - "последышам" типа князя Утятина или Оболты-Оболдуева.
В 60-70-х годах в русскую литературу вошла плеяда молодых писателей-демократов -Ф.М. Решетников, Н.Г. Помяловский, В.М. Гаршин, И.В. Федоров (Омулевский), Г.И. Успенский, в творчестве которых получило реалистическое изображение жизни и быта русской деревни, мелкого чиновничества, городского мещанства, духовенства, интеллигенции. В 80 - 90-х годах в русской литературе выдвигаются А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Критический реализм стал господствующим направлением в изобразительном искусстве, музыке и театре пореформенной эпохи. Видным теоретиком-пропагандистом этого направления стал выдающийся художественный и музыкальный критик, историк искусства, В.В. Стасов. В живописи идеологом и организатором творчества молодых художников этого направления явился И.Н. Крамской - один из создателей в 60-х годах группы художников-передвижников.
В 1863 г. 14 молодых талантливых художников, учеников Академии художеств, отказались от участия в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышли из Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. она сменилась Товариществом художественных передвижных выставок. В него вошли члены петербургской Артели, а также почти все значительные художники того времени, придерживавшиеся реалистического и демократического направления в живописи. Они поставили своей задачей глубокое изучение народного быта, народных типов и образов, родной природы, которые отображали в своем творчестве. Для пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выставки в стране (только за 1870 - 1883 гг. было проведено 48 выставок). Все художники, примкнувшие к этому направлению, получили наименование "передвижников". Наиболее видными из передвижников были И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Η Суриков, В.Г. Перов, BE. Маковский, ГГ. Мясоедов, АК.Саврасов, ИИ. Шишкин, Н.А. Ярошенко, И.М. Прянишников, К.А. Савицкий, В.М. Васнецов. Позднее к этому направлению присоединились художники младшего поколения - И.Е. Репин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, А.К. Касаткин.
Каждый из них, разделяя основные принципы этого направления в живописи, сохранял свою индивидуальность и неповторимость. Крамской в своих картинах умел мастерски передать внутренний мир человека, обычно в его самых сложных душевных переживаниях (например, его картины "Неутешное горе", "Христос в пустыне"). Крамской был выдающимся мастером глубокого по своей характеристике портрета. Таковы его автопортрет, портреты видных русских писателей, ученых, публицистов и общественных деятелей - Л.Н. Толстого, НА. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.В. Григоровича, СП
Боткина, П.М. Третьякова, ИИ Шишкина, А.С. Суворина. Он создал также галерею портретов крестьян -"Полесовщик", "Мина Моисеев", "Крестьянин с уздечкой" и др. Глубоким лиризмом проникнута его знаменитая кар тина "Неизвестная" - изображение молодой красивой женщины на фоне заснеженного Петербурга.
Один из организаторов творческого объединения Товарищества передвижников В.Г. Перов в начале 60-х годов создал ряд картин, в которых обличал косный быт буржуазии, нравы полиции и духовенства. Таковы его известные картины "Приезд станового на следствие", Чаепитие в Мытищах", "Монастырская трапезная", "Проповедь на селе". В конце 60-х годов художник переходит к эмоциональной лирике, создает цикл жанровых картин на сюжеты из жизни городской и сельской бедноты. В картинах "Тройка", "Проводы покойника", "Последний кабак у заставы" выражено сострадание художника к простым людям. В 70-х годах им создан цикл жанровых описаний "отрадных" и даже анекдотичных сцен из народной жизни ("Птицеловы", "Рыболов", "Охотники на привале"). Писал Перов и портреты (А.Н. Островского, В.И. Даля, Ф.М. Достоевского), а также картины на исторические сюжеты (широко известна его картина "Суд Пугачева").
Выдающимся мастером исторической живописи был В.И. Суриков. Его первое значительное полотно "Утро стрелецкой казни" сразу обратило внимание художественной общественности и принесло автору известность. В своих исторических картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории и известные исторические личности, как правило, с сильными характерами, действовавшие в экстремальных условиях. Таковы его картины "Меншиков в Березове" - изображение всесильного временщика Петра I в опале, "Боярыня Моро зова" - монументальное полотно, изображающее столкновение старообрядчества с "никонианством", героизм и фанатичность главного персонажа - Морозовой, "Покорение Сибири Ермаком" - отражение двух противоборствующих народных стихий. Драматизм момента, мужество и героизм русского солдата переданы в картине "Переход Суворова через Альпы", написанной к столетию этого события. Полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита отличается его кар тина "Взятие снежного городка" - описание народной игры на масленичной неделе. Последним значительным произведением Сурикова была картина "Степан Разин", в которой воспроизведены народные представления о вожде крестьянского восстания XVII в.
Выдающимся русским художником, наиболее полно воплотившем в своем творчестве принципы реализма и народности, был И.Е. Репин (1844 - 1930), прозванный "Ильей Муромцем русской живописи". Для творчества Репина характерны выразительность и монументальность его произведений, широкий диапазон разнообразных жанров и сюжетов - исторических, мифологических, бытовых. Им создана серия полотен, показывающих могучие силы и духовную красоту простого народа, - "Бур лаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Проводы новобранца", "В волостном правлении". Образы революционеров-народников представлены им в картинах "Сходка", "Арест пропагандиста", "Под конвоем", "Не ждали", "Отказ от исповеди". Широко известны картины Репина, написанные на исторические сюжеты, - "Царевна Софья", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и особенно "Иван Грозный и его сын Иван", которая явилась крупным общественным событием и воспринималась зрителем как протест против деспотизма. Репин создал также галерею замечательных портретов своих выдающихся современников - Л.Н. Толстого, А.Ф. Писемского, НИ. Пирогова, В.В. Стасова, М.П. Мусорского, А.К. Глазунова, П. А. Стрепетовой.
Ярким представителем русской батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В. Верещагин. Известны серии его картин об Отечественной войне 1812 года, о русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.,"туркестанская коллекция" (картины из истории завоевания Сред ней Азии). Художник сам бывал в районах военных действий на Балка нах и в Средней Азии, подвергаясь всем опасностям военной обстановки. Его картины, изображавшие без прикрас тяготы войны, неприглядные военные сцены, являлись осуждением войны вообще.
Видными художниками-жанристами были И.М. Прянишников, В.М. Максимов, А.К. Савицкий, НА. Ярошенко, В.Е. Маковский. Русская пейзажная живопись была представлена крупнейшими художниками-реалистами, воспевавшими русскую природу, - ИИ Шишкиным, А.К. Саврасовым, А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, Ф.А. Васильевым, ИИ Левитаном.
Своеобразием отличались архитектура и скульптура в пореформенное время. Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса и технических новшеств способствовало созданию сооружений, характерных для индустриального развития страны, -заводских корпусов, железнодорожных вокзалов, торговых центров, банков, "доходных домов" и т.д. С одной стороны, все более оказывал влияние стиль модерн, с другой -стремление к стилизации "под старину".
В конце XIX в. были построены в неорусском (или ложнорусском) стиле хорошо известные здания культового, торгового, административного и культурного назначения: храм "Спас на крови" на Екатерининском канале (на месте гибели Александра Π), А.Н. Померанцевым Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ), В.О. Шервудом Исторический музей, Д.Н.Чичаговым здания Исторического музея Московской городской думы, Карлом Тоном завершено строительство в Москве храма Христа-Спасителя. Эклектизм в архитектуре проявлялся в использовании ренессансных и готических форм.
Эти тенденции в архитектуре нашли свое выражение и в скульптуре. Образцом эклектики является композиция М.О. Микешина в Новгороде "Тысячелетие России". Крупным культурным и общественным явлением было открытие в 1880 г. в Москве памятника А.С. Пушкину (скульптор A.M. Опекушин) Выдающимся скульптором второй половины XIX в. был М.А. Антокольский. В 70-80-х годах он создал серию "монументальных личностей": "Иван Грозный" (за это произведение он был удостоен звания академика живописи), "Петр Великий", "Ермак", "Христос перед судом народа", "Смерть Сократа", "Спиноза", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый".
Большое общественное значение в пореформенную эпоху приобретает театр. Содержание репертуара русских театров отражало насущные проблемы, волновавшие современников, а сила сценического искусства талантливых театральных коллективов формировала их эстетические вкусы, нравственные принципы и в значительной мере общественные взгляды. В этом смысле пореформенный русский театр все более становился важнейшей частью общественно-культурной жизни страны.
Главными центрами театральной культуры, как и в первой половине XIX в., оставались Московский Малый и Петербургский Александрийский театры. В репертуаре Малого театра ведущее место в то время занимали пьесы А.Н. Островского, с драматургией которого было в значительной мере связано и развитие русского пореформенного театра вообще. В блестящей плеяде талантливых актеров Малого театра особенно выделялись Пров Садовский, Сергей Шумский, Иван Самарин, а также начавшие в то время свой сценический путь Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин, Александр Ленский. Все они хранили сценические традиции М.С. Щепкина, а многие были его учениками. В Александрийском театре играли такие выдающиеся актеры, как Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов, Полина Стрепетова.
В 60-70-х годах стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1866 г. по инициативе А.Н. Островского и Н.Г. Рубинштейна в Москве был создан Артистический кружок из числа театральной молодежи. Артист, режиссер и драматург А.Ф. Федотов основал в 1872 г. в Москве "Народный театр", ориентированный на "массового зрителя".
Большой популярностью пользовался созданный в 1880 г. в Москве артисткой Малого театра А.А. Бренко "Пушкинский театр". Через два года из-за финансовых трудностей он прекратил свое существование. На смену ему пришел "Русский драматический театр", основанный Ф.А. Коршем. В 1888 г. в Москве А.Ф. Федотовым, оперным певцом и педагогом Ф.П Комиссаржевским и художником Ф.Л.Сологубом было создано "Общество
искусства и литературы , которое занималось преимущественно сценической деятельностью. Душой этого объединения стал тог
да молодой Константин Станиславский. Они ставили пьесы Шекспира, Гауптмана, А.Н.Островского, ППГнедича. При Обществе было организовано музыкально-драматическое училище.
В 1882 г. была отменена монополия казенных ("императорских") театров, что способствовало развитию провинциального театра, возникновению частных и "народных театров".
Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Широкого развития достигают музыкальная критика, теория музыкального искусства, организация музыкального образования. Большую роль в организации и развитии музыкального образования сыграли Антон и Николай Рубинштейны. Композитор, пианист и дирижер Антон Рубинштейн в 1859 г. создает в Петербурге "Русское музыкальное общество", на основе которого в 1862 г. была основана первая в Рос сии консерватория. Его брат, пианист и дирижер, Николай Рубинштейн явился основателем в 1866 г. Московской консерватории. В ряде городов России возникли отделения петербургского "Музыкального общества".
В 1862 г. в Петербурге сложился "Балакиревский кружок" композиторов, или как образно назвал его критик В.В.Стасов, "Могучая кучка". В кружок входили его основатели М.А. Балакирев и Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Творчество "кучкистов" характерно созданием народных симфоний, проникнутых высоким патриотическим духом, яркой реалистичностью сильных драматических образов. Оперы Мусорского "Борис Годунов" и "Хованщина", Римского-Корсакова "Садко", "Псковитянка", "Майская ночь" и "Царская невеста", Бородина "Князь Игорь" являются шедеврами русской и мировой музыкальной классики.
Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский (1840 - 1893), ученик А.Г. Рубинштейна. Расцвет творчества Чайковского приходится на 70-80-е годы. Чайковский создал высочайшие образцы оперной, балет ной, симфонической и камерной музыки. Им создано 10 опер - "Воевода", "Ундина", "Опричник", "Евгений Онегин", "Мазепа", "Орлеанская дева", "Черевички", "Чародейка", "Пиковая дама", "Иоланта", три ба лета -"Лебединое озеро", "Спящая красавица, "Щелкунчик", получившие огромную популярность в России и за рубежом и занявшие ведущее место в репертуарах многих оперных театров. Для персонажей опер и балетов Чайковского характерны глубокая лиричность, искренность и правдивость в выражении чувств. Чайковский принадлежит к великим мастерам-симфонистам. К мировым шедеврам относятся его симфония "Манфред", симфоническая фантазия "Франческа да Римини", увертюра фантазия "Ромео и Джульетта", "Итальянское каприччио", фортепьянные и скрипичные концерты. В них он раскрывал конфликтное столкновение страстного порыва человека к счастью с жестокой действительностью. Оперы, балеты и симфонии Чайковского проникнуты глубоким лиризмом и тонким психологизмом. Чайковским было написано свыше ста романсов, преимущественно на произведения русских поэтов. Он выступал также и как оперный и симфонический дирижер в России, во многих городах Европы и Америки.
Конец XIX в. ознаменован появлением в музыке плеяды молодых талантливых композиторов: А.К. Глазунова, А.С. Аренского, А.К. Лядова, А.Н. Скрябина, СИ. Танеева, А.Н. Лядова. В 90-е годы были поставлены балеты Глазунова "Раймонда", "Барышня-служанка" и "Времена года"; Танеевым создана опера "Орестея" (по мотивам древнегреческого дра матурга Эсхила) и ряд произведений камерной музыки; Аренский создал оперы "Сон на Волге" и "Воевода"; Лядов написал вокальные циклы, симфонические и фортепьянные миниатюры на сказочные сюжеты. Но расцвет творчества этих композиторов приходится уже на начало XX в.
Ведущую роль в развитии русского оперного искусства и балета, как и прежде, играли Петербургский Мариинский и Московский Большой оперные театры.
Культурная жизнь России во второй половине XIX в. характерна появлением крупных культурных учреждений: музеев, библиотек, выставок. В Москве были открыты в 1862 г. Румянцевская библиотека (ныне Российская государственная библиотека), в 1872 г. Политехнический музей, в 1883 г. Исторический музей. В 1892 г. в дар Москве П.М. Третьяковым была передана собранная им большая коллекция картин и скульптуры русских художников, положившая основание знаменитой Третьяковской галерее. В Петербурге в 1895 г. был открыт Русский музей, имевший и большой этнографический отдел. Музеи и картинные галереи были открыты и в ряде губернских городов.
|
|
|
|